OBL

Субкультуры в 2К19

В 2019 году нельзя отнести человека к субкультуре просто из-за внешнего вида. Хипстерский стиль — мейнстрим, розово-черные волосы — перестали удивлять, черный цвет в одежде — классика, а не отношение к готической культуре. The Vyshka попыталась разобраться с тем, в каком виде сейчас существуют субкультуры и какую роль играет разделение на микросообщества в жизни студентов.

ь

ДМИТРИЙ ЧЕРНЫШЕВ

студент 2 курса Института современного искусства

ВХОЖДЕНИЕ В РЯДЫ

Субкультура отличается от культуры своей дерзостью, противопоставляется нормам и традициям. Субкультура может «заразить» даже тех, кого с детства приучали к абсолютно другой саморепрезентации. Интеллигентная семья с хорошим достатком, учеба в Англии в католической школе на протяжении пяти лет не располагают к панк-культуре, но Дима проникся ею за рубежом. Первое столкновение с идеями полной свободы случилось во время прочтения «В чем моя вера» Льва Толстого. После, уже в Лондоне, с 16 лет Дима верил не в церковь, а в анархию, хотя он до сих пор является религиозным человеком.

«Такое отношение к жизни отчасти могло сложится из-за того, что у нас в семье был всегда всего хватало. И к моменту взросления я уже четко понял, что нихрена нет счастья и смысла в этих материальных благах и каком-то типа успехе в жизни. Отправив меня в Англию, меня, с одной стороны, сделали отчасти образованным человеком, но с другой — пробудили во мне протест. Меня, собственно, выгнали на последнем году обучения из-за личных конфликтов с преподавателями, из-за этого дебильного порядка, но это к панку не имеет никакого отношения».

ИДЕЙНОСТЬ

Панки — воины против общественной системы. Поведение некоторых приверженцев субкультуры может шокировать: поджог мусорных баков, вандализм, наркотики и пробуждение в собственной рвоте. Но, по словам Димы, панки признают, что отличаются от общества в негативном ключе. В более раннем возрасте Дима тоже мог, например, поджечь мусорку, но методы были менее радикальными и более безопасными.

Больше всего ему ненавистны авторитеты в любой форме, в первую очередь, государство и общество. Раньше он не ел мясо, не употреблял алкоголь и не курил табак, ведь все это идет в карман самой высшей инстанции. Сейчас у него есть некоторые послабления, но самой главной идеей остается нежелание платить налоги и работать в принципе, тем более на государство.

ПАНКИ — ЭТО СУБКУЛЬТУРА, КОТОРАЯ ОТКРЫТО ПРИЗНАЕТ СЕБЯ ОПУХОЛЬЮ НА ТЕЛЕ ОБЩЕСТВА, ЭТО ПРОТЕСТ ПРОТИВ ВСЕГО

Есть преисподняя, как царство Аида, со всякими там мерзкими тварями кишащими, это и есть субкультура, а все, что на поверхности, — нормальное общество».

МУЗЫКА НАС СВЯЗАЛА

Дима отлично разбирается в этом стиле музыки и с исторической точки зрения. В его арсенале как зарубежные, так и отечественные исполнители, хотя сейчас ему нравятся более мелодичные песни. Люди, которые писали панк-музыку, были эрудированны и подкованы во многих сферах — раньше она имела огромное влияние на массы и вызывала интерес у политических деятелей. По словам Димы, современные панк-группы слишком коммерциализированы, в них нет души, которая цепляла в музыке 70-х – 80-х. Потому свое предпочтение в этой музыке он отдает олдам.

«Спорное утверждение, что панк — это абсолютно не интеллектуальное течение. С одной стороны, если ты бухаешь пиво и блюешь в подворотне со своими «друзьями-обрыганами», то да, это не слишком интеллектуальное занятие. Но творцы панк-культуры всегда были очень образованными людьми, взять того же Егора Летова. Это вообще самый важный человек в нашей современной культуре. Сейчас я слушаю не только этот вид музыки, но «Гражданская оборона» — лучшая группа».

Я — ПАНК

Никаких конфликтов или проблем с родителями у Димы не было. С самой музыкой его познакомила мама, когда он был еще подростком, так что шока и критики не последовало. К тому же, родители Димы не оказывают на него давления. В Англии была своя тусовка с единомышленниками, да и в России он нашел с кем поделиться мыслями и идеями. Сейчас ему важнее эмоциональная составляющая общения, а не интеллектуальная, они также близки не только мировоззрением, но и образом жизни. Но никогда именно в самой панк-тусовке Дима не состоял.

«Вообще, одни из первых песен Егора Летова мне дала послушать мама, ей самой нравится этот стиль и некоторые идеи, так как она лично застала этот период.

ЛЮДИ, КОТОРЫЕ РЕАЛЬНО ВРУБАЮТСЯ В ТЕМУ, ЛИБО ВЫМЕРЛИ В 90-Х, ПРОСТО СЕБЯ УНИЧТОЖИЛИ, ЛИБО СУЩЕСТВУЮТ В СВОЕЙ ЗАКРЫТОЙ ИНТЕЛЛИГЕНТСКОЙ ТУСОВКЕ 

Я никогда с ними близко не общался, потому что образ жизни тотального запоя меня пугает. Для меня один из самых важных критериев — духовность, это как манифестация в индустриальном обществе свободы через образ жизни. Нет никакой эстетики, он не должен выглядеть как-то, чтобы им быть, нужно выглядеть так, как он хочет, не задумываясь над тем, что подумают другие».

НАСЛЕДИЕ

По мнению Димы, первые искренние панки давно перестали существовать, с тех пор как Sex Pistols подписали договор со звукозаписывающей компанией у Букингемского дворца. Сейчас Дима уже не может назвать себя панком. С коммерческими отождествлять себя нет желания, а в прошлое никак не вернуться, и личные воззрения уже изменились. Вместо открытого протеста теперь устоявшееся мнение на основе этой идеологии.

«Раньше я не ел мясо, не курил табак, не пил алкоголь, был более принципиален, сейчас я не веду такой правильный образ жизни. Сколько способов навариться у государства на вреде себе, я не хочу ему потакать, как минимум, налогами. Мне чужда и неприятна вся масс-культура, потому я верен собственным идеям и вкусу. У меня в окружении практически все разделяют мое мировоззрение, а сами отношения я выстраиваю на доверии».


f

ДАША ТОРЦЕВА

студентка 1 курса ВШЭ,

имя изменено по просьбе героини

ВХОЖДЕНИЕ В РЯДЫ

Любая субкультура обладает общей идеей, которая определяет то, как ведут себя ее приверженцы. Но все начинается именно с личного интереса к этим «нормам». Он дает толчок для принятия определенных ценностей, объединения себя с целой группой людей. Для Даши K-POP был отличной возможностью найти не только хобби, друзей, но и саму себя. Она познакомилась с жанром в самый пик его популярности и надолго в него влюбилась.

«Я только перегорела любовью к сериалу «Доктор Кто», и мне, одинокому ребенку без друзей, но с неуемной энергией, было необходимо направить куда-то свой неисчерпаемый интерес; так вышло, что меня познакомили с K-POP».

ИДЕЙНОСТЬ

K-POP не обладает четкой и выраженной идей, которую пропагандируют группы. Все в целом — это история исполнения одной большой и светлой мечты. Каждая группа может являться доказательством того, что стать известным исполнителем реально, ведь их заветное желание попасть в состав сбылось. С этого момента их сопровождают всемирное признание и обожание фанатов, которые хотят походить на своих кумиров — начинают изучать корейский, записываются на вокал, посещают уроки танцев. Для Даши это был толчок в сферу писательства. Теперь она достаточно популярный автор на Фикбуке.

«В свое время K-POP мотивировал меня на усердную работу. Так что в целом он не так уж и бесполезен. Сотни фанатов начинают танцевать, петь, учить язык, чтобы как-то походить на айдолов. Плохо ли то, что фанаты саморазвиваются, любуясь кумирами? Конечно нет. Так что, думаю, K-POP — это история про поиск лучшего себя».

МУЗЫКА НАС СВЯЗАЛА

Первое знакомство Даши с K-POP было именно через музыку, но потом она стала интересоваться дорамами, то есть корейскими сериалами, и ток-шоу, слушать каверы, читать фанфики. Это направление построено на медиа, развлечениях и скандалах, так что Даша продолжает читать новости, чтобы оставаться в курсе, но треки из прошлого слушает редко.

«K-POP намного шире свежего альбома или клипа. Все, что так или иначе связано с кейпоп артистом, – тоже часть культуры. Сериалы, шоу, фанфики, каверы — все это он».

Я — K-POPер

Родители не всегда нейтрально относились к увлечениям дочери. Сначала отца Даши смущали плакаты с женоподобными мальчиками на стенах, но потом с этим свыклись. Именно благодаря этому течению Даша смогла найти свою первую компанию, с которой поддерживает связь до сих пор, приезжая в родной город. Практически все кей-поперы открытые и дружелюбные, они совершенно не испытывают агрессии к людям с другими увлечениями. Сейчас она не афиширует свою любовь к корейской музыке. Нескольким друзьям она рассказывала о своем прошлом увлечении, но они не погружены в эту тему настолько глубоко.

СВОИХ ПЕРВЫХ НАСТОЯЩИХ ДРУЗЕЙ Я НАШЛА ИЗ-ЗА КЕЙПОПА, И ИЗ-ЗА КЕЙПОПА НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ ПЕРЕСТАЛИ ВОСПРИНИМАТЬ МЕНЯ ВСЕРЬЕЗ

«Но семья не сразу приняла это. Сперва отец устраивал скандалы, ведь его смущали накрашенные мальчики на плакатах, висящих в моей комнате. Но позже мое окружение свыклось с увлечением».

НАСЛЕДИЕ

Хоть сейчас Даша и не причисляет себя к этой субкультуре, но, возвращаясь домой, общается с ребятами из этой тусовки, а когда-то их было примерно 80% в ее окружении. Благодаря этому опыту она открыла в себе способности к вокалу и писательству, избавилась от проблем в общении и подняла самооценку. К тому же, знать хотя бы пару слов азиатского языка и культуру другой колоритной страны никогда не бывает лишним.

«На данный момент я не афиширую свою любовь к K-POP и не основываю на ней свои привязанности, поэтому любителей этого музыкального направления в моем новом круге общения нет. Для меня опыт пребывания в субкультуре — наиболее яркая часть жизни, потому что так или иначе она помогла мне найти друзей, хобби, себя».

Текст: Вероника Филипчук

Редактор: Юлия Цветкова, Светлана Киселева

Оформление: Ирина Чувашёва

Гифки: giphy.com