«Сложностей много, но возможность есть». Как получить высшее образование из исправительной колонии
Сейчас Андрею (имя героя изменено — прим. The Vyshka) 30 лет и он заканчивает 3 курс вуза по направлению «Юриспруденция». Однако он не ходит на пары в университет и даже не отвечает на Zoom-семинаре из дома. Андрей был осужден по совокупности преступлений на 11 лет, и сейчас отбывает наказание в одной из колоний на севере России, и получает образование оттуда. В соответствии со ст. 9 УИК РФ получение образования является одним из основных средств исправления осужденных. Кроме того, учеба — это часто полезная альтернатива ударному и не всегда осмысленному, почти бесплатному труду в колонии. Мы поговорили с Андреем о том, как получить высшее образование, даже если находишься в местах лишения свободы, и какие трудности при этом могут возникнуть.
Жизнь на свободе
У Андрея было обычное детство, такое, как и у других детей из регионов из небогатых семей. Он жил в небольшом поселке на севере России, бегал с дворовыми мальчишками, занимался спортом, средне учился в общеобразовательной школе и окончил там 9 классов. Учеба не была в почете среди окружения Андрея — все его знакомые считали, что нужно как можно быстрее пойти работать. У этого была объективная причина: денег в семьях не хватало, и еще один источник дохода был всегда кстати. После школы Андрей поступил в местный колледж и выучился на монтажника трубопроводов.
Андрей рассказывает, что в его регионе всегда были большие проблемы с работой, с которыми он столкнулся после окончания колледжа. В городе мало рабочих мест, а на тех, которые есть, платят плохо. Из-за этого многие, особенно молодежь, работают вахтовым методом или ищут другие способы заработка. Сначала Андрей работал на вахте в соседнем регионе на Крайнем Севере, там он занимался обустройством нефтяных месторождений. Работа на вахте была очень тяжелой, еще сложнее для Андрея было редкое общение с семьей и друзьями. Чуть позже ему удалось устроиться по специальности в строительную фирму у себя в регионе, однако зарплата там была не такой, чтобы жить комфортно.
Первый раз Андрей получил судимость, когда после одной из тусовок с друзьями пьяным угнал машину. В колонии он отсидел всего пару месяцев, а затем вышел без снятия судимости по амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции РФ. После этого Андрей столкнулся с еще более проблемным поиском работы — из-за судимости его никуда не хотели брать. Спустя несколько лет из-за проблем с трудоустройством он взял фамилию своей жены.
Тогда Андрей стал задумываться о том, что получить высшее образование необходимо, чтобы реализоваться в жизни и найти более престижную и высокооплачиваемую работу. Однако он говорит, что свободного времени тогда не было, а также не было понимания сферы своих интересов, для того чтобы выбрать, куда поступить. К тому же Андрей считает, что на бюджет он вряд ли прошел бы, так как не подготовился бы к ЕГЭ. Дополнительную трудность создавало то, что в регионе героя в вузы часто, по его словам, «пропихивали по знакомству».
Андрею необходимо было обеспечивать себя, жену и детей, а денег с все-таки найденной работы еле хватало. В это время Андрей жил на съемной квартире со своей семьей, а также с приятелем Егором (имя героя изменено — прим. The Vyshka), с которым отбывал первый срок в колонии. Аренду они решили разделить между собой. Тогда Егор предложил спланировать ограбление, чтобы получить необходимые средства для оплаты жилья. Они совершили несколько грабежей, а также спустя несколько месяцев телефонное мошенничество.
Сейчас герой говорит, что сильно жалеет о сделанном, ведь это было не так нужно: минимально необходимое в жизни было, и стоило лишь работать и пробовать развиваться, чтобы получить другую должность и больше зарабатывать, а не идти по быстрому пути. Андрея приговорили к 11 годам лишения свободы по совокупности преступлений (согласно ст. 17 УК РФ совокупность преступлений — это совершение двух или более преступлений, за которые лицо не осуждено; при совокупности преступлений лицо несет уголовную ответственность за каждое совершенное преступление — прим. The Vyshka). Суд вынес более жесткий приговор из-за рецидива преступления, а также из-за того, что оно было организовано группой лиц по предварительному сговору.
Первые мысли об образовании
Когда Андрей оказался в колонии, он услышал смех, который доносился из окон бараков.
Я был по-настоящему шокирован, ведь это тюрьма, тут должно быть всем грустно. Я совсем не понимал, почему они смеются
Через некоторое время он осознал, что здесь тоже продолжается жизнь: люди испытывают разные эмоции, строят человеческие отношения. К тому же это то, что помогает не потерять в себе человека, особенно если срок долгий, считает герой.
Мысль о желании получить высшее образование у Андрея появилась как раз во время общения с другими осужденными. В одном из личных разговоров он услышал, что существуют учебные заведения, которые готовы принять людей из колоний на заочное обучение (согласно п. 9 ст. 80 Закона «Об образовании» лицам, осужденным к лишению свободы, разрешается получение профессионального и высшего образования в заочной форме обучения — прим. The Vyshka).
Для того чтобы заинтересовать осужденных в получении образования, в колонии иногда устраивается подобие дня открытых дверей, когда приходят представители вузов и рассказывают, что готовы принять студентов в свои учебные учреждения. Однако, говорит герой, эти события очень редкие и проходят формально, как и почти все культурные мероприятия, устраиваемые администрацией: «Работники всех собирают, делают фотографию и говорят расходиться, даже не проводя запланированного мероприятия». Поэтому цели заинтересовать при такой ее реализации добиться не получается.
Андрей узнал, что для того чтобы поступить, нужно подать документы в вуз и сдать вступительные экзамены. Однако 10 и 11 классы герой оканчивал во взрослом возрасте в вечерней школе. Он жил в поселке в ветхом доме, и, когда переезжал, аттестат потерялся. Андрей попытался связаться с этой школой, но оказалось, что она больше не работает. Восстановить документы не удалось: в базе выпускников Андрея по невыясненным причинам не было, а бывшая администрация школы на запросы не отвечала.
Андрею пришлось снова оканчивать два выпускных класса здесь, в колонии. К тому же по закону он был обязан это сделать — лица, осужденные к лишению свободы и не достигшие возраста 30 лет, обязаны получить среднее общее образование (п. 4 ст. 80 Закона «Об образовании» и п. 1 ст. 112 УИК РФ — прим. The Vyshka).
Как проходило поступление
Общим и средним образованием в колонии занимается Региональный центр образования, который специализируется не только на обучении заключенных, но и на обучении людей с инвалидностью и тех, кто по разным обстоятельствам не может учиться в обычных школах. Учителя из центра образования приезжают проводить уроки в школу, которая находится на территории колонии. Андрей рассказывает, что все учителя, которые вели у него уроки, были опытные и хорошо разбирались в своем предмете, однако часто вместо уроков просто рассказывали о своей жизни, из-за чего страдало качество занятий. «Внуки и пирожки — вот частые темы для обсуждений на уроках», — говорит герой.
После получения среднего образования герой стал готовить документы для поступления. Сдача ЕГЭ в колонии Андрея организована не была, поэтому поступить можно было только сдав внутренние вступительные испытания. Вуз, в который поступал Андрей, организовал сдачу вступительных на территории колонии. Все проходило без камер и независимых проверяющих, поэтому учителя из школы помогали с выполнением заданий. Так Андрей сдал все с первой попытки на необходимые для поступления баллы.
Несмотря на слабый контроль при сдаче экзаменов и помощь учителей, Андрей говорит, что на бюджет из колонии практически никто не поступает, но это, скорее, зависит от того, что на заочное отделение вузы обычно не выделяют бюджетные места. Те, кто поступает на бюджет, учатся не на самых востребованных специальностях. Например, у Андрея есть такой знакомый с религиоведения.
Андрей отмечает, что главные проблемы при поступлении, с которыми он сталкивался, — это проблемы с документами. Здесь с этим очень тяжело: их нельзя отправить в электронном виде, факсом или другим способом. Андрею приходилось заполнять по две-три копии документов полностью от руки. Работники колонии с этим не помогали. Часто не удавалось вовремя отправить документы из-за того, что они проходят, как и все письма, цензуру и поэтому задерживаются. К тому же администрация часто забывает вовремя передать их заключенным. Однако, отмечает Андрей, письменные обращения, несмотря на все трудности, всегда доходят. «Сложностей много, но возможность есть», — говорит он.
Герой считает, что для того, чтобы процедура поступления проходила адекватно, у каждого вуза должен быть представитель, который бы приезжал в колонию с необходимыми документами, которые осужденные могли бы заполнить на месте и сразу правильно. Такие есть у некоторых вузов, говорит Андрей, однако часто функции представителя вуза — получение документов, отслеживание сроков, проверка личных данных и тому подобное — выполняют родственники заключенных.
Андрей говорит, что с поступлением ему помог брат: он отвозил документы, договаривался с представителями вузов, когда возникали задержки. Когда все, связанное с документами, было решено, Андрей поступил на платное отделение юридического факультета в один из региональных вузов, его семья оплатила учебу, и он был официально зачислен.
Почему юридический
Еще во время следствия по своему делу Андрей сталкивался с нарушением прав. Суд, в котором проходили заседания по делу, был в одном городе, а СИЗО, в котором герой находился, — в другом. На каждое из многочисленных заседаний и допросов Андрей ехал около суток на поезде. Вагоны, в которых перевозят подозреваемых и осужденных, разделены на отсеки, куда набивается намного больше людей, чем то, на сколько они рассчитаны. В таких условиях людям, которым суд еще даже не вынес обвинительный приговор, приходится находиться долгое время.
Даже если я и нарушил закон, то я все еще остаюсь человеком и никто не вправе забывать это
Интуитивно Андрей понимал, что так быть не должно, поэтому стал задумываться, что хорошо бы знать свои права и тем более научиться их защищать. Он рассказывает, что в колонии много человек, которые очень плохо знают или вообще не знают правовых норм даже для того, чтобы написать в суд исковое заявление. Сотрудники, которые часто тоже не обладают достаточным уровнем правовой грамотности, это понимают и поэтому могут манипулировать заключенными. Они используют выдуманные нормы, а осужденные из-за незнания слепо в них верят. Это часто проявляется даже в бытовых вещах. Например, во время пандемии заключенным должны были выдаваться маски, однако их выдали только через год после введения карантина в России. «Нам всем выдали по одной одноразовой маске, и сказали, что так положено. Мы ее должны были стирать и использовать как многоразовую, что точно не соответствует санитарным нормам», — рассказывает герой.
Андрей считает, что юридическое образование поможет ему защитить себя и окружающих от произвола и нарушения прав и на свободе, и в заключении. Начать разбираться в юриспруденции можно и в колонии и даже сразу применять свои знания на практике. Например, часто осужденным приходится обжаловать ненадлежащие условия содержания, которые не соответствуют ни международным, ни российским стандартам.
Как проходит обучение из колонии
Формально у осужденных есть распорядок дня, где в день выделяется два часа свободного времени, когда человек может заниматься, например, выполнением заданий по учебе. Однако в реальности свободного времени намного больше, говорит Андрей. Он отмечает, что у него, как и у большинства осужденных, свободен практически целый день. Работники колонии к этому относятся безразлично, поэтому проблем из-за несоблюдения уставного времени обычно не возникает.
Обучение из мест лишения свободы, как объясняет Андрей, это письменное выполнение разных заданий и отправка их на проверку по почте в вуз. Пар в привычном понимании у заключенных нет, общения с одногруппниками тоже. Определенного учебного помещения для заключенных, которые обучаются в вузах, администрация колонии не обязана выделять.
У нас нет даже стола, но, сидя на кровати за тумбочкой, можно учиться и всегда помнить, что делаешь это для себя
Согласно ст. 108 УИК РФ: «С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения обязана оказывать содействие осужденным в получении высшего образования». Штаба сотрудников, которые могли бы оказать помощь или дать консультацию по заданиям, нет, рассказывает Андрей. Но, говорит герой, если обратиться к школьным учителям или сотрудникам профессионального училища, которое находится в колонии, и задать им вопрос по поводу учебных моментов, то они обычно помогают.
Однако часто они не могут что-то подсказать, так как у них нет нужной специализации, поэтому почти все приходится делать самостоятельно, отмечает Андрей. К тому же заключенный должен каждый раз, когда ему нужно выйти из отряда, как в этом случае до школы или училища, должен спрашивать разрешения у дежурного или начальника колонии, что затрудняет возможность коммуникации.
Герой говорит, что старается выполнять все задания сразу. Со стороны вуза ему часто идут навстречу, если вдруг что-то не пришло вовремя, так как они понимают, какие трудности могут возникнуть из-за проверки писем на цензуру или проблем с почтой, и осознают то, что эти трудности не зависят от студентов.
Литературу для выполнения заданий приходится просить присылать родственников, так как в библиотеке ее нет. Герой говорит, что в библиотеке очень мало хороших книг, единственное, что можно найти качественного, — это художественная литература. При этом Андрей отмечает, что проблем с передачей книг обычно не возникает и их пропускают. Также иногда можно выйти в интернет и там найти нужную информацию, если в камере у кого-то из осужденных есть нелегально пронесенный телефон.
Андрей отмечает, что обычно преподаватели не склонны заваливать студентов. Он рассказывает, что можно вообще делать не все задания или делать плохо, но все равно получить диплом, ведь деньги заплачены, а вуз не хочет терять клиентов. Но герой говорит, что он выполняет все и старается это делать качественно, поскольку получает образование для того, чтобы оно помогло ему в жизни.
Мотивация и окружение
Андрей рассказывает, что, когда он только попал в колонию, он услышал фразу: «В местах лишения свободы можно как получить здоровье, так и потерять. Как получить образование, так и отупеть». Это стало его мотивацией не просто потерять годы, которые он проводит в заключении, а прожить их с пользой, поэтому он и решил поступить в вуз.
Кроме того, по российскому законодательству, если человек учится, у него появляется возможность получить условно-досрочное освобождение. Так, согласно ст. 79 УК РФ при рассмотрении ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении суд учитывает его отношение к учебе в течение всего периода отбывания наказания. УДО также можно получить за добросовестное отношение к труду. Но в этом случае приходится работать на тяжелом производстве почти за бесплатно. К тому же гарантию УДО никто не дает, и часто рабский труд не дает никаких преференций заключенным, говорит Андрей.
Другие заключенные — особенно те, кто тоже сейчас получает образование (таких из отряда на 150 человек, по словам Андрея, всего пятеро или шестеро), либо те, кто получил его еще на свободе, — часто морально поддерживают Андрея, рассказывает он. Если имеют нужные знания, иногда помогают с выполнением заданий. Но есть те, кто завидует ему, потому что сам не имеет возможности учиться. Это может проявляться, например, в задевающих что-то личное фразах, но Андрей говорит, что за несколько лет, которые он уже отбыл в колонии, перестал обращать на это внимание.
Что потом?
После выхода на свободу Андрей в первую очередь хочет восстановиться на прошлом месте работы в строительной сфере. Он говорит, что это не будет большой проблемой, так как там работают его друзья и знакомые, которые в личном разговоре дали ему понять, что примут обратно.
Андрей осознает, что найти работу по юридической специальности без опыта будет затруднительно. Но говорит, что все равно хотел бы попробовать после того, как накопит денег. Андрей рассказывает, что разговаривал об этом со своим адвокатом и тот ему сказал, что судимость далеко не всегда становится преградой, но работать, вероятно, придется в маленькой компании и заниматься просто бюрократической работой, например оформлением документов.
После этого, если повезет, можно устроиться в более крупную фирму или открыть свой небольшой кооператив, рассказывает о мечтах Андрей. Но вне зависимости от того, получится реализовать свои планы или нет, он отмечает, что юридическое образование будет полезно и просто в повседневной жизни. Кроме того, герой также считает, что понимание правовых процессов и последствий поможет предотвратить новый рецидив преступления.
Текст: Мария Чепелева
Редакторка: Анастасия Елфимова
Иллюстратор: Екатерина Замыслова