Тренд на репрессии. Кого и почему обвиняют по 275 статье
275 статья УК РФ отличается особой строгостью: за нее можно получить до 20 лет лишения свободы. При этом на оправдательный приговор рассчитывать не стоит — в 2021 году российские суды оправдали менее 1% подсудимых. Вместе с адвокатом правозащитного проекта «Первый отдел» Валерией Ветошкиной* The Vyshka разобралась, что такое государственная измена, почему в ней обвиняют ученых и в чем проблема практики правоприменения.
Что представляет собой 275 статья
Согласно Уголовному кодексу РФ, 275 статья применяется по отношению к гражданам России в следующих случаях:
- шпионаж,
- выдача государственной тайны иностранному государству либо международной\иностранной организации,
- оказание помощи иностранному государству либо международной\иностранной организации в той деятельности, которая направлена против безопасности РФ.
«С юридической точки зрения, это не три пункта статьи, а три формы, в которых может быть совершена госизмена», — объясняет адвокат Валерия Ветошкина. Согласно правилам, во всех обвинительных приговорах форма «должна быть прописана конкретно». Однако, по словам Валерии Ветошкиной, так происходит не всегда: «У меня в производстве есть дело, которое расследуется уже больше года, и ни в одном документе не написано, в какой именно форме была совершена вменяемая госизмена».
Наказанием для гражданина РФ, которого осудили по 275 статье УК РФ, становится лишение свободы на срок от 12 до 20 лет. Дополнением к этому сроку может стать штраф и/или ограничение свободы. Если человеку в дополнение к лишению свободы назначили ее ограничение, то второе наказание отбывается после первого, основного. «Оно (ограничение свободы — прим. The Vyshka) связано с надзором за осужденным: обязанность не покидать муниципальное образование, являться в инспекцию и так далее», — объясняет Валерия Ветошкина.
Срок лишения свободы может превышать 20 лет. Это происходит в случае, если человека обвиняют не только в госизмене. Также по закону возможно сокращение уголовного срока: «в России так оправдывают, не выносят оправдательный приговор, но дадут наказание ниже указанного минимума».
Историческая справка: как было раньше
В Российской империи изменой Родине считалась выдача военной информации. В 1918 году понятие «измена» расширилось: теперь в него стали входить любые действия «против интересов рабоче-крестьянского государства».
Почти через 10 лет, в 1927 году, приняли новый Уголовный кодекс РСФСР (единого кодекса в СССР не было — прим. The Vyshka). В нем появилась 58 статья. Она содержала в себе 18 пунктов, среди них пункт 58_1а — «измена Родине». Более конкретно эта часть 58 статьи описана в постановлении ЦИКа от 1934 года. Согласно постановлению, изменой Родине, кроме шпионажа и выдачи государственной тайны, считались переход на сторону врага, бегство или перелет за границу. Наказанием был расстрел с конфискацией всего имущества. При смягчающих обстоятельствах расстрел заменяли на 10 лет тюремного заключения.
В 1960 году 58_1 статья перестала действовать. Вместо нее появилась 64. Форма наказания осталась прежней, но формулировка изменилась. В список действий, за которые гражданина СССР могли судить как изменника Родине, добавились еще три: отказ возвратиться в СССР из-за границы, заговор с целью захвата власти и оказание помощи иностранному государству. Последний пункт есть в тексте современной 275 статьи УК РФ.
Всего за период с 1959 по 1974 годы, согласно записке председателя КГБ Юрия Андропова, по 64 статье привлекли более 2 тысяч граждан. В годы сталинских репрессий уголовных дел, в том числе по этой статье, было значительно больше.
Через несколько лет после распада Союза, в 1993 году, для поиска и поимки «изменников» был создан новый орган — Федеральная служба контрразведки. В 1995 году ФСК перестала действовать (вместо нее появилась ФСБ), а в 1997 году начал действовать новый Уголовный кодекс РФ, в котором «измену Родине» заменили на «государственную измену».
Кого привлекают за измену государству
Как отмечает Валерия Ветошкина, 275 статья является очень строгой, а ее формулировка — абстрактной, что «расширяет круг лиц, в отношении которых ее можно применить».
Данные об уголовных делах публикует Судебный департамент при Верховном суде РФ. По данным за первую половину 2021 года, за госизмену осудили 8 человек, за шпионаж — 2, за разглашение гостайны — 31, а за незаконный доступ к ней осудили двоих. Это 275, 276 и 283 и 283.1 статьи. Все они входят в категорию преступлений «против основ конституционного строя и безопасности государства».
За период существования современного УК РФ, с 1997 по 2021 годы, в список осужденных по этим статьям вошли военные, журналисты, предприниматели, научные сотрудники, помощник полпреда (полномочный представитель — прим. The Vyshka) президента, бывший авиадиспетчер и даже продавщица. В 2016 году ее приговорили к 7 годам заключения за СМС о нахождении военной техники в Сочи, но затем помиловали. В 2019 году 22 года заключения (срок превышает максимальный — прим. The Vyshka) получил экс-полковник ФСБ Михайлов. В госизмене в 2020 году обвинили журналиста Ивана Сафронова. Следствие считает, что Сафронов передал секретные материалы чешским спецслужбам.
275 статья и академическое сообщество
В современной России по обвинению в госизмене или в разглашении гостайны неоднократно задерживали научных сотрудников. Так, в 2015 году арестовали преподавателя МГТУ им. Н.Э. Баумана и сотрудника ЦНИИмаша (Центральный научно-исследовательский институт машиностроения — прим. The Vyshka) Владимира Лапыгина. Ему было 74 года. Следствие обвинило преподавателя в передаче секретных данных с расчетом характеристик гиперзвуковых летательных аппаратов Китаю. Лапыгин получил 7 лет колонии, но в 2020 году вышел по УДО (условно-досрочное освобождение — прим. The Vyshka).
В феврале 2020 года уголовное дело возбудили против доктора технических наук Валерия Митько. На момент задержания ему было 78 лет. За полтора года до судебного процесса Даляньский университет пригласил Валерия Митько в Китай для прочтения лекций. По версии следствия, во время этой поездки ученый передал китайским спецслужбам секретные материалы. Под секретными данными, по словам Митько, понимается информация о подводных лодках, которую он взял из учебников по гидроакустике. Сейчас Валерий Митько находится под домашним арестом.
Дела против Голубкина и Губанова
Среди других ученых, которых задержали по обвинению в госизмене, — профессор МФТИ и сотрудник ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. Жуковского — прим. The Vyshka) Валерий Голубкин и его начальник, ученый-физик из ЦАГИ Анатолий Губанов. Голубкина арестовали в апреле 2021 года, Губанова — в декабре 2020.
Несмотря на то что дело об аресте Анатолия Губанова засекречено, журналисты выяснили, что человек с такими же ФИО работал в ЦАГИ им. Жуковского (авиационный государственный научный центр России — прим. The Vyshka). Там он занимал должность заместителя начальника отделения аэродинамики самолетов и ракет, сообщил BBC. Анатолий Губанов специализируется на высокоскоростных летательных аппаратах, является кандидатом технических наук и автором более 100 научных работ. Трое из пяти его детей работают в авиационной сфере, а тесть входит в число руководителей советской авиационной промышленности — стало известно из материала ТАСС. Человек по имени Анатолий Александрович Губанов также преподавал в МФТИ (Московский физико-технический институт — прим. The Vyshka).
В декабре 2020 года источник, обладающий информацией, сообщил «Интерфаксу», что обвинения в адрес Анатолия Губанова связаны с передачей секретных данных одной из европейских стран в рамках проекта HEXAFLY-INT (High-Speed Experimental FLY Vehicles — INTernational). Это международный проект, участники которого занимались разработкой гиперзвукового пассажирского самолета. В исследованиях участвовали страны ЕС, Австралия и Россия. Проект был завершен в 2019 году.
В апреле 2021 года, через несколько месяцев после задержания Губанова, в госизмене обвинили другого сотрудника ЦАГИ Валерия Голубкина. Ученый преподавал в МФТИ на кафедре теоретической и прикладной аэрогидромеханики. По сообщению источника «Интерфакса», Голубкина задержали по тому же делу, что и Губанова.
Подробности дела стали известны после того, как Валерий Голубкин написал письмо из СИЗО. Об этом сообщил РБК. В письме говорилось, что арест ученого связан с участием в HEXAFLY-INT. По словам Голубкина, вся информация о проекте была открытой с самого его начала, поэтому состава преступления не было. Адвокат Голубкина Иван Павлов рассказал, что следствие обвиняет ученого в передаче секретной информации бельгийцу Йохану Стиланту — одному из координаторов HEXAFLY-INT. Ему Голубкин передавал отчеты о проведенных исследованиях. Делал он это по распоряжению своего руководителя. В письме Голубкин сообщил, что показания против него дал Анатолий Губанов. Он, по словам ученого, пошел на сделку со следствием. «После ареста Губанова мой арест был только делом времени», — говорилось в тексте письма.
Валерий Голубкин высоко оценил поддержку студентов и преподавателей МФТИ, а дела против ученых назвал «современным трендом». РБК запросил комментарий у руководства МФТИ. В вузе заявили, что надеются на справедливое разбирательство в отношении обоих ученых. Комментировать их обвинения представители МФТИ не стали.
Уголовные дела против ученых: мнение адвоката
С практической точки зрения, пожилые ученые — очень легкая добыча. Им 70 лет, они искренне верят в государство и вообще не понимают, как в их отношении может быть возбуждено уголовное дело. Они часто признаются в том, что передавали какие-то данные, потому что верят, что следствие разберется.
При этом, чтобы получить срок за госизмену, не то чтобы надо иметь допуск к гостайне — это уже никого давно не смущает — надо иметь хоть какую-то связь с ней. Когда мы говорим об институтах, которые разрабатывают оружие, транспорт, ракеты, это всегда работа с гостайной. Прицел идет на эти (деятельность которых связана с разработкой оружия, транспорта — прим. The Vyshka) вузы, потому что там действительно есть гостайна. Вопрос в том, что ее никто никому не выдает, но следствие считает по-другому.
К сожалению, государство этим трендом на посадку ученых максимально останавливает развитие российской науки. Сейчас ученые могут отказываться от международных проектов, потому что боятся быть обвиненными в шпионаже.
Что не так с оправдательными приговорами
Российское законодательство позволяет выносить оправдательный приговор в отношении того человека, которого обвинили в госизмене. Также можно прекратить уголовное дело на этапе следствия в том случае, если есть основания для реабилитации. «Каким бы страшным преступником ни был человек, можно прекратить дело. Закон не запрещает, с законом все в порядке. Очень большая проблема состоит в практике правоприменения», — объясняет адвокат Ветошкина.
Согласно статистике Судебного департамента Верховного суда РФ, количество оправдательных приговоров по всем составам преступлений в 2020 году составило менее 1%. Ситуация с делами о госизмене еще сложнее. «Последний оправдательный приговор вынесли в начале нулевых, и это была абсолютно другая правовая реальность», — сообщает адвокат.
Осужденных за госизмену может помиловать президент. В 2017 году Владимир Путин воспользовался этим правом. Он помиловал двух россиянок, осужденных за госизмену из-за СМС-сообщений (Анник Кесян сообщила о движении танков в Сочи своему другу из Грузии, а Марина Джанджгава в СМС знакомому из Грузии написала о перемещении военной техники — прим. The Vyshka).
Также есть опция подать жалобу в ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека — прим. The Vyshka): европейский суд может выплатить компенсацию или обязать Верховный суд РФ пересмотреть приговор. Однако процесс рассмотрения жалобы может затянуться. Например, жалобу Валентина Данилова (72-летнего специалиста по физике плазмы, которого осудили за госизмену в 2004 году сроком на 13 лет — прим. The Vyshka) ЕСПЧ удовлетворил спустя 16 лет, в декабре 2020 года. Европейский суд по правам человека признал, что права ученого были нарушены, а суд по его делу не был беспристрастным.
По мнению Валерии Ветошкиной, подавать жалобу нужно, как минимум, для получения компенсации: «Это ни в коем случае не эквивалент тому ужасу, который переживает человек, в отношении которого выносится очень строгий обвинительный приговор, но это хоть что-то». Кроме того, ЕСПЧ накапливает все поданные жалобы и потенциально, имея достаточно большое их количество, может вынести постановление о том, что есть систематическая проблема, которую необходимо как-то решать.
Однако в настоящий момент, по словам адвоката Валерии Ветошкиной, прогноз по ситуации с уголовными делами в России неутешительный. «Пока мы живем в таком полицейском государстве, тренд на репрессии будет только усиливаться. В первой половине этого года было вынесено больше обвинительных приговоров, чем в прошлом году, и я думаю, что эта цепочка будет продолжаться».
*Валерия Ветошкина внесена в реестр СМИ-иностранных агентов
Текст: Елена Лемясова
Иллюстрации: Наталья Зеленова
Редакторка: Мария Чепелева