Политика открыто пришла в школу и сказала: «Я сейчас вам объясню, как правильно»
Патриотическое воспитание — понятие, которое все чаще звучит в контексте российского образования. С сентября 2022 года в школах каждую неделю поднимают государственный флаг, исполняют гимн и проводят «Разговоры о важном». В США и европейских странах понятия «патриотического воспитания» нет, однако и там стараются привить молодежи любовь к Родине. О том, как новые мероприятия проводятся в российских школах и чем они отличаются от зарубежных традиций, мы поговорили с преподавателями и ученицами из России и США.
Понятие «патриотизм» всегда имело неоднозначную трактовку. К нему относят и идею жертвенности во имя государства, и стремление укреплять традиционные ценности, сохранять культуру Отечества. Словарное определение этого слова звучит так: «патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу». В российской системе образования ему уделяют особое внимание. В США, Германии и Великобритании понятие «патриотическое воспитание» распространено в меньшей степени, однако формирование любви к Родине — важная часть иностранной политики.
Патриотическое воспитание в России
Правовой основой этого направления стала госпрограмма «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы». Согласно ей в школах должны были проводить военно-спортивные игры, организовывать фестивали патриотических песен и всероссийские конкурсы, слеты «юных патриотов», дорабатывать и переиздавать школьные учебники истории.
Первоначально патриотическое воспитание в российских школах реализовывалось в рамках внеучебной деятельности. Тем не менее важным методом влияния на школьников еще с 1990-х годов была интерпретация исторических событий на уроках. В 2009 году С. М. Соловьев, кандидат философских наук, провел анализ идеологических мифов в современных учебниках истории. В статье он рассматривает несколько событий прошлого, которые в большей степени, чем остальные, были пересмотрены ради соответствия новым идеям. О реформах Столыпина, например, отзываются только положительно и совсем не упоминают военно-полевые суды. В выводе к работе С. М. Соловьев указывает, что степень идеологизированности современных учебников остается такой же высокой, как в советских книгах. В то же время ученый отмечает смену установок: если в 90-е годы перед школьным образованием стояла цель отрицать советский опыт, то в начале 2000-х стали подчеркивать преемственность в истории России. Вместе с этим в учебниках истории сохранилось неприятие революционных событий. Это делает преподавание истории в школах противоречивым и наполненным, как отмечает автор, мифологизированными тезисами. Например, в учебнике «История Отечества. XX век» под редакцией А. Ф. Киселева написано, что поляки как «католические фанатики» стремились уничтожить российский народ во время советско-польской войны 1919—1921 годов и искоренить в нем православие. С. М. Соловьев опровергает это утверждение, приводя исторические факты.
Отголоски советского прошлого в современной системе российского образования видят и преподаватели. Учитель русского языка и литературы Елена Владимировна Атмаева (МАОУ «Гимназия имени Алексея Кирьянова», г. Чайковский) замечает, что «Разговоры о важном» похожи на «Уроки мира» в советских школах. «Уроки мира» в советских школах — занятия, на которых школьникам рассказывали о любви к Родине и о дружбе народов. Главная задача этих занятий — продемонстрировать достижения российской и советской культур. Но между ними есть и разница: «Уроки мира» пропагандировали идеологию, а «Разговоры о важном», по мнению преподавательницы, развивают любовь к Родине.
Иную связь между советским и российским образованием видит Елизавета Прокофьева, создательница онлайн-курсов для подготовки к ЕГЭ «КНИЖЕЧКА». Она считает, что наследие Советского Союза — отсутствие рефлексии над актуальными вопросами. Тогда каждое утверждение имело неопровержимый характер, и сейчас школа подобным образом не дает ученикам пространства для собственной интерпретации событий.
Предложения усилить патриотическое воспитание в школах выдвигались еще с 2020 года. Тогда в ФЗ «Об образовании» в определение понятия «воспитание» добавили, что оно должно включать в себя «формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности». Также школы обязали составить рабочие программы воспитания и календарный план воспитательной работы. В 2022 году увеличилось количество общероссийских патриотических детских мероприятий. В апреле этого года планируется провести первый всероссийский исторический форум «Сила — в правде!». На нем будут обсуждать, как сохранять память о подвиге советских воинов во время Великой Отечественной войны. 5 октября прошлого года, когда Владимир Путин поздравлял учителей с их профессиональным праздником, он выразил надежду на то, что в будущем опыт солдат Донбасса станет примером того, с помощью чего нужно учить патриотизму в школах. По его словам, образец добровольцев и ополченцев позволит достичь общих национальных целей развития.
В каждой школе, тем не менее, есть свои традиции патриотического воспитания. Елена Владимировна рассказывает, что в ее школе проводятся Гимназическая неделя, спектакли, чтения книг, интеллектуальные конкурсы, метапредметные олимпиады. Кроме того, она как учитель русского языка и литературы обращает особое внимание на тексты, на примере которых можно понять, что такое патриотизм и кого можно назвать патриотами. В то же время она считает, что школам следует переходить от разговоров к действиям, например, ухаживать за памятниками, сажать цветы: «Даже такая небольшая ответственность — проявление патриотизма, потому что большое всегда начинается с малого».
О новом формате классного часа, поднятии флага и патриотическом воспитании в целом мы поговорили с ученицей 11 класса, Анной Кустовой (МАОУ «Гимназия имени Алексея Кирьянова» г. Чайковский).
— Знаешь ли ты о таких случаях, когда ребята отказывались принимать участие в мероприятиях, связанных с патриотическим воспитанием? Например, в церемонии поднятия флага?
— Я таких случаев не знаю. Я нахожусь в таком коллективе, где у всех развитое чувство патриотизма. Мои друзья считают приглашение на данную церемонию честью.
— Как ты думаешь, это чувство у вас развили в школе?
— Я думаю, что нет. Из «патриотических мероприятий» в первую очередь я могу выделить «Разговоры о важном», вот там нам пытаются прививать ценностные ориентиры, развить патриотизм. Прежде ничего подобного не проводилось, это чувство развивали прежде всего в кругу семьи и друзей. Да и школа, я думаю, не в силах воспитать патриотические чувства. Она организует какие-то мероприятия, но как их воспринимать — это человек решает сам.
— Ощущаешь ли ты, что в школе Россию превозносят над другими странами?
— Да, иногда это действительно происходит. Задача государства — развить патриотизм в ребятах, и оно теми или иными способами пытается доказать, что наша страна всемогущая, пытается превознести Россию над другими странами. Важно уметь подчеркивать сильные стороны страны, но также уметь говорить о ее слабых сторонах. Государство должно воспитывать людей, которые в дальнейшем смогут восполнять его пробелы. А если говорить о том, что все прекрасно и восполнять нечего, вряд ли такие люди в будущем могут появиться.
Особое внимание в медиапространстве получили именно «Разговоры о важном». Школы проводят классные часы каждый понедельник. Главные темы — нравственность, экология, культура и историческое просвещение. На сайте «Разговоров» выкладываются сценарии уроков для школьников разных возрастов. Методические материалы иногда меняются. Например, 12 сентября планировался разговор о целях специальной военной операции и Донбассе, однако затем эти вопросы убрали. Предметами беседы 12 сентября стали гражданская поэзия, природные богатства и изобретения российских ученых.
Подробнее о методах патриотического воспитания и «Разговорах о важном» мы поговорили с Еленой Владимировной Атмаевой.
— Как вы считаете, возможно ли воспитать в детях патриотизм?
— Думаю, что да. Патриотизм — это осознанная любовь к своей стране, к месту, где ты живешь, к своей семье.
— Как вы думаете, дети понимают, что «патриотизм» — это обширное понятие?
— Мне кажется, что с тем, как патриотизм понимают дети, еще необходимо работать. Понятие патриотизма многогранно. На уроках я особенно я стараюсь заострить внимание на том, что патриотизм — это в том числе историческая память. В своей душе необходимо сохранить историю и культуру своих предков, и стоит говорить об этом детям. В работе с младшими ребятами я всегда предлагаю обратиться к истории своей семьи, своего рода, чтобы знать, откуда они пошли, какие традиции из прошлого в настоящее они могут перенести. У Д. С. Лихачева в «Письмах о добром и прекрасном», в 40-м письме, есть рассуждение о том, что есть «беспамятный человек». По его мнению, это человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, неспособный на добрые поступки. Школа старается обращать внимание детей на эти ключевые понятия, потому что патриотизм — это совокупность нравственных качеств. Они наверняка понимают значимость этих качеств по отдельности, но с их систематизацией, думаю, еще есть проблемы.
— Насколько система образования сегодня справляется с задачей патриотического воспитания?
— У меня складывается ощущение, что проблемы, не решенные за долгие десятилетия в нашем обществе, теперь перекладываются на школу. И, конечно, школа не в силах справиться со всем тем, что ей предлагают сделать здесь и сейчас. У нас есть урок, и он бесценен с точки зрения и воспитания патриотизма, и формирования других нравственных ценностей; остаются «Разговоры о важном» — пространство, когда можно говорить о темах, которые волнуют всех. Хотя этого, конечно, недостаточно.
— Уже в названии формата «Разговоров о важном» заложено, что эти занятия прежде всего должны проходить в формате полилога между учителем и учениками. Насколько удачно вам удается выстроить коммуникацию между вами и детьми?
— Это удается не всегда, потому что нам выделено очень мало времени. Классный час длится 40 минут, из которых 5 минут мы исполняем гимн, определенную часть времени обсуждаем насущные дела. Учителям было сказано делить классный час наполовину: первая часть должна быть посвящена «Разговорам о важном», а вторая часть — ежедневным вопросам внутри класса. Поэтому полилог далеко не всегда получается, хотя я стараюсь вывести детей на разговор.
Тем не менее не все высоко оценивают патриотические нововведения. Некоторые преподаватели считают эти меры лишними. Елизавета Прокофьева рассказала нам, как ее ученики понимают слово «патриотизм» и как литература связана с политикой и любовью к Родине.
— В своем телеграм-канале вы писали, что сегодня школьники намного чаще пытаются видеть тему любви к Родине даже там, где ее на самом деле нет. Что они подразумевают под «любовью к Родине»?
— С одной стороны, это шаблонные и неотрефлексированные фразы из разряда «верность Отечеству» или «готовность к самопожертвованию». При этом ученики не осмысляют эти категории. Например, они часто не различают оправданное самопожертвование Василия Теркина и горячность Пети Ростова. Гибель Пети — это, безусловно, горе, но при этом его жертва бессмысленна и с любовью к Родине не связана.
— А вообще они различают понятия «любовь к государству» и «любовь к Родине»?
— Мне кажется, что в этом году стали различать больше. Например, теперь ученики более свободно трактуют «Тараса Бульбу». Раньше тезис «Андрий — предатель» считался общим местом, а сейчас многие высказывают альтернативные позиции. Также теперь ученики чаще понимают, что Петр Гринев верен государству, но при этом не является защитником России, так как Пугачевский бунт — это внутриполитическое явление. Может, здесь есть мое влияние, потому что я в своих лекциях разделяю понятия «любви к государству» и «любви к Родине», но, кажется, ученики стали обращать больше внимания на то, что государство — это не Родина.
— В одном из своих постов вы давали определение слову «патриотизм». В него вы включили три аспекта: во-первых, патриот заботится о процветании своей страны. Во-вторых, такой гражданин находит в себе силы не соглашаться с тем, что, по его мнению, приведет к пагубным последствиям для Родины. В-третьих, он борется за демократический режим. На ваш взгляд, как должны воспитываться эти качества в ребенке в пределах школы?
— В первую очередь, стоит сказать, что не нужно ставить целью воспитание чего-то. Когда я сказала, что патриот борется за демократический режим, то здесь уместнее было бы заменить «демократию» на «борьбу за свободу слова» как первый этап к демократическому переходу. Я вижу это так: сперва появляется возможность высказываться у людей с разными мнениями. Затем появление плюрализма формирует многоголосие, и возникает диалог. А уже с помощью диалога достигается консенсус. В школе же нет этого многоголосия и возможности различной интерпретации. Все, что не соответствует определенной точке зрения, часто выдается за нечто ошибочное, отходящее от общепринятой концепции. Но если показывать важность критического осмысления, постепенно человек поймет, что истина как раз-таки в столкновении взглядов. Только в этом случае можно говорить о патриотизме как о стремлении постоянно улучшать свою страну, а не любить ее постфактум, игнорируя недостатки.
— У вас был интересный тезис о том, что, несмотря на усиленную с этого года пропаганду «патриотических» ценностей, ученики в большей степени начали различать понятия любви к Родине и любви к государству. Можно ли тогда говорить о том, что эти нововведения могут оказать на детей положительное влияние?
— Однозначно нет. Тезис о воспитании чего-то в школе никогда ни к чему хорошему не приводит. К хорошему может привести только одно: пересмотр образовательной системы в сторону ее освобождения от однозначных трактовок. Раньше очень часто говорили: «Школа вне политики». Но на самом деле литература, к примеру, всегда о политике. Не вся, но существенная ее часть непосредственно связана с политикой. Например, «Медный всадник» А. С. Пушкина невозможно анализировать, не затрагивая политический конфликт. Достоевского тоже без политики не объяснить, потому что его тексты отчасти вдохновлены гласностью, появившейся при Александре II. То есть политика всегда была, но в школах этого не замечали. Но недавно политика открыто пришла в школу в виде патриотического воспитания и сказала: «Я сейчас вам объясню, как правильно». И, столкнувшись с прямолинейной политизацией, многие ученики более чутко реагируют на политику в художественных текстах, они начинают ее видеть.
Патриотическое воспитание за рубежом
Традиция поднимать флаг в начале учебного дня появилась в российских школах на основе западного опыта. Помощник президента РФ Владимир Мединский в марте 2022 года предложил внедрить эту практику, открыто опираясь на американские традиции. Поддержал идею и министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Единой государственной системы патриотического воспитания в США нет, однако есть некоторые ее элементы. Помимо поднятия флага, ученики произносят клятву верности государственной символике и штату. В 1943 году Верховный суд США запретил принуждать детей к чтению клятвы: произносить ее или нет — свободный выбор каждого.
На уроках у американских школьников тоже развивают патриотические чувства. Учебники по истории США полны примеров героизма американцев, с их помощью у детей формируют принцип «действовать, как герои США; действовать во имя США». Во время занятий школьники изучают цитаты лидеров государства, разыгрывают костюмированные сценки. Широкое распространение получили уроки-дебаты на гражданскую тематику.
Чувство патриотизма прививается детям и вне учебы. В США существуют ветеранские организации, которые сотрудничают со школами, например, «Американский легион» и «Ветераны зарубежных войн». Они проводят встречи, где беседуют о патриотизме и военной подготовке. Школьникам организуют экскурсии в музеи и на выставки, посвященные достижениям американской культуры. Совместные походы туда проводятся как в течение учебного года, так и на национальные праздники.
Существует также и скаутское движение школьников — организации, которые занимаются общественно полезной деятельностью. Большой акцент внутри них делается на военную подготовку. Например, скаутам организуют поездки в воинские части, где юноши могут пообщаться с офицерами и посмотреть на боевую технику.
Множество мер по воспитанию патриотизма в детях порождает высокий уровень национальной гордости. О том, как школьников учат патриотизму, мы поговорили с Софией, ученицей 8 класса школы в штате Калифорния:
— Как проходит процесс «патриотического воспитания» в твоей школе?
— Вообще в нашей школе нет как такового понятия «патриотического воспитания». Я думаю, что это и не нужно. Оно слишком ограничивает человека в его мыслях, подвергает постоянному контролю. Патриотическое воспитание не согласуется с принципами свободы. У нас есть отдельные мероприятия, которые можно назвать «патриотическими». Мы читаем клятву американскому флагу каждое утро, изучаем историю своей страны, узнаем о событиях, ставших поводом для государственных праздников, например, Дня независимости.
— А как относятся к ребятам, которые отказываются участвовать в таких мероприятиях? Например, не поют гимн.
— К ним относятся точно так же, как и ко всем остальным. Никакой дискриминации нет. Может быть, есть отдельные случаи насмешек со стороны одноклассников, но это уже из сферы того, что в школах, увы, существует буллинг. Но я не сталкивалась с тем, чтобы кого-то унижали за «не такой взгляд» на патриотизм.
— Слышала ли ты от учителей мнения, которые отличались бы от официальной позиции вашего государства?
— Да. Есть даже конкретный случай. В моем штате запретили аборты, и некоторые учителя открыто выражали свое несогласие с этим. Таких было, конечно, немного, но в определенных случаях они могут не соглашаться с официальной позицией, да.
— Ощущаешь ли ты, что в школах США превозносят над другими странами?
— На самом деле нет. Нам рассказывают о недостатках страны, о ее слабых местах не реже, чем рассказывают о ее достоинствах. Это позволяет понять, что никакая страна не лучше или хуже другой: у каждой есть свои плюсы и минусы. Да и превозносить целую страну будто бы и не нужно. Главное в государстве — это его люди, а талантливые, уникальные люди есть в каждой стране.
Патриотическое воспитание в Европе
Отношение к патриотическому воспитанию в европейских странах неоднозначно. Опыт Германии — пример удачной проработки проблемы «неудобного прошлого». В этой стране активно развивается «культура памяти» — это работа с тем, как люди понимают и осмысляют различные исторические события. В нее входит организация экскурсий в музеи, посвященные судьбам участников Второй мировой войны, установка памятников, например, «камней преткновения», строительство документационных центров. Практики «культуры памяти» реализуются и в школах. Например, в 2020 году министр образования ФРГ Ани Карличек выступила с инициативой, чтобы немецкие школьники посещали бывшие концлагеря и мемориалы жертв нацистов.
Работа с «неудобным прошлым» и его принятием привела к тому, что 74% немцев сегодня идентифицируют себя со своей национальностью, нежели считают себя «гражданами Европы». Официальная позиция государства состоит в том, что нужно поддерживать конституционный патриотизм. Этот принцип предполагает, что необходимо концентрировать внимание на достижениях послевоенного времени: экономических, социальных, политических и культурных. Новая концепция патриотизма широко распространена среди населения Германии. Треть опрошенных граждан в первую очередь гордятся ее Конституцией — к таким выводам пришли исследователи фонда Сороса. Конституционный патриотизм исключает патриотическое воспитание, поскольку это чувство должно формироваться у граждан само по себе.
В начале 21 века в Великобритании пытались вводить патриотический курс в систему школьного образования. Например, в 2006 году появился обязательный предмет по основам гражданства, но потом эту дисциплину убрали. Позднее в образовательный контекст ввели понятие «патриотического воспитания», однако и эта инициатива получила негативный отклик от экспертов и родителей школьников.
В стране нет таких мер патриотического воспитания, как России или в США. Более актуален в Англии вопрос «глобального гражданства», и этому есть историческое объяснение. В 18 веке в стране активно обсуждался вопрос космополитизма. Гуманистическая тенденция воспитывала уважение к культуре и обычаям других народов. Об этом говорит то, что детей отправляли в образовательные поездки по странам континентальной Европы. Этим путешествием должно было завершаться формирование «джентльмена». Тем не менее со временем идеал «английского джентльмена» в английской культуре приобрел национальный характер: такой мужчина должен был не только соблюдать правила приличия в обществе, но и особенно трепетно относиться к английскому языку, не позволять себе вставлять иностранные фразы в речь, не упоминать поездки за рубеж.
Воспитывать в детях уважение к человеку, несмотря на его гражданство, сейчас — более важная задача современных государств. В 2015 году канал BBC назвал Лондон «центром космополитизма». Однако в 2020 году Великобритания вышла из состава Европейского союза. Эксперты считают, что главной причиной стала миграционная политика ЕС. Таким образом, Англия постепенно вновь отходит от концепции космополитизма и возвращается к национальным идеям.
Патриотическое воспитание — проблема, которая в каждой стране решается уникальным образом. В некоторых государствах любовь к Родине воспитывают через уроки истории, встречи с ветеранами, дебаты на темы гражданственности. В других странах считают, что патриотизм формируется естественным путем. Мы не делаем выводов о том, какая система лучше. Однако мы можем анализировать факты. Программа патриотического воспитания в России, по мнению Елизаветы Прокофьевой, может, с одной стороны, «развить политическую зоркость ученика», а с другой стороны —— «стать источником конфликтов» и привести к радикализации неприятия системы или же, наоборот, фанатичному ее следованию. Тем не менее, какое бы направление она ни получила, важно, чтобы принципы любви к Родине действительно осознавались человеком, а не были навязаны ему со стороны государства или иного социального института.
Автор: Мария Инкина
Редактор: Анастасия Иванова
Иллюстрации: HuffPost, Pinterest