Невидимая Вышка: Учебный роман
Высшая школа Экономики отличается от других вузов молодым преподавательским составом, поэтому неудивительно, что у многих студентов возникали мысли “замутить с преподом”, а у некоторых это даже весьма успешно получалось. The Вышка взяла анонимное интервью у трех студентов, которые испытали все прелести близкого общения с преподавателями на себе
Развитие отношений
Y: Мы познакомились с девушкой, которая на тот момент закончила магистратуру, работала в частной компании и не планировала связывать свою жизнь с Вышкой. Прошло лето, мы встречались, и она в итоге решила пойти преподавать в ВШЭ. Я был на 1 курсе магистратуры, и получилось так, что она пришла работать на ту же кафедру.
Она вела 2 предмета, что давало мне в некоторой степени большую выгоду. В магистратуре ты уже не так запариваешься насчет учебы и хочешь просто закончить ради диплома, поэтому я пользовался своим положением. Наши отношения достаточно сильно влияли на мои оценки, по большей части оттого, что я имел много материалов, которых не было у моих одногруппников. Это помогло освободить немного времени: если я не хотел или не успевал что-то учить, я мог просто этого не делать.
Мы встречались около 2 лет. Расстались, когда я закончил магистратуру. Нет, я не бросил ее, потому что она мне больше не нужна, просто так совпало!
Есть очень интересный психологический момент, не знаю, как другие люди его переживают: ты сидишь на паре и должен отвечать этому преподавателю, зная, что еще вчера вечером вы общались как пара. Я думал, что это будет проблематично, но мой мозг быстро переключился, и я воспринимал свою девушку как преподавателя и даже про себя называл ее по имени-отчеству. Я в голове даже не осознавал, что у меня был секс с этим человеком полчаса назад, а был исключительно сосредоточен на материале занятия. Я ожидал, что это будет проблема, и я буду сидеть красный и заикаться, но, на удивление, мне все давалось легко.
Х: Молодой парень вел у нас один предмет, после чего я решила писать у него курсовую работу. Мы встретились, чтобы обсудить её. В итоге курсовую мы обсуждали минут 15 и еще 3 часа просто болтали обо всем и ни о чем. За первый месяц мы несколько раз ужинали, я познакомилась с его друзьями.
С этим преподавателем наше общение длится уже больше года: мы постоянно обедаем, ходим вместе гулять. Он меня поддерживал, когда у меня были проблемы со сдачей на права. Вообще, отношения у нас дружеские.
Нет, я не верю в дружбу между мужчиной и женщиной. Сейчас это человек, которому я доверяю, у которого я всегда могу переночевать, к которому я в любой момент могу приехать и обо всем рассказать.
Я стала думать про магистратуру, аспирантуру и про то, чтобы в принципе остаться в Вышке работать. Многие говорят, что это из-за него, но это не так. Разве что на подсознательном уровне. Просто, пообщавшись с ним, я поняла, насколько сфера преподавания интересна. Это постоянное саморазвитие, написание научных работ, общение с внешними компаниями.
Z: Это было на 2 курсе. Девушка вела семинары, она была старше меня лет на 5 где-то. Всё получилось случайно. Я обычно приходил на занятия раньше остальных, и преподавательница просила меня помочь с проектором и прочей ерундой, установить какую-то технику, и зачем-то она дала мне свой номер телефона, чтобы я помог что-то откуда-то принести, и у нас был способ связаться – так у меня оказался ее номер телефона. Потом прошло какое-то время, мне было скучно, и я решил позвонить ей.
Я не помню, о чем мы говорили, наверное, мы пообщались дня 2-3, и завязалась интересная беседа. Было какое-то грустное состояние души, видимо, была осень и у меня, и у нее, а что делают в России, когда грустно? Правильно, едут в Питер. Там мы жили в разных номерах – мы едва знали друг друга. Скучно не было: мы всё время ходили куда-то, много пили, но отношения не завязались. Когда мы вернулись в Москву, у нее возник вопрос: «А что это вообще было? Что между нами происходит?». И я подумал, почему бы не попробовать построить отношения с этим человеком, раз уж возник такой вопрос.
Да, это повлияло на учебу, потому что она вела семинары и проверяла домашние задания и контрольные. Я, в общем-то, учился всегда хорошо, но был случай, когда на одну работу я забил и должен был получить 6, а получил 9. Какой-то профит от этого был, но не очень значительный, потому что от всей оценки это составляло не больше 10%.
Отношения длились примерно 3 месяца: в октябре мы ездили в Питер, а в декабре расстались. Не было ничего такого, просто всё в один момент сошло на нет, и мы прекратили общение.
Реакция окружающих
Y: Мы очень долго это скрывали. Магистратура – это маленький коллектив, всего одна группа, которая общается со всей кафедрой, со всеми преподавателями, ты пишешь более серьезную работу и по-другому вплетен в инфраструктуру взаимодействия.
Одногруппники позже узнали, и подколов со сплетнями было не избежать. Она часто ходила с нами в кафе, бары, проводила время в компании моих одногруппников в качестве моей девушки и хорошо влилась в наш коллектив.
Дело еще в том, что ни у кого не было подозрений, что мои заслуги по учебе как-то связаны с нашими отношениями, потому что по остальным предметам у меня тоже были отличные оценки. Близкие друзья этим пользовались, тоже имели «дополнительные материалы».
Об этом также узнала моя научная руководительница. К слову, она никак особо на это не отреагировала, потому что сама была довольно молодая.
X: Это не является большим секретом, однако кричать об этом во всеуслышание я не буду. Нас несколько раз видели обедающими вдвоем. А охранники и гардеробщицы так вообще с ума сходят, когда мы вместе приезжаем и уезжаем. Летом он предложил мне быть его рабочим ассистентом. Подумав, я согласилась, так что теперь нас связывают еще и рабочие отношения. Просто надо уметь различать: в универе у нас учеба-работа, но вне стен Вышки мы стараемся про это не говорить. Если мы сталкиваемся в коридорах, то общаемся на «ты». Одногруппники это видят, но мне абсолютно не важно, что они могут подумать.
Z: Я не скрывал наш роман, мне было 20 лет, и я больше хотел похвастаться. Не было ощущения риска и того, что я делаю что-то незаконное. У меня, по крайней мере, не было. Она точно скрывала наши отношения от других преподавателей и руководителя факультета. У однокурсников это вызывало очень непродолжительный интерес, «вау»-эффект прошел быстро, и через пару дней всем уже стало всё равно – все живут своей жизнью, у каждого свои заботы.
О проблеме возраста и статуса
Y: Если бы они не были преподавателями, то они были бы другими людьми. В конечном счете твоя работа влияет на тебя, ты много о ней говоришь, она становится одной из популярных тем беседы и определяет тебя как личность. Могу сказать, что преподаватели – очень интересные девушки. Тем более, в Вышке преподаватели постоянно занимаются научной деятельностью, саморазвиваются.
Х: У нас довольно большая разница в возрасте – около 10 лет. Я очень долго встречалась со своим ровесником, поэтому мне есть с чем сравнивать. Мужчина, который старше, безусловно, намного умнее. В нашем общении нет такого «я преподаватель, и ты мне что-то должна» – эти шутки иногда пробегают только в качестве прикола.
Еще важный момент: в отличие от моих сверстников мужчина старше ни разу не заставлял меня платить. Мы с ним ходили в кафе, рестораны, клуб, и ни единого раза я сама за себя не платила. Безусловно, я могу за себя заплатить, я не бедный студент, просто дело в отношении.
Z: Да, сейчас я могу сказать, что 5 лет – это существенная разница в возрасте, когда вам 20 и 25. Я был совсем молодой, меня обеспечивали родители, а у нее уже была работа, съемная квартира и совсем другая жизнь.
Полезный опыт или глупая ошибка?
Y: Конечно, надо пробовать. Это жизнь, а учеба или работа – не самые важные вещи. Отношения и любовь важнее и, соответственно, надо пробовать – вдруг это судьба. Наверное, неправильно пользоваться этим, но мало среди нас высоконравственных людей, которые, почуяв халяву, не попытаются ей воспользоваться.
Z: Если хочешь познакомиться, то надо говорить на отвлеченные темы, не связанные с учебой, иначе ты всегда будешь в позиции «преподаватель – студент». Надо показать, что есть целый мир вне чудных стен Высшей Школы Экономики, и твоя жизнь не ограничена одним вузом.
Х: Преподаватели – такие же люди, как и студенты; студенты – такие же люди, как и преподаватели. Почему не общаться с человеком, с которым тебе интересно, к которому ты тянешься? Главное, чтобы личные отношения не перекладывались на учебу, чтобы ваше общение не влияло на оценки. Помни, что ты не всегда будешь его студенткой. Этот человек сказал мне такую фразу: «Я твой преподаватель только по субботам». В остальном он такой же парень, как и все остальные, только чуть старше.