Рисунок2

Универсальный солдат

Когда привык браться за все и сразу, иногда бывает сложно остановиться: хочется и попасть в топ рейтинга, и поработать, а ведь еще есть хобби и друзья. В конце гонки может поджидать не только чувство, что жизнь проходит мимо тебя, но и более серьезные последствия. Как разобраться в своих амбициях и начать жить? The Вышка пообщалась со студентами, решившими эту проблему


Что пошло не так?

Никита
ОП «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
Сейчас в академе

Когда я учился в девятом классе школы, я одновременно был претендентом на золотую медаль, олимпиадником, главным редактором школьной газеты, куратором нескольких проектов в экологической организации, заканчивал музыкальную школу и участвовал в конкурсах по вокалу. Мой день был расписан от и до, и тогда я еще имел достаточно сил. Мог, например, ночь не спать, делать дела, а утром пойти в школу как ни в чем не бывало. Сейчас я так уже не могу, после бессонной ночи меня вырубает.

Уже на втором курсе меня настигла депрессия, которая сделала меня почти полностью дисфункциональным.

Весной 2016 года, когда я заканчивал второй курс, из-за депрессивных переживаний и тоски я мог целыми днями лежать в постели. Без преувеличения – физически лежать в постели весь день, потому что нет сил встать.

На данный момент моя психика окончательно подорвана: я не могу заснуть без нейролептика, если пропущу прием таблеток от психиатра – все, эмоционально я уже бушующий океан.

Аноним

Первые два курса я был отличником в топе рейтинга, к концу второго стал немного лениться, но это не сильно повлияло на общий статус. К третьему курсу стало очевидно, что нужна работа — мне стало не на что жить, в общем-то. Я нашел работу в корпоративном праве, а параллельно работал в Вышке в научно-учебной группе. Деньги были так себе, потому что на третьем курсе возможностей немного. Тогда же педагоги из одной летней школы, в которой я тогда работал, избрали меня на пост директора — фактически решили за меня, но кто откажется от опыта руководства?

В итоге вместе с прежним директором ушли некоторые преподаватели, а я оказался руководителем организации, которой отчаянно не хватало людей и финансирования, а мои решения должны были быть согласованы с теми, кто меня назначил. В тот год нужно было учиться, работать на двух работах и восстанавливать в таких условиях школу из пепла революции, и последнее отнимало все мои силы. Так в моей жизни появилась бессонница и два незача разом, благо одногруппники упросили преподавателя не ставить третий.

На одном из экзаменов у меня началась боль в груди, похожая на ту, что бывает при инфаркте миокарда, но сильнее. Через некоторое время у меня диагностировали тяжёлое заболевание, которое, к счастью, поддавалось лечению.

Таня
МГОУ
2 курс

Я училась на отделении востоковедения ВШЭ, хотя изначально планировала стать преподавателем французского языка. Учиться оказалось тяжелее, чем я думала, китайский язык занимал практически все мое время, о хобби и постоянной работе не было и речи. К тому же я живу в Подмосковье, и на дорогу у меня уходило около четырех часов ежедневно, а с учетом постоянной нехватки времени это немало.

Я сирота и вынуждена обеспечивать себя самостоятельно, поэтому через некоторое время я нашла компромисс и начала выкраивать время на подработку репетитором. Конечно, было тяжело, из-за недосыпов я постоянно болела, денег не хватало, и, несмотря на поддержку молодого человека, силы и настроение были на нуле.

Решение проблемы

Никита

На мой взгляд, вопрос не столько в потраченном времени, сколько в расстановке приоритетов и установлению границ. Я знаю других людей, которые тоже читают научно-популярные лекции или участвуют в каком-то общественном движении, но при этом успешно сочетают свою деятельность с учебой и работой. Надо уметь вовремя остановиться, грамотно распределять свои ресурсы, а я этому, увы, не научился.

Когда я завалил подготовку курсовой работы и написал об этом научной руководительнице, она посоветовала мне сходить к профессиональному психологу и дала контакты хорошего специалиста. Это был поворотный момент, потому что к этому специалисту я хожу до сих пор, и у нас сложились прекрасные психотерапевтические отношения. Кроме того, я стал ходить и к психиатру, с которым она работает в паре, начал принимать антидепрессант, а потом нейролептик, которые очень хорошо помогли стабилизировать мое состояние, и постепенно, шаг за шагом возвращаться к психологическому здоровью.

Помимо профессиональной помощи психолога и психиатра, меня выручили друзья и подруги, любимый человек. Их поддержка поистине бесценна! Даже коллеги по работе, заведующая лабораторией вошли в мое положение и постарались структурировать мою рабочую деятельность так, чтобы я выполнял свои обязанности и не выгорел еще раз.

Решение взять академ далось мне очень тяжело. Когда своим главным достоинством считаешь интеллект, признаться себе в том, что ты не справляешься с учебой и тебе нужно уйти на какое-то время, — это как ножом по сердцу. Я очень долго думал над этим, посоветовался с руководителем академической программы, близкими людьми. Это было непростое решение, пожалуй, самое сложное за последние несколько лет и точно самое сложное за все время учебы в вузе.

Аноним

Летом мы провели замечательную смену в лагере, которая принесла много удовольствия детям, но осенью я решил уйти, так как вся организация осуществлялась по большей мере за счет моего энтузиазма и моих сил.

Я поправил здоровье — два года назад мне сделали операцию и теперь все в порядке.

Еще я занимался с некоторыми, скажем так, духовными наставниками. Не в религиозном смысле. Теперь я просто отношусь ко всему спокойней. Меня очень тяжело вывести из себя, я добродушен.

На четвертом курсе у нас начались крутые дисциплины, а у меня освободилось время и я стал хорошо учиться, однако потери позиций в рейтинге они все равно не покрыли.

Таня

Как-то я прошла двухдневную школу аниматоров за компанию со знакомой и загорелась идеей поработать летом в отеле. Сдав сессию досрочно, я осуществила свои планы, и мне так понравилось, что я осознала, что совершенно не хочу продолжать учебу на востоковедении.

Решение забрать документы далось мне трудно, так как пришлось год сидеть дома и готовиться к ЕГЭ, чтобы поступить в педагогический. Темп жизни в Вышке убивал во мне все живое, поэтому об уходе я не жалею.

А что сейчас?

Никита

Сейчас я очень много времени посвящаю различным активностям и научно-просветительской деятельности, и хотя они в некоторой степени связаны с работой и учебой, все равно занимают время. Я продолжаю работать стажером-исследователем в лаборатории нейролингвистики, как и во время учебы; мне предложили вести факультатив в другом месте, а также я думаю о том, чтобы взять несколько учеников на репетиторство, чтобы поднять свой уровень финансового благосостояния, так как консультации психолога и психиатрические препараты обходятся недешево.

Мне хочется восстановить контакт с самим собой, научиться управлять своей жизнью, ставить цели, достигать их.

Я планирую заниматься творчеством и самообразованием, больше времени уделять тем активностям, которых мне раньше не хватало для спокойствия совести. В сентябре я возвращаюсь в Вышку и продолжаю свою учебу в университете. Очень надеюсь, что времени мне хватит. Но в любом случае я с надеждой смотрю в будущее: я иду своим путем, набиваю шишки, учусь новому. Как говорится, «что имеем — не храним, потерявши — плачем»: так может, и с мотивацией к учебе так же?..

Аноним

Я по-прежнему делаю 100500 дел — имею хорошую работу и одновременно самостоятельно сопровождаю несколько небольших организаций, занимаюсь творчеством — играю в группе, остается время на друзей и хобби.

Но, к сожалению, теперь я с камнем на сердце периодически говорю «нет» новым проектам, которые один я не потяну в принципе.

Таня

Сейчас учусь на педагога в педвузе. Учимся до обеда, и это позволяет мне много работать — я преподаю французский язык в школе и продолжаю работать репетитором. От вуза мне дали место в общежитии, и это, конечно, огромный плюс.

На самом деле, я до сих пор не очень справляюсь с обилием заданий, но теперь у меня просто больше свободного времени, и это помогает.

В будущем хочу поступить в аспирантуру и заняться научной деятельностью.

 

Маргарита Руденко
Психолог

В условиях многозадачности современного мира от нынешнего молодого поколения требуется постоянная непрерывная активность. В стремлении заполнить каждую минуту своего драгоценного времени мы избегаем самого важного в нашей жизни — общения с самим собой, променяв его на трудоголизм, который является социально приемлемым отклонением в контроле за собственной активностью. Возможно, это является для нас способом избежать внутреннего диалога, столкновения со своими внутренними противоречиями, с решением каких-то более глубоких проблем на субъективном уровне психики, которые нам порой проще игнорировать, чем попытаться решить.

Желание все успеть – естественная потребность молодежи, однако отсутствие меры может негативно сказаться на нашем здоровье в виде эмоционального и профессионального выгорания.

Помните, когда вы учились в школе, каждые 45 минут у вас была перемена? В более старшем возрасте такие короткие передышки не менее важны. Они снимают эмоциональную и интеллектуальную нагрузку.

Двигательная активность в виде нехитрых физических упражнений (очень хорошо подходят, например, элементы телесно-ориентированной терапии — ци гун, су-джок), строгое соблюдение режима и здоровый сон позволят увеличить продуктивность и предотвратить тотальную израсходованность внутренних ресурсов организма.

Для снятия стресса можно использовать арт-терапию — подойдёт и рисование мандал, и раскрашивание по номерам, и даже лепка из глины, ведь энергию, направляемую на переживания, вполне можно обратить в более приятное русло.

Каждый из нас попадал в ситуацию, когда множество дел разной важности и сложности наваливаются на наши плечи, и сложно решить, с чего начать, поэтому расскажу о быстром и простом способе расстановки приоритетов. К примеру, студент не может определиться, стоит ли идти на экзамен. Нужно поделить лист бумаги на 4 части и расписать возможные варианты развития событий (в левом верхнем углу — что будет, если я пойду на экзамен, в правом верхнем — что будет, если я не пойду на экзамен, в левом нижнем — что не будет, если я пойду на экзамен, в правом нижнем — что не будет, если я не пойду на экзамен). Под каждым из вариантов надо написать аргументы в пользу такого развития событий. После завершения подсчитываем аргументы. Такая методика позволяет подойти к ситуации аналитически и рассмотреть её с разных позиций.

 

Автор: Вера Портнова