Консалтинг наизнанку
Всем нам интересно, как выглядит крупный бизнес изнутри. Герой нашего материала занимается стратегическим консалтингом в одной из компаний Большой Тройки и ведет telegram канал. Мы поговорили с ним и выяснили все тонкости его профессии
О выборе специальности
Первые три года бакалавриата я не хотел идти в консалтинг, потому что считал, что это – пустая трата времени. У меня были определенные мифы на этот счет. Мне казалось, что консультанты ничего не делают и только советуют, что делать другим. Потом у меня появился друг, который работал в одной из компаний Тройки, и когда я попросил описать обычный день консультанта, он сказал, что полдня проводит с клиентами, командой и экспертами. В общем, я понял, что консалтинг – это не только эксель, но и общение с людьми. Описание прозвучало довольно интересно. Я пересмотрел свое мнение и понял, что это классный выбор для старта карьеры. Консалтинг в этом плане очень похож на универ. Здесь ты за очень сжатые сроки можешь понять, как происходят процессы в разных индустриях. И если ты, как и я, не знаешь, что хочешь делать в течение следующих пяти лет, то консалтинг поможет определиться. Его следует воспринимать как способ понимания того, что нравится, а что не нравится. Тут ты учишься новому практически каждый день.
О подготовке
Так как у меня непрофильное образование, то больше всего меня беспокоил тот факт, что меня могут вообще не взять с таким бэкграундом. Мне казалось, что на собеседовании интервьюер обязательно скажет: «Мальчик, ты что тут делаешь? А ну иди отсюда». Поэтому я стал систематически готовиться. Я решил каждый день что-то делать, пусть и немного: статью прочитать, кейсы порешать.
Со временем я понял, что, решая новые кейсы, совсем не продвигаюсь вперёд. Да и надоело мне это к тому времени. Если ты готовишься и понимаешь, что все одно и то же, то нужно прекращать и идти на интервью просто потому, что дальше у тебя уже не будет прогресса.
О резюме
Резюме играет роль только в начале. После того как ты прошел скрининг, всем все равно что у тебя там написано. На него, конечно, смотрят на интервью. Но это не главный фактор.
Чтобы пройти скрининг, нужно иметь несколько вещей. Это, во-первых, может быть хороший вуз. Если ты учился в Вышке, МГУ, МГИМО, в Финашке, Бауманке или МФТИ, то его пройти будет очень легко. Особенно с профильным факультетом. Высокий средний балл также станет большим плюсом. Это значит, что человек умеет работать с дедлайнами. Во-вторых, положительно сыграет опыт работы в известной компании. Должен быть какой-нибудь бренд. Работодатель посмотрит и подумает: «О, он прошел стажировку в P&G, значит, его уже выбрали, и я могу ему доверять». К тому же, вашим козырем может стать совокупность заслуг: кружки, стажировки в ноунейм компаниях.
Вообще, можно даже с пустым резюме пройти скрининг, если имеешь друга в консалтинге, который тебя зарекомендует.
О собеседовании
Интервьюеры на собеседовании ищут два основных качества от человека: умение общаться (в том числе и с клиентом) и дружбу с логикой и структурным мышлением. Всё это надо показать в ходе решения кейса. Кроме кейса, есть также «фит»-часть. Здесь компания пытается понять, сможете ли вы вписаться в консалтинг по своим личным качествам. Обычно фит проходит в виде просьбы «расскажите о самом последнем крупном достижении/лидерском/и т.д.». В консалтинговых интервью нет необычных вопросов или заезженных фраз типа «кем вы видите себя через пять лет». Здесь все вполне стандартно. В основном всех интересует твое прошлое и предыдущий опыт работы в команде. Все эти вопросы можно найти в интернете и понять, к чему готовиться.
Иногда контакт с интервьюером налаживается, и тебя спрашивают конкретно про твою ситуацию. Меня, допустим, спросили, почему я не пошел работать по специальности.
На собеседовании не нужно быть собой. Интервью в консалтинге – это такой спектакль. Есть некоторые ожидания: ты определенным способом решаешь кейс и определенными словами отвечаешь на вопрос. На интервью никто не признается, что пришел в консалтинг потому, что не знает, чем хочет заниматься дальше. Если человек так скажет, то он просто не понимает правила игры.
Об ожиданиях
У меня, как и относительно всего, были сильно заниженные ожидания от работы в компании Большой Тройки. Так жить проще – не разочаруешься. Есть вещи, которые совсем не оправдались. Я был уверен, что там работают какие-то биороботы. Для начала, коллектив, как оказалось, состоит из обычных людей. В целом, это обыкновенные исполнительные работяги, хотя бывают и достаточно неординарные. Мне казалось, что будет трудно именно в плане умственных усилий. По уровню сложности это то же самое, что усердная работа над курсовой или дипломом. Я был готов возвращаться после полуночи каждый день. Однако нагрузка оказалась гораздо легче с точки зрения часов.
О рабочем процессе
Когда работаешь в консалтинге, подразумевается, что ты – самодостаточная боевая единица.
Тебе дают задание – ты его выполняешь. Поэтому очень важно понимать, насколько быстро ты что-то делаешь, и уметь укладываться в дедлайн.
Чуть позже пришло осознание того, что международная корпорация высасывает из тебя все соки. Ты действительно за 12-14 часов времени продаешь свой труд, полностью выкладываешься. Невозможно отвлечься на социальные сети. Время полностью пропадает, это не работа на себя. Ты трудишься, отдаешь свои часы кому-то и понимаешь, что все это – бездушная машина, в которой каждый пытается урвать себе побольше, потому что система построена на том, чтобы по максимуму тебя использовать. С другой стороны, для тебя делают все, чтобы ты работал. Создают очень конкурентные условия для российского рынка: приносят овощи в офис, заказывают тебе такси домой, устраивают бесплатные ужины, обеспечивают медицинские услуги, массаж, химчистку прямо в офисе. Это действительно покупает. Хочу сделать оговорку, что все вышеперечисленное – нормально. Ты выкладываешься по полной – тебя за это ценят и оберегают. Мне это нравится гораздо больше, чем 8 часов прокрастинации в офисе на скучной работе.
О стереотипах
Все считают, что ну прям очень много денег зарабатывают в этой области. Это не так. Консалтинг не про деньги. Это важно понимать. Денежная мотивация исчезает буквально за два месяца работы. Если ты изначально идешь, чтобы рубить бабло, то не советую.
Многие думают, что у консультантов лайфстайл, как в «Волке с Уолл-стрит»: кокс, женщины, вечеринки каждый день. У некоторых, конечно, есть, но, в целом, люди вполне приземленные.
Широко распространено мнение, что консалтинг умирает. Консультанты не приносят ценности, они только делают презентации. Отчасти, это так. Мы не занимаемся внедрением проекта. Однако мы работаем с клиентами, опрашиваем международных экспертов, проводим комплексное исследование на основе нашей закрытой базы данных. Это позволяет менеджменту делать более осознанные решения. Условно, подбрасывать монетку было бы менее выгодно, чем нанимать консультанта. Если бы консалтинг не приносил пользы, фирмы Большой тройки не росли бы с такой скоростью. В целом, это как с доктором или психоаналитиком. Ты не можешь всегда сам разбираться со своими проблемами. Нужен взгляд со стороны.
О language
После начала работы в консалтинговой компании речь очень меняется. У консультантов, например, есть такое слово – пропозАл. Просто ленивый аналог русского «коммерческого предложения». Однако если ты попытаешься объяснить это на русском, то тебя никто не поймет. Очень ревностно отношусь к родному языку, поэтому удивился, когда оказалось, что говорить внутри фирмы просто не получается без всей этой фигни. Ты быстрее скажешь это слово, чем будешь объяснять его по-русски. В итоге и сам перешел на этот птичий говор. Но есть уже и совсем странные примеры. У нас один из менеджеров sometimes switches to english because it’s easier for him. И постоянно говорит с явным британским акцентом. Нормально отношусь к англицизмам, но вставлять чужой акцент в свой язык только для понта, когда ты можешь это сказать по-русски – не круто. В целом, люди очень адекватные и стараются говорить нормальным языком. Просто профессиональная деформация не оставляет другого выхода.
Наверное, всегда будут консультанты, которые используют иностранные словечки, только чтобы казаться более cool.
О кейс-клубах
Кейс-чемпионаты не нужны для подготовки к отбору в консалтинг, хотя и очень похожи на то, что придется делать внутри фирмы. В них можно поучаствовать, чтобы понять, понравится ли тебе. В этом плане, сами кейс-клубы более полезны для подготовки. Там ты можешь найти единомышленников, которые тоже собираются в консалтинг, и начать вместе готовиться. К тому же, туда часто приходят консультанты с лекциями. Можно попросить проверить твое резюме. Консультанты – люди добрые, соглашаются.
О студенчестве
Оптимальная траектория студента, который хочет работать в консалтинге, на мой взгляд, выглядит так. У нас есть четыре года бакалавриата. Первые два года нужно отдыхать и веселиться. Потом такой возможности не будет. На третьем курсе желательно пройти где-нибудь стажировку. После этого, на четвертом году обучения надо готовиться и ходить на встречи с компаниями. Не следует этим заниматься раньше. Это бессмысленно. Ты не устроишься раньше конца третьего курса в консалтинг. Во время студенчества лучше наладить социальные связи, так как на работе на это времени не останется.
О препятствиях
Препятствием может стать отсутствие цели. Если к концу третьего курса ты не понимаешь, что хочешь делать, то будут большие проблемы. Может помешать и лень. Отдыхать нужно, но уходить в загулы – нельзя. Кроме того, незачем бежать впереди паровоза. Можно очень рано перегореть. Тогда ты устанешь и захочешь заниматься чем-то другим.
Совет
Важно не волноваться на собеседовании. Это тупой совет. Я не знаю, как сделать так, чтобы люди перестали переживать. Консалтинг – это не конец любой карьеры.
Интервьюеры не беспокоятся, так какого черта ты должен.
Главное – оставаться человеком. Многие приходят на интервью после месяца подготовки и становятся настоящими роботами. Они начинают слишком много внимания уделять упомянутым правилам. Любой ответ начинают с фразы «на это есть три причины». Это показывает, что ты умеешь структурировано мыслить, но работодателю также важно, что в тебе видна личность со своей историей. Люди плохо верят в набор фактов, они охотнее верят в складный рассказ. Когда ты человеку рассказываешь историю, это помогает тебе с ним сблизиться. В тебе найдут не только работника, но и живого человека.
Текст: Анастасия Ларионова
Редактор: Полина Жукова