B2C177CD-95C6-45D3-843C-C3B5F347DE5C

Если вся жизнь — театр

Студенческие годы — это не только привычные домашние задания, недосып и тусовки. Студенты Щукинского театрального училища рассказали о том, каково учиться в театральном вузе, быть участником театральной труппы и как выглядит их обычный учебный день.

Ольга Богомазова

ТИ им. Бориса Щукина (худ.рук. В.П.Поглазов), 4 курс

Об учебе в театральном ВУЗе

Это большая любовь. Решив поступить в театральный институт, человек сознательно отказывается от всего, кроме своего дела. Для меня Щука стала домом. В институте мы находимся сутками, иногда остаемся на ночные репетиции. Поэтому там есть все: плед, зубная щетка, костюмы, книжки, сменная одежда и так далее.

Распорядок дня

В зависимости от курса у нас был разный распорядок дня. На первых трех курсах было так с утра лекции, потом практические занятия, как ритмика или вокал, вечером нам ставили актерское мастерство, а после всего самостоятельные репетиции. В общем, график был очень плотный.

Сейчас занятий стало меньше, но лично у меня день проходит насыщенно благодаря тому, что есть работа в театре. Утром приезжаю в Щуку на лекции, потом еду в театр, после возвращаюсь в институт и еду на какие-нибудь пробы или снова в театр. То есть, живу «на несколько фронтов».

О сне, домашке и подготовке к экзаменам

Домашку, на самом деле, нельзя назвать «домашкой» в привычном смысле слова. Раньше в основном у нас были небольшие творческие групповые задания. Или нужно было хорошо отработать то, что проходили на практических занятиях. Но иногда для лекционных предметов приходилось что-то читать. Нам очень редко приходится зубрить.

Сложнее всего было подготовиться к экзамену по Изобразительному искусству, когда нужно было запомнить большое количество картин. Нужно было отличать разные направления в искусстве, знать манеру и стиль каждого художника, и так далее. Но в целом, к экзаменам мы не пишем билеты, потому что все заранее прочитано и пройдено на лекциях, все знания уже в голове.

О ночных репетициях и подготовке отрывков

В театральных институтах существуют самостоятельные показы отрывков из пьес. За неделю до показа нас снимают со всех пар, и мы самостоятельно готовимся. Когда нас пускают в главный зал, у нас есть час для того, чтобы придумать декорации, свет и музыку.

Потом начинаются прогоны уже готовых отрывков. Если отрывки не готовы, то часа недостаточно и приходится оставаться репетировать ночью. На втором курсе как-то пришлось три дня жить в институте. Хорошо, что у нас есть душ (смеется прим. The Вышки). Было тяжело, но так как это репетиции на сцене, а не просто зубрежка, мы оставались на позитиве.

Еще бывает подготовка педагогических отрывков. Там все проходит постепенно. Вместе с преподавателем делаем полный разбор отрывка, отчитываем сцену, ищем пути героев. В общем, прорабатываем все до мелочей. Такая подготовка длится около полугода. По-хорошему, самостоятельные показы должны готовиться так же, но не всегда на это достаточно времени.

Подготовка полноценных спектаклей, не отрывков, проходит быстрее. Возможно, потому что это делается на 3 и 4 курсах. Полностью спектакль получается поставить за месяц.

О том, как совмещать работу и учебу

Я пошла работать в театр на 3 курсе. И с самого начала главный режиссер театра и мастер сказали, что я должна оставаться отличницей в институте и при этом успевать появляться в театре.

Из-за утренних репетиций в театре часто приходилось пропускать лекции, но на практические занятия я успевала. В некоторые дни мне удавалось посетить и лекции, и репетиции в театре, и практические занятия. По началу я не хотела, чтобы все знали о том, что я работаю, поэтому приходилось успевать делать все без послаблений.

Только через полгода я рассказала о своей ситуации, поскольку мне было очень важно выпустить спектакль в театре. Тогда я стала просто говорить о том, в какое время меня не будет занятиях из-за репетиций в театре. Поэтому некоторые репетиции отрывков в Щуке стали назначать на более удобное для меня время.

В этом году стало проще как в институте, так и в театре. В театре, например, сейчас мне могут объяснить некоторые вещи в индивидуальном порядке. С другой стороны, в ноябре в институте начнется выпуск дипломного спектакля, поэтому на это время мне придется полностью отказаться от выступлений в театре.

О занятости в спектаклях

По идее, каждый должен участвовать в двух дипломных спектаклях. Но если у тебя есть работа в театре, то за тобой числится только одна дипломная работа.

В театре на Покровке на данный момент я играю в 8 спектаклях, и в ближайшее время меня будут вводить в еще несколько.

Олег Тарасов

ТИ им. Бориса Щукина (худ.рук. В.П.Поглазов), 4 курс

Об учебе в театральном ВУЗе

Это счастье! Я очень долго мечтал поступить в театральное. И когда это произошло, помню, как был рад вышел на улицу, голова кружилась, даже плакал от счастья. Поступив именно в Щуку, буквально с первых занятий понял, что нужно будет впахивать. Но это очень здорово, когда тяжелый труд приносит тебе настоящее удовольствие.

О распорядке дня

Открываю глаза по последнему из всех заведенных будильников, бегом собираюсь, пью кофе, еду в институт на лекцию, затем на какие-нибудь пробы. Потом еду на Покровку в театр и отыгрываю спектакль. Часам к 12 приезжаю домой, а в 8 утра снова встаю.

О домашке

Домашнего задания у нас, как такового нет, иногда требуется только прочитать что-нибудь по литературе. А вообще, обычно, еду в метро, роль повторяю или что-нибудь придумываю. И иногда получается даже вслух, а люди расступаются и думают, что я сумасшедший (смеется прим. The Вышки). То есть, по сути, мое домашнее задание – это вживание в роль.

О подготовке спектаклей

Если говорить о театре, то в процессе подготовки спектакля происходило обсуждение с режиссером. Затем была долгая читка текста. Если мы ставим не пьесу, то предлагаем свои идеи по поводу некоторых реплик. Потом около 10 дней выстраиваем рисунок и, в целом, все.

В Щуке все немного дольше, поскольку это институт. Репетиции, в общем, длятся около месяца, более подробно все разжевывают.

Вообще все бывает по-разному. Некоторые режиссеры, отталкиваясь от того, как ты сам чувствуешь роль, задают направление. А некоторые сразу дают «рельсы». Лично мне удобнее, когда мне задают направление, а дальше я сам в нем развиваюсь, что-то придумываю.

Плюс нашей школы в том, что мы встречаемся с разными педагогами. Кто-то за консервативную классику, кто-то за современное направление. У всех разные подходы, и к каждому нужно суметь приспособиться. В целом, при подготовке спектакля с нами работает один режиссер, по необходимости привлекаются преподаватели по вокалу, танцу. Иногда приходит мастер и делает свои замечания.

О том, как совмещать работу и учебу

В театре я работаю с третьего курса. Тогда было много всего в институте и, конечно, было тяжело. Но когда очень хочешь чего-то, то учишься распределять время. У меня был ежедневник, где день был расписан буквально по минутам. Конечно, трудности были, но наш мастер понимал это и помогал всячески. Например, договаривался с педагогами. Я старался успевать везде и мне это удавалось.

Познакомиться с творчеством героев и их коллег можно в Instagram: @poglazovtheatre и @napokrovke

Текст: Юлия Перемитина

Фото: предоставлены героями материала

Редактор: Екатерина Воробьева