Os1

Обратная сторона поступления: давление со стороны родителей

Окончание школы, сдача экзаменов и выбор будущей специальности — нелегкий для большинства период. Однако некоторым пришлось не только столкнуться с необходимостью выучить большой объем материала, но и отстоять право самому выбирать свою судьбу. Мы узнали, во что может вылиться давление со стороны родителей и как с ним справляться.

Даша

Мне было 17, когда я готовилась к поступлению в МГУ на биологический факультет и сдавала профильную математику, биологию и химию.

Нас в семье трое: мама, папа, я. Не могу сказать, что мои взаимоотношения с родителями менялись в зависимости от того, готовлюсь я к экзаменам или нет. Все то, что проявлялось во время поступления, было и раньше просто появилась ситуация, в которой сконцентрировался негатив.

В период подготовки к экзаменам родители стали этакими антагонистами по отношению друг к другу. Мамуля была очень лояльной, поддерживала любое мое решение и всегда добавляла важную фразу, которую я тогда, к сожалению, не воспринимала всерьез: «Поступай куда угодно, лишь бы тебе это правда нравилось. Я поддержу любое твое решение только бы это было по зову сердца». Отец же человек с устоявшимися взглядами на то, какую профессию должна иметь его дочь, чтобы в любой ситуации суметь выкарабкаться и выжить.

Уже в 14 лет я знала, что хочу быть маркетологом и рыночным аналитиком. Однако когда пришло время экзаменов, отец начал гнуть свою линию. Во мне он видел задатки хорошего медика или ученого и считал, что именно такой человек будет нужен всегда. Поначалу я сильно сопротивлялась, устраивала истерики и споры, которые заканчивались оскорблениями отца в мою сторону. Мы грызлись в кровь. Каждый день он капал мне на мозги, говорил, что я дура и мне нужно выбрать именно медицину, чтобы в будущем не валяться в луже.

Отец ставил  ультиматумы: если я не сделаю так, как хочет он, то я не его дочь. Он жестко унижал меня, хотел показать, что у меня нет мозгов, что мое мнение ничего не стоит. Так я стала ощущать, что я недостаточно умная, опытная, рассудительная, и поэтому стоит перейти на папину сторону

В какой-то момент я сломалась. Когда я успокаивалась и вытирала слезы, у меня в голове появлялась мысль: «Ну не зря же он мне такие вещи говорит?» Отец всегда был авторитетным человеком для меня, так что в конце концов я прислушалась к нему, а не к маме. Увы, поддержка не может возыметь такой сильный эффект, как угнетение. Из-за давления отца и мое мнение, и мнение мамы сходило на нет. Я уже не могла ссылаться на маму как на опору и защиту.

Дело еще и в том, что не только я прогнулась под тиранией отца. После того, как он доводил меня до слез своими высказывания, то же самое он говорил и маме: «Какого фига ты ее поддерживаешь? Ты что, не видишь, во что это может вылиться? Ты такая же тупая и никчемная». Спустя какое-то время давление началось уже с двух сторон. В такой стрессовой ситуации я начала смотреть на все под родительским углом и убеждать себя в том, что медицина это действительно вариант.

В конце концов, я поступила в МГУ на коммерцию. Сначала радости не было предела: как-никак, топовый вуз… Однако в первые же недели учебы я поняла, что нахожусь абсолютно не в своей тарелке. Я не нашла близких мне по духу людей, мне приходилось заниматься тем, от чего у меня было дикое отторжение. Я поняла, что весь одиннадцатый класс напрасно тратила по 16 часов в сутки 7 дней в неделю, не позволяя себе ни отдыхать, ни уходить на каникулы. Разочарование настолько убивало меня, что я приходила домой и часами рыдала. Но при этом я знала, что если заявлю родителям о желании уйти из университета, то, вероятно, мне придется покинуть дом.

Взвесив все за и против, я забрала документы из МГУ и сообщила об этом родителям. Мама впервые в жизни не поддержала меня, а отец сказал, что я слишком много возомнила о себе и предала семью. Для того, чтобы доказать родителям, что это мой осознанный выбор, я сразу же начала искать работу. Однажды я сильно заболела, но мне нужно было ехать на собеседование в серьезную компанию, так что я попросила отца подбросить меня до метро. Уже в машине он взял меня за шиворот, притянул к себе и сказал: «Это последний раз, когда я тебе хоть в чем-то помогаю». К счастью, я перетерпела тот период.

Когда поутих пыл, отец мне сам сказал: «Я понимал, что ты там не будешь учиться, я видел, что ты плакала, что тебе плохо там. Я понимал, что ты поступила правильно. Мне просто было страшно»

Сейчас никто ни о чем не жалеет, родители поддерживают мой выбор. Все те действия с их стороны были лишь из-за того, что они очень любят меня и переживают.

Георгий (имя изменено)

На момент поступления мне было 15 лет, я заканчивал девятый класс и сдавал физику и информатику. Планировал поступить в летное училище профессия пилота нравилась мне и казалась финансово привлекательной.

Я живу в обычной семье из пяти человек: с сиблингами более или менее спокойные отношения, с матерью особых конфликтов никогда не возникало, а отец чаще всего находится в командировках.

Вообще, желание поступить в летку началось с финансовой мотивации. Я захотел больших денег, а гражданские пилоты как раз получают много. Я понял, что одним из лучших вариантов добиться своего будет поступление в летное училище. Ну, желание есть надо действовать. Заявил о своих намерениях родителям, они поддержали меня и сказали, что идея неплохая. Проблема заключалась в том, что выбранное мной училище практически кадетка с очень высокими требованиями для поступления. Мне нужно было собрать кучу справок из разных диспансеров, на каждую справку получить еще справку, потом получить справку, что я получил справку, которую не получил… В общем, буквально каждую неделю на протяжении четырех или пяти месяцев мы ездили в поликлинику. Мать вложила в это поступление особенно много сил, поскольку у отца не было возможности возить меня по больницам и диспансерам.

Наступило время сдачи ОГЭ, и со всеми предметами я справился на отлично. Тогда я и осознал, что кадетка это не мое, и я хочу поступить в гимназию или лицей. Прежде я уже пытался поступить в гимназию, но у меня не вышло. На этот раз родители меня не поддержали, им было жаль потраченных на поступление в училище усилий. На этой почве образовался конфликт. Мы не могли найти общий язык: родители хотели, чтобы я поступил в летку, а я уже горел желанием учиться в лицее.

Я начал пытаться бастовать: «Если вы не позволите мне подать документы в лицей, я свалю из дома». Сказано — сделано. Это произошло примерно за неделю до прохождения тестирования в училище. Мне надо было подстричься, но сделал я это не так, как ожидали увидеть родители. Это явилось катализатором конфликта: мол, я теперь похож на гомосексуала, меня не примут

С огромным скандалом я ушел из дома, собрав при этом все документы сам собирался подавать их в лицей. Взял ноутбук, взял все, что мне было дорого, и поехал к девушке и ее друзьям. Вне дома я провел пять дней. Спал то у друга, то у девушки, то у двоюродного брата. Мне приходилось экономить абсолютно на всем, мне было тяжело, и порой я даже жалел о своем решении. Мысли о том, что я могу быть неправ, посещали меня очень часто. Благо со мной были друзья и знакомые взрослые, которые могли выслушать. Другие родственники волновались обо мне, уговаривали вернуться домой. С их слов я знал, что родители очень переживают. Но, видимо, им не хотелось проявлять слабость, поскольку за все это время ни одного звонка от них не было.

На четвертый день после ухода из дома мне назначили собеседование в лицее. Я пришел туда, без какого-либо труда прошел тестирование по всем предметам и предоставил справку с результатами ОГЭ. Приемная комиссия осталась довольна и пообещала перезвонить через неделю-две, чтобы объявить результаты поступления. А на следующий день мне нужно было проходить собеседование в летном училище. Я решил уже не париться по поводу поступления туда, завалил абсолютно все проверки, специально сделал все специально неправильно. Под конец этого тестирования меня внезапно встретили родители, предложили помириться и пригласили на отдых во Францию. К тому моменту я уже довольно сильно устал мотаться одному вне дома, так что согласился. Уже во время отдыха мне позвонил секретарь из лицея и поздравил с поступлением. Я рассказал об этом родителям, и они порадовались за меня.

Вообще, все мы сильно изменились. Побег из дома показал родителям, что я уже готов брать на себя ответственность, а меня научил быть ответственным и лучше продумывать свои действия. Если прежде я был готов на все ради зарплаты пилота, то потом ко мне пришло осознание, что менять свободу самовыражения на возможное финансовое благополучие я пока не готов

Катя

Сейчас я в выпускном классе, и я не знаю, куда поступать. Сначала я хотела пойти на анимацию, иллюстрацию или графический дизайн, позже вроде бы остановилась на гейм-дизайне. Однако мой отчим крайне против этого, и я не уверена, поступлю ли куда-нибудь в этом году или пойду работать.

Живу я с матерью и отчимом, хотя не считаю его таковым, как и он не считает меня своей падчерицей. Мы с ним никогда не ладили, но раньше я была более сдержанной и трусливой, не могла пойти против него. А сейчас начала бастовать. Все проблемы с поступлением, моей будущей специальностью и работой начались еще в девятом классе, когда была пора первых экзаменов, а я стала чуточку взрослее. Тогда отчим и начал настаивать на том, что он не хочет, чтобы я, как он, в свои 40 лет жила в съемной квартире и ничего не имела за душой. Это продолжается до сих пор. Хотя я и чувствую, что он заботится обо мне, он не скрывает своего желания поскорее от меня избавиться и довольно часто грубо напоминает об этом. Отчим считает, что я должна как можно быстрее слезть с шеи родителей. Сейчас я лишь обуза, и он уверен, что все затраты на мое образование попросту пойдут в пустоту.

Мама в курсе моих с отчимом разногласий. Она всегда присутствует при наших стычках и старается меня защищать в меру своих сил. Отчим у меня весьма вспыльчивый человек, он не уважает мнения тех, кто слабее его, да и в принципе придерживается весьма патриархальных взглядов. Мама же всегда старается избежать или замять конфликт. Хотя чем дальше, тем хуже все становится. Вопрос о разводе поднимается уже чуть ли не каждый месяц.

Чаще всего мои с отчимом конфликты возникают на пустом месте. Я могу просто сидеть и пить чай, когда у него в мозгу что-то щелкнет, и он начнет говорить, что я бездарь, лентяй и тунеядец, сидящий на шее у матери и у него

По его мнению, я ничего в жизни не хочу, раз до сих пор не нашла работу и не съехала. Все, чего он хочет поставить меня на ноги и забыть, но ни в коем случае не тратить на меня свои кровные. Этого я не заслужила. Если честно, я не знаю, чего он от меня ожидает. Обычно он орет о том, что я упустила все возможности, что я ничему не научилась за почти 18 лет. Когда-то он шутливо предложил: «А пойдем к нам в агентство на стажировку?» Так же шутливо я ответила: «Нет, спасибо, мне тебя и дома хватает». Кто ж знал, что это было реальное предложение. Теперь он постоянно попрекает меня напоминаниями о том отказе. Вообще, он странный человек, его взгляды на жизнь редко меняются. Но если раньше он вовсю орал, что образование это очень важно, то теперь уверен, что я должна идти пахать. Помогать с получением образования он мне не будет из принципа, так как считает это пустой тратой времени и денег.

Сейчас я готовлю проект для поступления на гейм-дизайн в ВШЭ, готовлюсь к ЕГЭ по литре и русскому. Однако я в ужасной растерянности. Даже если я чудом поступлю на бюджет, помогать деньгами мне никто не будет у мамы попросту не хватит на это средств, а отчим вряд ли изменит свое отношение ко мне.

Текст: Алина Чебыкина
Иллюстрации: Spencer Gabor, Alina Shapran, Cat Finnie, Ka Lee / Dribbble
Редактор: Елизавета Наумова