skriba (1)

Конфликт с Андреем Скрибой на программе двух дипломов

В феврале студенты Факультета мировой экономики и мировой политики составили обращение на имя ректора Вышки Ярослава Кузьминова. Они предъявили претензии научному руководителю специализации образовательной программы двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета по международным отношениям Андрею Скрибе. Преподавателя обвинили в нарушении правил университета и некорректном поведении на парах: студенты утверждают, что во время занятий Скриба позволял себе неуместные шутки об умственных способностях и национальности учащихся. Также в документе сформулировано много претензий по организации учебного процесса на ОП в целом.

По словам одного из членов инициативной группы, поводом, в частности, послужил конфликт Андрея Сергеевича со студентом ФМЭиМП в интернете. 6 февраля в официальной группе образовательной программы «ВКонтакте» опубликовали пост, в котором упоминалась возможность студентов проходить практики и стажировки. В комментарии под записью студент отметил, что в действительности программа не помогает учащимся участвовать в этих внеучебных активностях. Андрей Скриба ответил ему, что студент сам не прилагает для этого достаточно усилий и намекнул, что компьютерные игры для студента важнее участия в проектах. Чуть позже преподаватель отредактировал комментарий, удалив оттуда слова про игру World of Tanks. Все поддерживающие комментарии других студентов удалили, а их авторов заблокировали в сообществе (один из администраторов группы — сам Скриба). Сейчас все комментарии под постом удалены.

 

скриншоты из обращения

7 февраля в группе, администратором которой также является Скриба, опубликовали информацию о конкурсе на грант в летнюю школу London School of Economics. Но для участия в нем студентам надо было подписать документы до 18:00 8 февраля, то есть менее, чем за 72 часа до дедлайна. Это оказалось обязательным даже для двух студентов, которым грант полагался без конкурса за отличную учебу. Одной из студенток отказали в гранте: она не подписала документы в назначенный день, хотя заранее предупредила учебную часть, что не сможет присутствовать.

В обращении студенты указали на нарушение Андреем Скрибой правил внутреннего распорядка ВШЭ — в частности, прав обучающихся на уважение их человеческого достоинства, защиту от всех форм психического насилия, оскорбления личности. По утверждению студентов, преподаватель позволял себе шутки, основанные на национальности отдельных учащихся. «Во время семинара, на котором обсуждался Жан-Жак Руссо и Третий рейх как пример того, как доктрины Руссо были реализованы в реальной жизни, Скриба А.С., войдя в аудиторию по необъясненным причинам и не вникнув в суть семинара, эмоционально задал вопрос студенту иудейского вероисповедания: “Это специально для вас?”» — говорится в тексте.

Письмо содержит другой похожий случай, который произошел во время лекции в 2016 году: «Скриба А.С. читал лекцию, посвященную теме рабства в колониальных империях. Во время лекции Андрей Сергеевич спросил, присутствует ли иностранный студент из Судана. После получения отрицательного ответа на свой вопрос добавил с сарказмом, что планировал данную лекцию специально для него».

Согласно еще одному примеру из обращения, Скриба публично отчитал студента, пропустившего пару. Во время семинара преподаватель позвонил студенту, который в тот момент был на медосмотре, и по громкой связи отчитал его за прогул. Пропустивший пару студент был старостой группы, и, по словам студентов, Скриба потребовал переизбрать его, хотя самих студентов староста устраивал.

Авторы обращения отметили и плохую организацию учебного процесса на программе. Например, администрация сократила длительность изучения одного из лондонских предметов до 14 недель, хотя Лондонский университет рекомендует минимум 20 недель. В прошлом году учебная часть нарушила положение о промежуточной аттестации: уже после того, как студенты сдали лондонские экзамены, их «вес» в оценке за лондонские предметы увеличили до 100%, хотя изначально они составляли 50% оценки. По мнению студентов, значительная часть ответственности лежит на Скрибе, так как Андрей Сергеевич — «один из главных членов администрации образовательной программы».

Для решения проблемы была сформирована комиссия из сотрудников факультета. В состав вошли И. Г. Ковалев, Д. А. Медведев, Е. Г. Энтина, М. В. Братерский и Б. А. Короткин. Руководство запросило у Скрибы объяснительную.

22 февраля прошла первая встреча студентов с комиссией деканата, но к конкретному решению вопроса на встрече не пришли. 26 марта состоялась вторая встреча инициативной группы, написавшей обращение, и руководства факультета. На ней декан ФМЭиМП Сергей Караганов сообщил, что комиссия отстранила Андрея Скрибу от руководства программой до конца учебного года и возложила исполнение его обязанностей на замдекана Екатерину Энтину. В тот же день об этом написал Telegram-канал «Ордынский инсайдер», который ведут студенты факультета.

На следующий день члены инициативной группы опубликовали еще один текст. В нем студенты объяснили, зачем написали обращение.

Главной целью было высказать недовольство качеством образования, а не сместить Скрибу с должности

Инициативная группа предоставила администрации факты нарушений, а решение об отстранении принимала исключительно комиссия, состоящая из заместителей декана. По мнению студентов, встреча с Сергеем Карагановым прошла конструктивно — руководство факультета признало нарушения в организации учебы, и теперь комиссия будет их устранять. «Мы очень надеемся на то, что наша программа будет становиться только лучше, и наша с вами активная позиция тому в помощь».

Но 28 марта «Ордынский инсайдер» опубликовал комментарий руководства ФМЭиМП, которое администраторам канала отправил замдекана Денис Медведев. В нем утверждается, что Андрея Скрибу не отстранили от работы — комиссия не получила доказательств неэтичного поведения преподавателя и не видит причин для дисциплинарного наказания.

Мы связались с первым заместителем декана ФМЭиМП Игорем Ковалевым. Он подтвердил информацию в комментарии.

По его словам, инициативная группа не предоставила печатную версию обращения с подписями студентов, которую можно было бы считать подтверждением некорректного поведения преподавателя

Таким образом, как утверждает Ковалев, «единственное доказательство нарушения морально-этических норм — письмо одного из преподавателей программы, авторство которого не подтвердилось». Само заявление решили опубликовать из-за того, что студенты, по словам Ковалева, неправильно истолковали результаты встречи: на уровне факультета отстранить сотрудника от работы нельзя. Андрея Скрибу временно отдалили от взаимодействия со студентами программы — до конца года коммуницировать с учащимися будет Екатерина Энтина.

Ковалев отметил, что комиссия и дальше будет встречаться с инициативной группой

Мы также поговорили с самим Андреем Скрибой и спросили его мнение о проблеме. С его точки зрения, студентам следовало решать конфликт на локальном уровне, а не обращаться сразу к ректору. «В целом вся проблема — провал коммуникации с отдельными студентами. Каких-то непреодолимых проблем ни я, ни руководство не увидели. До этого никаких официальных жалоб руководству программы от студентов не поступало, все решалось через диалог. Возможно, претензии обусловлены неудовлетворенностью некоторых студентов отдельными решениями. А поскольку эти решения довожу до студентов я, то и недовольство часто концентрируется на мне. 

«Однако конфликтов, в том числе у меня, со студентами на программе нет»

Повторюсь, с отдельной группой студентов есть провал коммуникации, и его надо устранять».

При этом, по мнению членов инициативной группы, одно из самых распространенных заблуждений — это то, что студенты захотели убрать Скрибу с должности, потому что «не смогли выстроить с ним диалог»: «Если вы серьезно считаете, что само обращение было неким инструментом для того, чтобы сместить неугодного нам уважаемого профессора, то вы ошибаетесь: решение об отстранении Скрибы принимала комиссия и исключительно она».

Преподаватель прокомментировал обвинения студентов в неподобающем поведении — он сообщил, что кейсы в обращении были описаны не полностью или неточно. «Отдельные случаи с неоднозначными фразами сразу решались со студентами через личный диалог. В остальном — если бы речь шла об унижениях, то этот вопрос бы подняли сразу, а не спустя такой долгий срок». 

Скриба также отметил, что блокировка студентов в сообществе образовательной программы ВКонтакте была не совсем правильным решением. «Некоторые комментарии содержали неточную информацию и могли ввести в заблуждение других студентов. Мы совместно с администраторами группы решили убрать эти комментарии и заблокировать их авторов на время разработки правил поведения в группе. Сейчас все они разблокированы».

Текст: Даниэль Нижник
Редактор: Светлана Киселева