Неделя после пожара
В ночь на 11 апреля произошел пожар в общежитии НИУ ВШЭ – СПб. За неделю скончалась пострадавшая от падения из окна студентка, была опубликована предположительно ее последняя переписка и стали известны некоторые подробности происшествия. Расследование случившегося еще ведется. Рассказываем, что стало известно за неделю.
UPDATE 23 апреля:
Иван Чернявский, начальник отдела внутрикорпоративных коммуникаций дирекции по связям с общественностью и информационным ресурсам Вышки, сообщает, что доклад по результатам внутреннего расследования передан следственным органам. Сейчас доступ к тексту имеет очень ограниченный круг лиц в руководстве университета. Возможно, вскоре будут в какой-то мере преданы огласке результаты государственного расследования.
Спустя день после пожара официальную позицию университета озвучил отдел маркетинговых коммуникаций Питерской Вышки. По его словам, автоматическая пожарная сигнализация исправна и сработала при возникновении возгорания. При этом они сослались на протокол событий пожарной сигнализации, где зафиксирована ее работа.
Также университет отметил, что эвакуационные выходы работали и все студенты были эвакуированы из здания сразу после срабатывания системы оповещения.
Иван Чернявский, начальник отдела внутрикорпоративных коммуникаций дирекции по связям с общественностью и инфоресурсам Вышки, сообщил, что создана специальная комиссия для разбора ситуации с пожаром. Ее возглавил проректор Евгений Артемов. Комиссия должна была изучить причины происшествия и действия должностных лиц и до 20 апреля предоставить доклад ректору Ярославу Кузьминову.
12 апреля прошла встреча со студентами. На собрании сообщили, что тем, кто захочет переехать, предложат места в других общежитиях, и обсудили некоторые детали происшествия. Во встрече участвовали несколько представителей администрации НИУ ВШЭ, с которыми мы попытались связаться. За комментариями мы обращались к заместителям директора НИУ ВШЭ – СПб Инге Сазоновой и Аслану Кагиеву, к начальнице управления маркетинговых коммуникаций НИУ ВШЭ – СПб Елене Грузинской. К сожалению, на момент публикации ответа получить не удалось. Но Елена Грузинская дала комментарий «Бумаге», который совпал с ранее озвученной официальной позицией вуза.
В комментариях к новостям о пожаре отмечали активное участие студентов в эвакуации из общежития.
Мы поговорили с несколькими студентами, которые помогали с эвакуацией. Наиболее подробно цепочку событий во время пожара нам описал Алексей Британов, студент 2 курса ОП «Юриспруденция» Питерской Вышки. Он участвовал в собрании комиссии как староста этажа.
На собрании рассматривался протокол событий системы безопасности. По словам Алексея, первый сигнал о том, что произошло возгорание, поступил на датчик в 01:45. Студенты сообщили, что дым из комнаты они заметили в 01:47–01:48. И уже в 01:52 выломали дверь — Евгении в комнате на тот момент не было.
По протоколу, сигнализация сработала где-то в 02:02, то есть спустя 17 минут после регистрации дыма датчиком
На сайте МЧС также говорится, что сообщение о пожаре поступило в 02:05. В комнате площадью 15 квадратных метров горела обстановка на площади 3 квадратных метра. Потушить пожар удалось только в 03:34, то есть через полтора часа после начала пожара. В тушении приняли участие 12 пожарных.
Алексей пообщался с сотрудниками организации-подрядчика, отвечающей за противопожарную систему в НИУ ВШЭ – СПб, и уточнил некоторые детали ее работы. По его словам, у любой пожарной сигнализации есть установленная задержка: «Это нужно для того, чтобы охрана, которая круглосуточно дежурит, увидела, в какой комнате сработал датчик, и за эти 5 минут сбегала туда и проверила, действительно ли пожар. Если да, то охрана дальше ничего не делает и сигнализация сама срабатывает. Если же там просто кто-то сосиски пожарил и от этого сработал датчик, то охрана успевает выключить сигнализацию до того, как она сработает». По словам Алексея, у сигнализации в общежитии была заданная задержка в 5 минут.
Алексей говорит, что помимо этой задержки, мог наложиться другой фактор — раз в 15 минут система производит «опрос» датчиков об их работоспособности. Так как возгорание зарегистрировано в 01:45, «опрос» должен был происходить как раз в это время.
«Нам сказали, что общая задержка была не больше 10 минут, хотя по протоколу получается около 17. Но в любом случае, даже 10 минут — это огромная цифра. У нас за три минуты уже из комнаты такой дым шел, что любое промедление было опасно».
Но в том, сработала ли звуковая сигнализация в 02:02, также есть сомнения. Алексей и другие студенты утверждают, что звукового оповещения в это время не прозвучало, хотя в официальных заявлениях Вышки говорится о ее исправной работе:
«Этого не было, и это подтвердит вам любой человек, который был в общежитии. Сигнализация заработала только тогда, когда приехали пожарные. Тогда ее действительно было слышно. И из-за этого появились слухи, что сигнализация вообще была отключена, хотя сигнал она передала.
«Администрации сейчас удобно говорить, что у них есть протокол, и что по нему в 02:02 сигнализация сработала. Но я вам говорю, и я готов отвечать за свои слова, я выбегал одним из последних, и никаких звуковых оповещений в это время не было»
Звук сработал спустя сорок минут, может даже и больше. То есть сигнализация свою основную функцию не выполнила. Так как все это происходило в 2 часа ночи, многие уже спали. И когда началась какая-то беготня, студенты это воспринимали как обычное дело. Ну, мало ли что в общежитиях бывает. А потом, когда поняли, что действительно происходит, начали эвакуироваться. Если бы звук сигнализации сработал по факту, а не где-то там в протоколе, все было бы быстрее и лучше организовано».
Также Алексей отметил, что не все выходы из здания были открыты — одну дверь на пятом этаже пришлось выламывать. Он не утверждает, что выход был именно эвакуационный, над ним было написано «запасный». По словам Алексея, выходов с этажа в общежитии коридорного типа есть всего три — центральный и два боковых. Один из боковых и пришлось выламывать. В подтверждение он прислал фотографию сломанного замка:
По итогам собрания Алексей сказал, что на все вопросы студентов отвечали очень профессионально, старались дать исчерпывающие ответы.
«Администрация идет на прямой контакт, что очень радует»
17 апреля умерла Евгения Руденко, студентка 2 курса Питерской Вышки. Она выпрыгнула из окна 4 этажа во время пожара и шесть дней пролежала в коме, пока врачи боролись за ее жизнь. Изначально администрация сообщала, что она выпрыгнула из-за паники, а очевидцы говорили, что причиной была закрытая дверь.
В тот же день, вскоре после известия о ее смерти, Telegram-канал «Digital Мясо» опубликовал скриншот сообщения, предположительно отправленного Евгенией своей подруге. Из него следует, что причиной пожара стал поджог, сделанный Евгенией намеренно в суицидальных целях. На следующий день в Telegram-канале «112» появился тот же самый скриншот, но без обрезанных последних сообщений. В них Евгения утверждала, что звука сигнализации слышно не было. Эти слова Евгении сходятся с тем, о чем нам рассказали очевидцы в день пожара. Достоверность источника скриншотов, опубликованных в каналах, пока никем не подтверждена.
«Бумага» сообщает, что Вышка оплатит похороны погибшей студентки. Университет также обещал взять на себя расходы на перелет семьи девушки из Екатеринбурга и обратно. В Петербурге Вышка предоставила им жилье и транспорт.
Текст: Олег Ян
Фото: Валентин Егоршин
Редактор: Светлана Киселева