«Экономика — не мое»: успех не по специальности
Смена сферы деятельности — тяжелый выбор, который требует осознанного подхода и смелости. Выпускник экономического факультета пермской Вышки Стас Касатов рискнул и создал собственную студию видеопроизводства. Он уже успел поработать с Уиллом Смитом и с международными компаниями S7 и Lexus. Мы поговорили со Стасом о ценности высшего образования и трудностях смены профессионального пути.
Про выбор пути
Я родился в Перми в семье врачей, поэтому родители были уверены, что я тоже стану врачом. Когда я пошел на эконом в пермскую Вышку после крутой английской школы, в семье был небольшой траур. Все надеялись, что у нас будет династия врачей, но на мне она прервалась.
Я не знал, кем хочу быть, а экономическое образование дает много вариантов после выпуска, так что я выбрал его.
Думал про творческое направление, но на меня очень сильно наседали родители, мол, это не профессия и нужно какое-то адекватное образование. Это классическая тема: ты либо юрист, либо экономист, либо врач
Моя жизнь полностью изменилась благодаря маленькому выбору, который был сделан на кухне ночью. Это был мой второй курс, мы с папой разговаривали, и я сказал: «Слушай, у меня есть план. Я не знаю, сработает он или нет, но я хочу попробовать заниматься видео». До сих пор помню тот взгляд отца: и с опаской, и с доверием. Он ответил: «Окей, смотри сам — если зайдет, то зайдет».
Я понимал, что надо что-то делать, но на самом деле никакого конкретного плана не было. Я просто решил попытаться
Из Перми в Дубай
Когда я начинал снимать видео, я не был уверен, что это будет моим делом. Это был «шаг в никуда». Но я достаточно рано начал себя искать, поэтому не боялся совершить ошибку. Я просто хотел попробовать заняться тем, что мне нравится, и, к счастью, на это были время и возможности.
Летом после второго курса я решил заработать денег. Раньше, лет с 16, я много работал в детских лагерях и снимал для них видео — обожал это делать. Конечно, работа в таких социальных проектах приносила какие-то деньги и позволяла не брать у родителей, но хотелось двигаться дальше.
В этот раз я взял зеркалку у подруги, объектив в аренду и с умным видом начал ходить по кофейням в Перми. Я говорил им: «Давайте я сниму вам промо-ролик. Если понравится, выкупите за символические 1500 рублей, если не понравится — пойдет мне в портфолио». Как правило, все соглашались
Полгода я мотался вот так по мелким заказам, с началом учебы график стал жестче: утром я шел на пары, днем-вечером снимал, ночью монтировал, утром снова шел на учебу, потом сдавал ролики. В это время у меня появился свой первый бренд SK Production — аббревиатура от «Стас Касатов». Я его официально не регистрировал, но паблик с таким названием создал.
Когда я стал достаточно известным в Перми, то познакомился с другим парнем, который тоже просто снимал видео. Сейчас это мой лучший друг, партнер по бизнесу и один из важнейших людей в моей жизни. Однажды мы с ним поехали отдыхать в Дубай на пару недель. Уехали, потусовались, потратили кучу денег и решили их как-то отбить. Поработали там и поняли, что в Дубае классный рынок и высокие ценники, но работать приходилось нелегально.
Мы находили клиентов через русские паблики, ходили и предлагали свои услуги управляющим отелями, ресторанами, искали реселлеров. Суммарно мы проработали там два года. Конечно, иногда я возвращался, чтобы закрыть долги по учебе — повезло, что в Вышке всё понимали и шли навстречу. Потом мы много ездили в Штаты, Европу и Азию и выполняли там заказы. В какой-то момент поняли: для того чтобы строить бизнес, делать большие деньги и развиваться, нужно осесть где-то, создать «свою базу». Поэтому мы остались в Москве и открыли здесь собственный офис.
Риски и трудности
Сложностей всегда было очень много. Отсутствие денег, заказов, скиллов ужасно ограничивало, и приходилось напрягаться, чтобы поднатаскаться на ходу. Мне кажется, творческим людям сложнее строить карьеру. У пилота, например, есть четкие инструкции и понятный карьерный путь. У нас такого нет. Тяжело доказать людям, что твой «душевный порыв» имеет какую-то ценность.
Пока мои однокурсники зубрили эконометрику и готовились стать крутыми экономистами, я бегал с камерой и снимал мелкие заказы. Когда все мои сверстники отдыхали и веселились после универа, мы с командой ночевали в офисе и работали. Далеко не всегда работа интересная и классная, бывают скучные рутинные проекты. Но нам было важно набрать опыт и портфолио, поэтому мы трудились на чистом энтузиазме.
В какой-то момент это наверняка выглядело как баловство. Когда ты получаешь от окружающего мира больше вопросов и косых взглядов, нежели признания и одобрения, очень трудно двигаться вперед и продолжать. Мне пришлось пахать на одной вере в себя года полтора, пока я не получил первое признание. Сомнения и шутки сменились искренним интересом к моим путешествиям, проектам, заработку.
Текущие проекты
Наша компания Movie Park существует уже 8 лет и за это время сильно выросла: мы снимаем уже четвертый офис в Москве, сотрудничаем с всемирно известными брендами не только в России, но и за рубежом. Например, уже успели поработать с S7 Space, Lexus, «Сбербанк», одним из последних был масштабный проект с Mercedes.
Это был довольно тяжелый опыт: мы с командой снимали его сразу же после проекта с Lamborghini. Начали снимать для Lamborghini во вторник ночью и закончили для Mercedes в воскресенье в 5 утра. Сцены снимали друг за другом в совершенно разных локациях, с перерывом максимум 1,5 часа. Постоянно переезжали, готовили актеров, спали по паре часов в машинах. Итоговое видео я смонтировал за неделю.
Недавно, когда я был на проекте в Дубае, мне написал Покрас Лампас, с которым мы дружим, и позвал на премьеру фильма «Гемини» в Будапешт. Paramount Pictures проводили маркетинговую кампанию, где блогеры и инфлюенсеры могли создать свою коллаборацию с Уиллом Смитом. Понятное дело, я сразу согласился. Шел довольно долгий процесс согласований с Paramount — казалось, что ничего в итоге не получится. Главная проблема была в том, что Смит — очень занятой человек и у каждого из нас было не больше 10 минут, чтобы отснять с ним материал. Вместе с нами такой шанс получили человек пять.
За короткое время очень трудно успеть сделать что-то масштабное, поэтому мы остановились на концепции съемки одним кадром и создании остальной картинки в пост-продакшн. Мне казалось, что я уже привык работать с большими брендами и селебрити, этап волнений перед такими проектами давно прошел, но тут все было иначе.
Ощущение, будто перед тобой открылся шлюз в самолете и прямо сейчас надо прыгать. Как бы ты ни был готов, адреналин так и скачет. Но когда Смит зашел в комнату, сложилось впечатление, что это не ты его мечтал всю жизнь увидеть, а он тебя
Улыбался, здоровался, общался очень просто и по-братски. Мы отсняли материал, немного с ним пообщались, потом успели посмотреть Будапешт и вернулись обратно в рабочий график. Так появилась наша коллаборация с Покрасом Лампасом и Уиллом Смитом.
Стоит ли идти в вуз
Когда я выступаю в вузах с лекциями, студенты задают один и тот же вопрос: «Стас, я учусь на первом курсе и понимаю, что это вообще не мое, стоит ли доучиваться?» Мой ответ: стоит. Несмотря на то, что Вышка не привила мне любви ни к экономике, ни к финансам, она привила мне ответственность.
Когда ты выпускаешься из Вышки, все бытовые проблемы и проблемы в бизнесе решаются на раз-два, потому что ты прошел через ад. Теперь многое дается очень легко
Когда мы берем людей на работу, то всегда смотрим, есть ли у человека высшее образование. Неважно, какое — если он чего-то не знает, мы научим. Но если он доказал сам себе, что может довести учебу до конца, несмотря на все проблемы и отсутствие сна — это очень важно. Да и вообще людей из Вышки я люблю — они все как на подбор, такая «элита».
Универ — это время, которое дано людям, чтобы понять, чем они вообще хотят заниматься. Я не считаю, что нужно просто сидеть на парах и получать то, что тебе дают. Если ты понимаешь, что занимаешься не своим делом, то ты, конечно, учись, но параллельно пробуй себя в других сферах. И рано или поздно что-то откликнется.
А вообще образование в сфере видеопродакшена, как и любое образование сейчас, очень традиционалистское. На оператора, например, учатся по 4–5 лет. И, честно говоря, я не знаю, зачем этому уделять столько времени в вузе. Очень часто у нас спрашивают: «А можно ли как-то быстро научиться видеопроизводству?». Поэтому мы создали свои онлайн-курсы на полтора месяца, где стараемся объяснять все — даже если ты никогда камеру в руках не держал, тебе помогут дойти с самых основ до первых денег. Вот это как раз то, чего нам в свое время очень не хватало. Мы потратили очень много времени на развитие этих скиллов и набили своих шишек.
Планы на будущее
В нашем мире все немного поменялось: чтобы быть успешным, нужно быть flexible, нужно адаптироваться, развиваться. Мы живем в очень классное время, наше поколение Z ничем не ограничено — мы мобильные, все наши дела решаются в два клика, можно познакомиться с кем угодно, переехать в любую страну. Поэтому оставаться в рамках одного города, одного образования, одной деятельности глупо.
У меня есть страх, что я после себя ничего не оставлю. Мне не нужны миллионы фанатов, которые будут фоткаться со мной, но признания в своем профессионализме я точно хочу. Например, работать в Голливуде режиссером. Для этого хочется повысить квалификацию в Нью-Йоркской киноакадемии, но пока не готов тратить на это 4 года и уезжать в Америку.
Через 5 лет я вижу себя, скорее всего, не в России. У меня будет большой дом, классная семья, компания с мировым именем, которая растет и развивается. Я максимально в творчестве, самореализовываюсь и самовыражаюсь. Я не думаю о базовых вещах из пирамиды Маслоу, а занимаюсь тем, чем хочу. Мне кажется, что когда у тебя перекрываются базовые потребности, ты понимаешь, чем хочешь заниматься и начинаешь жить полной жизнью.
Если оглядываться в прошлое, то я посоветовал бы себе (и вообще всем) не тратить время на людей, с которыми не хочется общаться, и не заниматься теми делами, которые вам навязывают. Если вы через силу читаете эконометрику, а в ближайшем будущем вас ждет одно повышение зарплаты на 50 тысяч рублей, то зачем вы это делаете? В мире есть столько всего. Вы можете взять и уехать работать на остров, получить лицензию пилота и летать по Аляске, переехать в Таиланд. Мир здоровенный, и возможностей очень много. Особенно сейчас, когда все открыто.
Текст: Анастасия Криницкая
Фото из личного архива героя
Редактор: Анастасия Елфимова