oblozka

Не кодом единым: какие приложения разрабатывают студенты

Для многих студентов смартфон это не только чаты или возможность послушать музыку и поделиться фотографиями из путешествий. Герои нашего материала студенты, которые решили сами разработать приложения для смартфонов. Ребята рассказали, с какими проблемами столкнулись во время работы и как этот опыт повлиял на их жизнь.

Матвей Кавторов,
разработчик «HSE App»

Я начал заниматься разработкой веб-приложений еще в старших классах. Потом я поступил в Вышку на Факультет компьютерных наук. Тогда же я начал пользоваться РУЗом (электронное расписание учебных занятий — прим. The Vyshka), но он часто зависал, и я решил что-то с этим делать. 

Самая большая проблема РУЗа заключается в том, что он кроссплатформенный. Это значит, что программа была написана и под IOS, и под Android, и что-то исправить под конкретную платформу довольно трудно. Но я давно занимался IOS разработкой и хотел все сделать красиво по стандарту Apple Guidelines (документ для IOS-разработчиков с рекомендациями по пользовательскому интерфейсу  — прим. The Vyshka). 

Работа над приложением началась, когда мне предоставили API РУЗа (программный интерфейс приложения — прим. The Vyshka). Проще говоря, это готовый код, благодаря которому программа выполняет заданный алгоритм действий, и поэтому программисту не нужно писать вручную то, что уже было сделано до него. У многих людей уже был API, и как только я его получил, быстро сделал  первую версию приложения. Она работала стабильно, хотя по дизайну очень сильно отличалась от того, чем студенты пользуются сейчас.

Незадолго до этого момента я познакомился с Максимом (один из основателей проекта, в данный момент занимается менеджментом и коммуникациями HSE App прим. The Vyshka). Он написал в чат курса, что ищет IOS-разработчика для какого-то проекта. И, на удивление, никто, кроме меня, не отозвался. Этот проект нас сблизил, и я решил рассказать Максиму о своей идее с HSE App. Ему понравилось, и мы начали думать о судьбе приложения: улучшили дизайн, устранили некоторые неполадки и начали формировать команду.

Изначально департамент информационных технологий был недоволен нашей затеей. Нас даже вызвали и сказали, что API РУЗа использовать нельзя, назвали нас хакерами и упомянули об уголовной ответственности. Мы показали статистику пользователей, предоставили отзывы, рассказали про новый функционал, и к нам начали относиться лояльно. 

По сути, разница между РУЗ и HSE App только в том, что наше приложение стабильнее работает со стороны телефона. Оно не может внезапно вылететь при подтверждении почты, например, да и функционал у нас шире. Для рядового пользователя в приложении есть не только расписание, но и истории, в которых мы выкладываем актуальный контент про ближайшие мероприятия в Вышке. Также у нас есть функция «дедлайны», которая напоминает о грядущих контрольных работах, сдаче домашних работ. Есть «поиск», где можно найти расписание любого человека и свободные аудитории. В приложении можно настроить уведомления так, чтобы, например, знать, когда пора выходить из дома на пары. Но главная функция нашего приложения — донат, который вы можете отправить нашей команде разработчиков на Яндекс-кошелек.

Мы продолжаем работать над проектом и над новым функционалом приложения. Помимо этого у нас, как правило, есть и другие заказы: например, одна студенческая организация хочет иметь админку к историям в HSE App и загружать туда полезную информацию от своего имени.

Проект появился два года назад, за это время стандарты по дизайну изменились, да и технологии не стоят на месте. Приходится все менять, а иногда и переделывать заново. Но несмотря на все эти издержки, за это время у меня вырос скилл, и сейчас я могу делать более красивые и технические вещи, а это главное для меня как разработчика.

HSE App до сих пор остается нашей студенческой инициативой, и на данный момент приложением пользуются 15 000 человек. С профессиональной точки зрения это очень хороший проект в портфолио: благодаря HSE App я нашел работу. Помимо этого у меня есть и другие проекты, я продолжаю разрабатывать приложения, создаю телеграмм-ботов и пишу на Питоне.

Анонимный разработчик дополнения к игре «Perfect World»

Я увлекся программированием еще в школе. У меня был телефон с неплохой на тот момент операционной системой — Windows Mobile. Я подумал, что если могу писать программы для компьютера, то смогу делать то же самое для телефона.

Сначала я написал что-то простенькое, в духе «калькулятора», а потом начал разрабатывать более сложные вещи, но телефон не потянул. Позже вышел первый Android, появился Play Market, все начали разрабатывать под него приложения, в том числе и я. Пришлось долго в это погружаться, но уже в десятом классе я купил платный доступ к Play Market, чтобы можно было публиковать туда свои приложения.

Идея создать это приложение появилась внезапно. Долгое время я играл в ролевую игру «Perfect World». Многие игроки, в том числе и я, применяли тактику, благодаря которой их персонаж, находясь в определенной локации, получал опыт и осваивал нужные навыки. Но такая стратегия вела к чрезмерной загруженности компьютера, частым прерванным связям с сервером и ограниченности в функциях. То есть те, кто хотел зарабатывать скиллы, очень страдали.

Я решил написать программу, которая могла бы решать все эти проблемы. Первоначально она была сделана для ПК: программа сама переподключалась, нажимала на нужные кнопки, чтобы персонаж стоял в локации сколько надо, считала, сколько герой получит за день опыта. Люди начали пользоваться, и всем это нравилось. В дальнейшем я также переписал весь функционал под Android и опубликовал в Play Market. 

Максимальное количество пользователей было около тысячи человек, и меня это очень радовало. Но в какой-то момент я столкнулся с тем, что некоторые пользователи начали обвинять меня во лжи и мошенничестве, предполагая, что я ворую их аккаунты со всеми заработанными скиллами. Это было обидно, потому что моя программа не брала никаких пользовательских данных, и я наоборот только хотел облегчить людям жизнь.

Через некоторое время в приложении было еще два апдейта, но потом я перестал обновлять его. Поддержка серверов прекратилась, и у многих программа больше не работала, потому что пользователей начали банить. Еще долгое время она была популярна в Ирландии, но в 2017 году я выпустил последнее обновление и оставил это дело. Сейчас активных участников — сорок семь человек, хоть и прошло уже много времени.

Программирование сильно повлияло на мою жизнь. Понимание того, что я могу что-то создавать, мотивировало и мотивирует меня до сих пор. Я стал более организованным, а девиз «садимся писать и не встаем, пока не закончим» до сих пор помогает мне работать над всеми проектами. Несмотря на то, что попытки программировать у меня были еще до этого приложения, я до сих пор вспоминаю его с любовью и теплом и считаю одной из моих успешных работ.

Дмитрий Журкин,
разработчик стратегической игры «CashDash»

Я давно занимаюсь программированием, и в одиннадцатом классе я создал первое приложение для компьютера. Поступив в университет, свою первую стипендию я потратил на аккаунт разработчика в Google Play, а моим первым приложением для смартфона была игра в гонки. Она была не особо успешной, ее мало скачивали. Но я разобрался во всем функционале Google Play, для меня это был хороший опыт. 

Осенью 2018 года я участвовал в хакатоне SECOTHON’2018. За день до соревнования я встретился со своей командой, и мы решили переделать партнерскую игру по экономической грамотности от «Лентача». Пользователи должны были анализировать предложения для инвестиций, а потом приложение объясняло, правильный ли выбор они сделали. Мне очень нравилась эта игра, и мы решили  доработать ее и создать мобильную версию. 

Хакатон длился два дня, и за это время мы успели сделать только прототип игры. У нас было много технических проблем, к которым добавлялись нервы и страх, что что-то может пойти не по плану.

Спустя два месяца после хакатона мы выпустили полноценное приложение. Там можно было вести непосредственную игру, соревноваться с друзьями по таблице рекордов, а что самое главное — нарабатывать навык стратегического мышления.

В первый месяц после публикации мы делали обновления, пытались привлекать аудиторию — за год у нас было около двух тысяч скачиваний, но удержать пользователей нам не удалось.  Приложение и сейчас доступно в Google Play, и до сих пор десять пользователей ежедневно скачивает его, но мы им больше не занимаемся. 

Несмотря на то, что в хакатоне мы проиграли, я рад, что принял участие в нем, он изменил меня в лучшую сторону. Этот опыт помог мне найти работу по душе, и сейчас я занимаюсь в стартапе разработкой игр и приложений для виртуальной реальности.

Текст: Елена Метлинская
Редактор: Александра Ромадина