obl

Я б в Гагарины пошел: где учатся космонавты и как туда поступить

Вариантов жизни после защиты диплома множество: магистратура, второе высшее, собственное дело. А если сильно захотеть, можно и в космос полететь. Будущие космонавты и молодой космический инженер рассказали, где готовят последователей Юрия Гагарина и через какие тернии лежит путь к настоящим, не метафорическим звездам.

Герои:

Денис Прудник — выпускник аэрокосмического факультета Московского авиационного института, председатель молодежного совета Русского Космического Общества, основатель проекта мыверимвкосмос.рф, лектор, популяризатор космонавтики. Дважды подавал документы на отбор в отряд космонавтов.

Иван Рудой — аспирант аэрокосмического факультета Московского авиационного института, сотрудник кафедры 601 «Космические системы и ракетостроение». Планирует пройти отбор в отряд космонавтов.

Владимир Щедрин — выпускник Образовательного центра «Сириус» (программа «Большие вызовы», космическое направление), мастер спорта по ракетомодельному спорту, абитуриент МГТУ имени Н. Э. Баумана.

«Я в детстве думал, что можно сразу после школы пойти выучиться на космонавта — лет пять проучиться или восемь», — рассказывает Иван. «Я считал, что космонавты учатся в какой-то школе, где их готовят к полетам на космическом корабле», — улыбается Владимир.

На самом деле ни школ, ни университетов, которые выпускают космонавтов, в России не существует. Единственное место, где можно пройти специальную подготовку — Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Он находится в Звездном городке — поселке городского типа в Московской области, который долгое время имел статус закрытого административно-территориального образования (ЗАТО).

«Это город в городе. Со своей инфраструктурой — с собственными магазинами, например. И этот город состоит из двух частей: жилой и рабочей. В рабочей части очень много серых построек. Но когда ты входишь в эти серые постройки, то наблюдаешь нечто невероятное. Ты видишь орбитальную станцию «Мир» — настоящую, в реальном масштабе. Видишь гидролабораторию, где космонавты учатся работать в условиях, близких к невесомости. Видишь огромных размеров центрифугу… Все внутри замирает!» — вспоминает Владимир. Юноша не хочет стать космонавтом — ему по душе космическая инженерия, — но в ЦПК имени Ю. А. Гагарина он был пять раз: трижды волонтером на конкурсе «Звездная эстафета» и дважды на экскурсии — как участник различных соревнований по своему профилю.

Вообще Центр подготовки космонавтов — закрытое место, и попасть туда непросто. Денис два раза подавал документы для участия в отборе в отряд космонавтов, но в ЦПК не был: «Когда я подавал документы, то не попал на территорию Центра подготовки космонавтов. Я был на стандартном КПП. Ко мне просто вышел человек, забрал конверт. И на этом, собственно, все. А сейчас документы можно отправить по почте и не привозить лично».

Роскосмос и Центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина проводят набор нерегулярно. Сейчас идет «приемная кампания», которая стартовала 3 июня 2019 года и продлится до 1 июня 2020-го. Предыдущая проводилась в 2017 году.

С 2012 года наборы в отряд космонавтов открытые, то есть фактически подать документы и пройти необходимые испытания может любой человек с образованием любого профиля. Возможно, это связано с тем, что профессия космонавта не так популярна и привлекательна, как раньше, — предполагает Владимир.

Несмотря на то что последние наборы открытые, претенденты с аэрокосмическим и инженерным образованием остаются в приоритете. На сайте Центра подготовки космонавтов размещен список специальностей, представителям которых отдают предпочтение во время отбора. По словам Ивана, помочь может и опыт работы на предприятиях космической промышленности: «Тебе скорее всего отдадут приоритет во время отбора, если ты работаешь в РКК “Энергия” или в похожих структурах и каждый день общаешься с космонавтами. Если знаешь, как устроен космический корабль, обслуживаешь его каждый день или помогаешь космонавтам тренироваться».

Немаловажно, что высшее образование должно быть оконченным. Кроме того, нужно отработать по специальности не менее трех лет.

Денис знал, что необходимого опыта работы на момент подачи документов у него не будет, но решил рискнуть. Ему позвонили из ЦПК и сказали, что ни к чему, кроме опыта работы, вопросов нет. По всем документам, в том числе по медицинским, Денис проходил на очные испытания.

«Мне посоветовали еще поработать, проверить, насколько я целеустремленный. Наверное, наличие опыта работы именно по специальности, которую ты получил в вузе, — некий показатель того, что ты правильно и сознательно выбрал профессию, что способен идти к своей цели и не останавливаться на полпути».

Иван пока не принимал участие в наборе. Как и Денис, он окончил МАИ, но его тоже останавливает недостаточный опыт работы. «Нужно набрать стаж, я пока в процессе, — делится молодой человек. — Ну и кандидатскую диссертацию в этом году надеюсь закончить — тоже по космосу».

Подать документы на отбор в отряд космонавтов можно до 35 лет, если у вас нет двойного гражданства и вида на жительство на территории иностранного государства. Важную роль играют также антропометрические требования (рост, вес, длина ступни — прим. The Vyshka) и знание иностранных языков.

Сам отбор состоит из двух этапов. Во время заочного нужно собрать необходимые личные и медицинские документы и отправить их в комиссию Центра подготовки космонавтов. Денис рассказывает, что это настоящая школа, благодаря которой не только испытываешь собственное терпение, но и учишься общаться с людьми. «Опыт сбора документов для ЦПК — действительно ценный опыт. Я даже в своих лекциях всем советую пройти через это, если есть возможность», — улыбается он.

Денис вспоминает, что интереснее всего было наблюдать за реакцией докторов, когда они узнавали, для чего ему нужна та или иная справка. Кто-то напевал известные песни о космосе, кто-то спрашивал, зачем молодому человеку покидать Землю, а кто-то советовал создать семью до полета. Но самый яркий случай произошел в наркологическом диспансере. Денису нужно было подтверждение, что он не состоит там на учете. Когда он сказал, что документ необходим для отбора в Центр подготовки космонавтов, врач резко переменилась в лице:

«Ее глаза увеличились в объеме раза в три, мне кажется. Она резко вскочила и подбежала ко мне. Я был в кофте с длинными рукавами. Она говорит: Закатай рукава. Я закатал по локоть. Она смотрит на мои руки: Да нет, вроде не наркоман. Правда, что ли, в космос собрался?»

После заочного этапа отбора наступает очный. Он в свою очередь состоит из нескольких частей: тестов по русскому языку и истории России, теста на знание космонавтики и космической техники, психологического теста, а также очного медицинского отбора и проверки уровня физической подготовленности. Перечень физических упражнений, выполнение которых будут оценивать в ЦПК, размещен на официальном сайте центра. Но не ко всем испытаниям можно подготовиться заранее.

«Я не знаю, насколько силен мой вестибулярный аппарат, — делится Иван. — Я не могу проверить его самостоятельно. Потому что нет оборудования, всех этих “крутилок”, как в Центре подготовки космонавтов. И центрифуги тоже нет».

Требования к здоровью потенциальных космонавтов смягчились по сравнению с теми, что выдвигались, когда формировался самый первый отряд. Если раньше медицинские показатели должны были быть безупречными, то теперь допустимы послабления. Например, есть возможность носить очки в невесомости. Следовательно, зрение пилота космического корабля может быть неидеальным.

«Во времена Гагарина космонавтами становились настоящие сверхлюди. В плане физической формы они были совершенны, практически биороботы. Сейчас обстоятельства смягчились. Потому что космические системы уже более практичные, более удобные», — объясняет Владимир

Денис и Иван отмечают, что перечень необходимых медицинских документов сократился даже по сравнению с 2017 годом. А психологический тест по-прежнему остается самым сложным испытанием на очном этапе отбора.

«О психологическом тесте знаю от людей, которые сейчас в отряде космонавтов, — говорит Денис. — По их рассказам, по их личному опыту, после психологического отбора отсеивается буквально половина его участников. Сказать, как он проходит, на самом деле трудно. У каждой страны свои методики отбора, и они строго засекречены».

Те, кому удается пройти обе ступени отбора, получают статус кандидатов в космонавты и начинают обучение. Сначала они проходят общую космическую подготовку, которая длится два года. По ее итогам кандидаты сдают государственный экзамен и получают звание «космонавт-испытатель». Далее следуют два года тренировок в группах и, если космонавта назначают в конкретный экипаж, — минимум полтора-два года подготовки к полету в рамках конкретной программы.

Много времени уделяется теории, изучению устройства Международной космической станции, — рассказывается в материале ТАСС, приуроченному к старту открытого набора в 2017 году. Космонавты вырабатывают и тренируют профессиональную хладнокровность, помехоустойчивость и многозадачность, учатся обращаться со специальным оборудованием.

«Есть различные испытания, которые кандидаты проходят в одиночестве. Например, нахождение без сна семьдесят два часа», — делится Владимир:

Космонавты не спят трое суток и при этом должны помнить о своих обязанностях. Их будят, заставляют выполнять задания, решать какие-то проблемы. Они продолжают тренироваться, например, отрабатывают действия в экстремальных ситуациях

Чтобы получить навык работы в условиях невесомости, выполняют упражнения в самолете-лаборатории Ил-76 МДК, пролетая по траектории, которая называется «параболой Кеплера». Имитировать невесомость удается и в гидролаборатории.

Владимир рассказывает, что одна из главных задач — подготовить космонавта к перегрузкам. Они возникают при спуске, когда спускаемый аппарат — часть корабля, которая возвращается на Землю, — входит в плотные слои атмосферы. Помимо спускаемого аппарата в космическом корабле есть еще два отсека: бытовой, где космонавты могут вытянуться в полный рост во время полета, и приборно-агрегатный, где находятся баки с топливом, двигательная установка, кислород и другие компоненты, необходимые экипажу. Эти отсеки должны отсоединиться перед возвращением на Землю. Тогда спускаемый аппарат не будет вращаться, а космонавты испытают минимальную перегрузку. Но всегда может произойти внештатная ситуация, когда бытовой и приборно-агрегатный отсеки по какой-то причине не отсоединятся. Учитывая это обстоятельство, космонавтов готовят к перегрузкам, в два или в три раза бóльшим, чем им скорее всего придется испытать.

Во время обучения в ЦПК имени Ю. А. Гагарина отрабатывается поведение в разных экстремальных условиях и внештатных ситуациях. «В космосе даже если крошка в глаз попала, это уже проблема. А если, например, пожар на космической станции? На улицу не выйдешь, пожарные не приедут. И что делать?» — рассуждает Владимир.

В программу подготовки также входят тренировки на тренажере, который изготовлен на основе скафандра «Орлан-М» и имитирует выход в открытый космос, и на центрифуге. А еще космонавты учатся выживать в пустыне, горах, тайге или на открытой воде, ведь приземлиться корабль может где угодно.

Если космонавт прошел все этапы обучения и готов к полету в рамках определенной программы, его все равно в любой момент могут отстранить. Это может сделать ежегодная врачебно-экспертная комиссия, а может просто не хватить места в рамках конкретной программы.

Иван рассуждает: «Может быть, тот корабль, к полету на котором ты готовился лет пять, устареет технически. Или будет какой-то финансовый кризис, и эту миссию закроют. Например, Барак Обама пришел к власти и сильно урезал бюджет NASA. Это сильно зависит от политики. У страны может измениться “направление”. Вот готовят тебя лет десять к полету на Луну, а потом говорят, что Луна больше не нужна, а нужен Марс. И полетят другие, а не ты».

Дениса, по его словам, часто спрашивают, как его родственники и друзья отнеслись к желанию стать космонавтом. «Мне кажется, если бы я пришел и сказал, что через неделю лечу в космос, это потрясло бы близких сильнее. Это было бы более страшно, что ли, — смеется молодой человек. — Пока я в начале пути, и мне только говорят, что я молодец, что это круто: “Давай, дерзай”. Наверное, нервничать и переживать все, включая меня самого, начнут только тогда, когда я зайду и скажу, что послезавтра лечу на Байконур, а через неделю — в космос».

Владимир считает, что сейчас отношение к профессии космонавта в целом стало спокойнее: «Раньше стать космонавтом было престижно, что ли. В 1961 году произошел подъем — моральный, интеллектуальный. И тогда все хотели быть космонавтами, как после Великой Отечественной войны — военными. Бывают такие периоды».

А сейчас все по-другому. Подойдите к мальчишкам: кем они хотят стать? Кто суперменом каким-нибудь, кто Железным человеком, кто Человеком-пауком. А космонавтом? Никто

Наших героев в детстве увлекли не истории о супергероях. Денис с упоением читал статьи в научно-популярных журналах, Иван, затаив дыхание, слушал учителя физики и астрономии, а Владимир уже в три года рисовал планету Марс. Детский интерес и восторг не исчезли. К ним добавились взрослые цели и планы, которые близки к тому, чтобы осуществиться.

«Космонавтика — это квинтэссенция науки, она стоит на пороге неизвестного. Это передовая отрасль, которая двигает вперед все остальные, — говорит Иван. — Я бы хотел полететь на другую планету. Вообще на Марс, но есть одно беспокойство: лететь очень долго. И когда ты прилетаешь на эту планету, нельзя побыть там столько, сколько захочется. Потому что нужно ждать следующего окна запуска. Дело в механике движения планет: ты не каждый день можешь вернуться на Землю, придется ждать год или полтора. То есть полет на Марс — это путешествие длиной в несколько лет. Поэтому в первую очередь я хочу на Луну. До нее всего лишь три с половиной дня лететь, а вернуться можно в любой момент, как только захочешь».

«За все годы, что я живу с мыслью стать космонавтом, не было ничего, что бы меня отпугивало, — признается Денис. — Я понимаю, что это опасно, что все может пойти не так и что, по сути, в космосе ты существуешь на грани жизни и смерти».

Но космонавт — это профессия для всего человечества. Если представить весы, то возможность принести пользу огромному количеству людей будет перевешивать одну твою жизнь. Поэтому я не откажусь от своей идеи из-за того, что могу погибнуть в открытом космосе

Текст: Полина Меньшова
Оформление: Екатерина Понамарева
Редактор: Олег Ян