обл copy

Сексизм в университете: от А до Я

С сексизмом можно столкнуться в любой сфере жизни: в школе, на работе, в метро, в магазине. В университетском пространстве его также можно заметить как со стороны одногруппников, так и со стороны преподавателей и администрации. Студенты разных вузов рассказали The Vyshka свои истории о том, как они сами или их знакомые пережили проявления дискриминации. А для составления теоретической части мы специально проконсультировались со студентками факультета психологии НИУ ВШЭ.

По просьбе некоторых героев, их имена и названия вузов были скрыты. 

По индексу гендерного разрыва (показатель неравенства возможностей между мужчинами и женщинами в репродуктивном здоровье, в расширении прав и на рынке труда — прим. The Vyshka) Всемирного экономического форума 2020 года Россия находится на 81 месте из 153 государств и на 21 месте из 26 государств Восточной Европы и Центральной Азии. 

Сексизм — это форма дискриминации по половому или гендерному признаку, которая проявляется в высказываниях, действиях, установках и поведении людей по отношению к другим.

Одна из теорий изучения сексизма называется амбивалентным сексизмом. Он подразумевает наличие одновременно отрицательных и положительных оценок и убеждений по отношению к мужчинам и женщинам. Термин делится на доброжелательный и враждебный компоненты, где второе — это однозначно негативные, дискриминирующие представления о женщинах и мужчинах. То есть это восприятие женщин как некомпетентных, неспособных, чересчур эмоциональных, манипулирующих, желающих отнять у мужчин доминирующее положение. Мужчины же считаются беспомощными в домашнем хозяйстве, но стремящимися доминировать над женщинами во всех остальных сферах жизни. 

Такой тип мышления в университетском пространстве встречается часто. Маша уже несколько лет учится в  РАНХиГСе и рассказывает, что ее преподаватель по праву, как она отмечает, с издевкой называет аудиторию девушек «эйчарихами» и «кадровичками». «Это отнюдь не уважительный феминитив, а именно издевка: мол мы все такие тут тупые девочки, глазками хлопаем. Кем вообще в жизни станем — непонятно».

Ира, которая учится в одном московском вузе, рассказала, что ее преподаватель, увидев количество представительниц женского пола в аудитории, начал причитать, что они «просто занимают чужие места и лучше бы учились семью обслуживать, чем в университете штаны просиживать».

Доброжелательный компонент сексизма — это наличие позитивных представлений о мужчинах и женщинах, которые часто соответствуют их традиционным гендерным ролям, но все равно дискриминируют их. То есть это восприятие женщин как нежных, хрупких и слабых. Согласно такой логике, женщины непременно нуждаются в мужчине, который будет о них заботиться, пока те занимаются хозяйством и воспитанием детей. Мужчина в этом компоненте сексизма — сильный защитник, готовый рисковать своей жизнью ради любимой женщины, которая занимается домашними делами, потому что у нее это лучше получается.

Маша из РАНХиГСа также рассказала о преподавательнице, которая утверждает, что девушкам не надо учиться в университете, потому что по окончании его они уезжают работать в другие страны. По словам профессора, им стоит остаться в России, чтобы «восстанавливать популяцию».

Еще одной историей поделилась Ира — студентка владивостокского вуза. По словам ее преподавателя по гендерной культуре, так как мужчины сегодня подвергаются давлению со стороны общества, женщинам нужно быть покорными, мудрыми, уметь промолчать. «Сила женщины в ее слабости», — цитирует преподавателя девушка.

Словарь проявления сексизма опирается на теорию амбивалентного сексизма. После каждого термина описаны истории, с которыми поделились студенты разных вузов. 

Сексуальная объективация — это восприятие человека только как сексуального объекта. Яркий пример — визуализация девушек в видеоиграх и рекламе, где делается большой акцент на их формах тела, очень часто — не реалистичных.  В повседневной жизни люди с этим сталкиваются в виде нежелательного тактильного контакта или высказываний по поводу внешнего вида.

Например, студентка одного московского университета поделилась историей о преподавателе, который вызывал к доске только девушек, оглядывал их с ног до головы и шутил таким образом: «Блузочкой грудку обтянула, а УК РФ забыла выучить?»

Еще одним примером сексуальной объективации является рассказ Лизы из театрального вуза. В программе курса у девушки есть предмет «сценическое движение», который подразумевает основную физическую подготовку. Занятия проходят в маленьком и душном зале, но преподавательница запрещает студенткам носить майки, потому что мальчики, по ее словам, отвлекаются. Представление человека как объекта возбуждения — основное проявление сексуальной объективации.

Гендерные стереотипы — это еще одно проявление сексизма, подразумевающее характеристики, которые приписывают людям в зависимости от их пола. Так, согласно традиционным представлениям патриархального общества, женщины считаются слабыми, нежными и милыми, а мужчины — сильными, храбрыми и смелыми. Такая форма сексизма приводит к утверждению традиционных гендерных ролей и укоренению неравенства в сознании общества.

Студентка одного московского университета, например, рассказала, что на первом курсе решила поступать на военную кафедру. По физической подготовке и вступительным испытаниям девушка проходила, а вот по полу — нет. На вопрос, почему, отвечали: «Куда ты лезешь, это не твоего девичьего ума дело»

Устоявшееся мнение, что только представители мужского пола могут быть физически лучше подготовлены, не дает возможности девушкам учиться и работать там, где согласно стереотипам, должны быть только парни.

Студентка владивостокского университета рассказала про своего тридцатилетнего одногруппника, который часто позволяет себе  сексистские высказывания в университете. «Категоризация нас, — говорит девушка, — как “кухонных комбайнов с функцией деторождения” или “IQ как у табуретки” — это топ его выражений». Один из самых известных и широко распространенных гендерных стереотипов описывает женщину как «хранительницу очага с главной целью — родить ребенка». Этим и руководствовался герой истории, оскорбляя девушек.

Гендерные стереотипы, как и сексизм в целом, проявляются не только по отношению к девушкам, но и к представителям мужского пола. Света из Московского Политехнического университета рассказала, что, по словам ее преподавательницы искусств, мужчины не могут быть настоящими художниками. «Они не умеют адекватно оценивать картины с обнаженными телами, потому что концентрируются не на искусстве, а на оголенных грудях». Здесь «мужчина» по стереотипам выступает не как сильный и храбрый герой, а как человек, озабоченный противоположным полом. Это приписывается всей социальной группе.

Гендерная поляризация — более радикальный взгляд на то, какими должны быть мужчины и женщины, восприятие их как противоположностей. Излюбленным высказыванием «последователей» гендерной поляризации является: «Все мужчины с Марса, а женщины с Венеры».

Студентка физико-математического профиля Настя рассказала историю, в которой сама столкнулась с сексизмом такого рода. Девушка со школы помнит много материала, поэтому каждый раз, когда одногруппники делают ошибку, она их поправляет. Но это, как признается героиня, нравится не всем. Так, староста группы постоянно вступает в спор и заканчивает его словами: «Ну, ты же баба, что с тобой спорить».

Еще одним примером данного проявления сексизма служит высказывание декана факультета международного бизнеса и делового администрирования МГИМО Шитова Владимира Николаевича, который, по словам студентов, во время ответа девушки просит у аудитории переводчика с женского на человеческий.

Восприятие человека другого пола как не способного понять противоположный пол — основа гендерной поляризации.

Эссенциализм — вера в то, что у любого объекта есть внутренняя сущность, которая его определяет. Это может проявляться как в отношении отдельного человека, так и в отношении групп. Для эссенциалиста личностные черты, характер человека и групповое членство — врожденно и неизменно. В реальной жизни редко можно встретить данное проявление сексизма. Обычно его пытаются обнаружить через различные психологические опросы (4-ый блок данного опроса — исследование эссенциализма — прим. The Vyshka).  Например, на утверждение «несмотря на то, что мужчины отличаются по поведению и внешности, по существу они очень похожи» психологи просят указать степень своего согласия по шкале от 1 (абсолютно не согласен) до 7 (абсолютно согласен). Мужчины, которые отмечают цифру 7, чувствуют внутреннюю приобщенность, в данном случае, к группе мужчин.

Но в жизни также встречаются примеры проявления эссенциализма. Студентка из Владивостока Ира поделилась историей, которая ярко описывает этот термин. Девушка рассказала про своего одногруппника, который грубо высказывается в сторону представительниц женского пола. Он считает, что одногруппницы «угнетают его своей женской сущностью», и для него, как он признается, унизительно получать образование в высшем учебном заведении вместе с такими существами, как женщины.

Следствием любого проявления сексизма может быть харассмент, который подразумевает собой поведение индивида, нарушающее неприкосновенность другого человека через нежелательный тактильный контакт или словесные оскорбления и угрозы.

Наташа, студентка одного московского университета, рассказала историю подобного отношения со стороны преподавателя. Девушка также отметила, что этот преподаватель часто отпускает сексистские шутки в сторону представительниц женского пола, отдельно отмечая их внешний вид, а к ней проявил однажды «чрезмерное внимание». «Я подошла к нему решить вопрос по дисциплине, спросила, может ли одногруппница прийти в другой день сдать тест. На что он выгнал всех из кабинета, закрыл дверь, приобнял меня за плечи и сказал: “Ну если вы так просите, я могу для вас это сделать”».  В данном случае харассмент проявляется в виде ненужных прикосновений, которые нарушают личное пространство человека.

Текст: Елена Метлинская
Оформление: Екатерина Понамарева
Редактор: Анастасия Ларионова
С теоретической частью помогли студентки 4 курса НИУ ВШЭ образовательной программы “Психология”: Марина Романова и Анастасия Сорокина, которые в своих исследовательских работах изучают стереотипы про разные группы общества