mitrorbk

Закрыть нельзя оставить

Начало учебы в университете — сложный период, когда вчерашним школьникам нужно научиться справляться с дедлайнами и подготовиться к сдаче сессий. В некоторых случаях этот этап может осложниться неожиданной новостью о закрытии вуза. Героини нашего материала — в прошлом студентки высших учебных заведений, не прошедших проверку и лишенных аккредитации. Они рассказали The Vyshka о том, чем руководствовались при выборе вуза и как справились с новостью о его закрытии.

Герои:

Даниела Кисляк

Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино», г. Москва

Арина Розанцева

Южный институт менеджмента, г. Краснодар

Арина Полубелова

Московская гуманитарно-техническая академия, г. Москва

История поступления 

Дана родилась и выросла в Беларуси, в городе Бобруйск, и решение переехать после школы в Москву приняла давно. «Еще в 7 классе я поняла, что хочу учиться в России, а чуть позже случайно наткнулась на сайт МИТРО (Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино». прим. The Vyshka)», — рассказывает она. Вуз предлагал множество творческих и интересных направлений, среди которых была «Медиалингвистика»: «Специальность была новая, и альтернативных вариантов в других университетах я не видела, поэтому сразу поняла: это мое. О том, что могу не поступить, даже не задумывалась. Просто выбрала цель и шла к ней». Сейчас Дана вспоминает, что не все верили в ее мечту: «Родители меня в целом поддерживали, хотя папа хотел, чтобы я училась в Беларуси и на другой специальности. А вот учителя часто говорили, что я не поступлю, ведь это Москва».

Арина Розанцева переехала в Россию из Молдовы и приняла решение учиться в Краснодаре: «После окончания учебы в Кишинёве я захотела поступить на заочное в краснодарский Южный институт менеджмента». Она, как и Дана, закончила школу в родном городе, а также отучилась в одном из колледжей Кишинева. Там девушка изучала туризм, и, поняв, что в сфере туризма работать не хочет, в качестве направления в вузе выбрала «Рекламу и связи с общественностью»: «Университет я долго не искала: мама рассказала о ЮИМе, и я пошла подавать туда документы. Друзья и молодой человек меня в этом решении поддерживали, а вступительные экзамены я сдала успешно». 

Наша третья героиня, Арина Полубелова, выбирала между пятью столичными вузами — как государственными, так и частными — и остановилась на Московской гуманитарно-технической академии, поступив на «Лингвистику». «Выбирала я, в целом, по отзывам. Затем приехала в академию и увидела, что все достаточно радушные, хороший преподавательский состав и приемлемая цена». На репетиторов тратиться не пришлось: Арина обучалась в частной школе, и подготовка в ней была усиленной.  «Учеба в школе позволяла хорошо подготовиться к ЕГЭ, поэтому для поступления на лингвистику в занятиях у репетиторов я не нуждалась».

Впечатление от учебы

После успешной сдачи вступительных экзаменов и заключения договора Дана стала студенткой Института телевидения и радиовещания. «В МИТРО мне сразу очень понравилось. Все аудитории были хорошо оборудованы, в институте была своя студия звукозаписи, — рассказывает девушка. — Мы изучали историю, английский, лингвострановедение, а еще мечтали о стажировках на телевизионных каналах, которые предлагал МИТРО». Останкинский институт во многом отличался от других столичных вузов: «К нам приходили звездные преподаватели: Лена Летучая, полиглот Дмитрий Петров. А само здание вуза в прошлом было дворянской усадьбой, поэтому оно не было похоже на типичное учебное заведение. Аудиторий было мало, после окончания каждой пары играла музыка и некоторые студенты даже выходили танцевать». Дана скучает по активной внеучебной жизни в МИТРО: «Ребята учились творческие и постоянно что-то организовывали: снимали интервью в коридорах, создали благотворительный проект «ZOO МИТРО», танцевали в MitroDance (Танцевальный коллектив в МИТРО. прим. The Vyshka). Даже за 4 месяца учебы я успела почувствовать, что студенты этого института — одна большая семья».

Арине Розанцевой учеба тоже очень нравилась. «Многие предметы я изучала и ранее, в Кишиневе, — вспоминает она, — поэтому сложностей с освоением программы не было, тем более мы учились на заочке. Зимой приходили на начитку, а потом сдавали экзамены». Главным преимуществом института оказались преподаватели:

«Во время учебы в ЮИМе было ясно: мы попали к людям. Преподаватели хорошо знали свои предметы и по-человечески относились к студентам. Если возникал какой-то вопрос, то мы могли смело обращаться к ним и получить помощь»

«Учиться в МГТА мне нравилось», — также отмечает Арина Полубелова. Как и краснодарский ЮИМ, академия отличалась своим преподавательским составом: «Преподаватели были достаточно сильные, особенно по фонетике. Я знаю, что, в частности, она могла мне многое дать». Кроме того, по словам девушки, МГТА поддерживала сотрудничество с Сорбонной, что позволяло студентам уехать по обмену.

Лишение аккредитации

О том, что МИТРО не прошел проверку Рособрнадзора, Дана узнала во время сдачи вступительных: «Когда я приехала в Москву для сдачи экзаменов, то прочитала, что институт лишили аккредитации, но переживать не стала: в вузе сказали, что идет судебный процесс и все будет хорошо». С началом учебного года разбирательства и обсуждения не прекратились, но студентов уверяли, что паниковать не стоит. «Администрация МИТРО повторяла, что переживать не нужно и наш вуз не закроют, поэтому мы продолжали ходить на пары и думали, что аккредитацию вернут. Конечно, было легкое напряжение, в особенности среди студентов последних курсов». Спустя некоторое время ситуация изменилась: студентам сказали подыскивать новое учебное заведение. «Начался хаос как среди ребят, так и в администрации, — вспоминает Дана. — Мы не понимали, что делать. Прошло только 4 месяца учебы, сессия не закрыта. Некоторые студенты сразу приняли решение уйти, кто-то срочно искал новый вуз».

МИТРО предложил ребятам перейти в один из университетов-партнеров: «Нам рассказали про возможность продолжить учебу в МФЮА (Московский финансово-юридический университет. прим. The Vyshka). Выбора особо не было, поэтому мы перевелись. Но условия обучения были не очень, поэтому я и некоторые ребята стали искать другой вуз — и мы оказались в МУМе (Московский международный университет. прим. The Vyshka)». Хотя новое учебное заведение было найдено, вопрос денег оставался открытым. «Было много странных моментов: преподаватели не получали зарплаты, нам деньги не возвращали. Кто-то оплатил полгода в МИТРО, год, но никаких денег вуз отдавать не собирался и по итогу не вернул. Администрация закрыла вход в вуз, охрана никого не впускала даже при наличии пропуска. Ректор, насколько я помню, был в бегах в Швейцарии».

Для Арины Розанцевой новость о закрытии института также стала шокирующей. «Никто не ожидал, что вуз закроется, — говорит Арина, — но мы никак не могли на это повлиять. Администрация начала заниматься подготовкой документов к закрытию, а мы ускоренно закрывали летнюю сессию». Уходить из института не хотелось: «Проучилась я только год, и переводиться в новое место, конечно, было нелегко». Студентам института менеджмента предложили перейти в другой вуз на партнерских условиях. «Разрешение на перевод нам дал только один университет — Академия ИМСИТ (Академия маркетинга и социально-информационных технологий, г. Краснодар. прим. The Vyshka) — человек 10 из моей группы, в том числе и я, туда перешли, — рассказывает Арина. — В новом вузе брали взятки, и это никому не нравилось. Проучилась я там около полугода и поняла, что в ЮИМе было гораздо лучше, поэтому забрала документы. Знаю, что некоторые ребята, которые там остались, тоже планируют уходить или переводиться».

Арина Полубелова вспоминает:

«Мы просто пришли на пары и узнали, что идет аккредитация и наш вуз ее не получит. Сначала не верилось, так как до этого администрация говорила, что волноваться не стоит. Они думали, что все изменится, а потом на сайте Рособрнадзора появилась новость о том, что академия лишена аккредитации. Вот тогда мы стали переживать»

После объявления о закрытии студенты, по словам Арины, «оказались у разбитого корыта». Все метались, не зная, что делать. МГТА предложила перейти в РГСУ и МФЮА. «Меня такие варианты не устраивали, поэтому я решила перепоступить, и сейчас учусь в МУМе», — рассказывает девушка. Обучением в новом вузе Арина довольна, хотя и скучает по академии: «Сейчас мой вуз расположен в центре, и это удобно. Также в МУМе более современный подход к обучению».

Что делать дальше

После закрытия института Дана перешла в один вуз, затем в другой, но все же не нашла то место, в котором хотела бы учиться. «Я набегалась по разным университетам, но ни в одном мне не понравилось. Когда МИТРО закрывали, то все были в шоке и бежали куда глаза глядят. Сейчас я понимаю, что не нужно принимать поспешные решения. Лучше всего дать себе отдохнуть от этого стресса и спокойно решить, куда идти и что делать. Теперь я поступаю туда, куда хочу, и выбираю проверенный вуз, в котором не будет таких сюрпризов».  

Арина Розанцева также решила поступать в другое учебное заведение.

«Совет, который я могу дать — это обдумывать свои решения и советоваться с близкими. Если ваш вуз лишили аккредитации, то не нужно забирать документы. Лучше всего перевестись, а затем решать, где продолжать обучение»

Арина Полубелова отмечает: «Главное — не паниковать. Нужно уметь ждать: либо информацию, либо альтернативу. Если вас устраивает предложенный вузом вариант — переходите. Если нет, то подыскивайте что-то другое. Кто знает: может, это будет именно то место, в котором вы сможете раскрыться».

Текст: Елена Лемясова
Фото: РБК
Редактор: Анастасия Елфимова