Сквозь объектив: как учатся и работают фотографы
Фотография как вид искусства существует уже 180 лет, но первый в России факультет фотомастерства открылся только 9 лет назад. Поэтому словосочетание «дипломированный фотограф» звучит для нас непривычно, а про университеты, где учат фотографии, мало кто знает. Тем не менее, многие продолжают выбирать путь самообразования и успешно работают без высшего образования в этой сфере. О сходствах и различиях в учебе, работе и взгляде на фотографию рассказали студентки факультетов фотографии и те, кто учился фотографировать сам.
Герои:
Анастасия Таранова, студентка медиакома НИУ ВШЭ
Алина Эстер, студентка психфака МПГУ
Варвара Сок, студентка 3 курса НИУ ВШЭ
Мария Черданцева, студентка 3 курса ИГУМО
Самостоятельный путь к фотографии
Многие наши герои начали учиться фотографировать в подростковом возрасте, и, как показывает их опыт, базовые знания по технике фотографии доступны всем. В школе начали фотографировать и Алина с Настей. В первое время это были обычные фотографии одноклассников и друзей, затем девочки стали экспериментировать с настройками фотоаппарата, с композицией и постановкой света.
Алина рассказывает о первом опыте в фотографии: «Тебе нравится результат, ты экспериментируешь и с помощью этого больше понимаешь технику, сам осваиваешь фотоаппарат. Когда фотограф начинает, ему проще всего, потому что все, что бы он ни сделал — новое, оно вдохновляет и кажется очень классным. Когда фотограф более опытный, то он уже критичнее относится к своей работе».
Часто в самом начале фотографам недостает насмотренности и визуального бэкграунда. Ситуация Насти оказалась противоположной: она не испытывала недостатка идей, а наоборот, всегда исходила из того, какую фотографию хотела бы получить, и училась тому, чего ей недоставало для воплощения конкретного образа.
«Если я понимаю, что у меня не хватает навыков, чтобы получить тот эффект, который у меня в голове, я сама ищу описания функций, которые помогут воплотить мою идею технически, разбираюсь, на какую кнопку нужно нажать и как правильно выставить свет. Вопрос тут больше в насмотренности. Я очень много смотрю видео и фото, снятых каким-то необычным образом. Это всё откладывается в голове, а потом из этого появляются идеи».
Основным источником для самообразования для Насти и Алины стали статьи в Интернете и видео-туториалы на YouTube. Настя рассказывает, что смотрела несколько уроков с разными методиками, пробовала все и выбирала, какие приемы подходили ей больше всего. Таким же образом она осваивала и специальные программы для обработки фотографий. Настя уверена, что нужно понимать логику функций, как система работает, а не пытаться смотреть точечно, куда нужно нажать, чтобы получить желаемый результат.
Часто оказываются важными и полезными знания других фотографов. Алина рассказывает о своем опыте общения со своими коллегами: «Когда ты идешь на мастер-класс к фотографу, который тебе нравится, ты запоминаешь то, что именно тебе нужно, пытаешься повторить, и если не получается так, как у него, то делаешь так, как получается у тебя».
Самым важным фактором при самообразовании, как считает Алина, является регулярная практика. Регулярность, по ее мнению, помогает отработать нужные навыки, выработать свой стиль и понять, может ли фотография перерасти из хобби в профессию: «Так увлечение пройдет испытание на прочность: есть те, кто начинают фотографировать, заводят Instagram, а потом им не хватает времени или сил, и они перестают фотографировать».
Помимо видео и статей в интернете, существует множество фотошкол и фотокурсов, но Настя и Алина, как и многие другие, сознательно отказались от такого пути. Настя объясняет, что проблема многих курсов в том, что там часто дают то, что начинающему фотографу не нужно. Она также уверена, что курсы ограничивают творческий потенциал: «Специальные курсы очень сильно загоняют в рамки. Например, если тебе сказали, что фотографировать надо только по правилам третей (принцип построения композиции — прим. The Vyshka), ты должен снимать только так».
Существуют немало причин, почему те, кто уже фотографирует, не хотят получать образование фотографа. Кому-то, как Алине, кажется, что профессии фотографа не обязательно учиться, а можно попробовать развиваться в ней самостоятельно. А кто-то, как Настя, боится превратить любимое хобби в рутину и потерять свой авторский стиль: «Мне не хочется, чтобы я делала так, как хочет преподаватель».
Фотограф как специальность в вузе
Тем не менее, есть и те ребята, которые поступили в университет, чтобы получить высшее образование фотографа. Варя, например, решила стать фотографом, чтобы быть уверенной, что знания, которые она получит, она точно будет использовать в будущем. Для Маши самым важным в будущей профессии была возможность создать что-то свое: «Фотография как таковая существует уже много лет, но профессия фотографа — поле непаханное. Когда я выбирала, куда поступать, мне не хотелось повторять за кем-то, а хотелось сделать что-то свое, оставить в истории».
В России не так много вузов, в которых можно получить диплом фотографа: такие программы есть, например, в Вышке, ИГУМО, МГИКе, РГУ им. Косыгина. Варя выбрала Вышку, потому что ей понравился сам университет. Маша же поступила в ИГУМО, потому что ее привлек формат обучения с еженедельными мастер-классами и маленьким набором на курс.
Фотографы в Вышке учатся в рамках одного из профилей программы «Современное искусство». Они взаимодействуют с другими программами Школы дизайна, что дает возможности для дополнительной практики, о таком опыте рассказывает Варя: «Мы постоянно пересекаемся с ребятами, кто учится на «Моде», делаем вместе с ними проекты, вне зависимости от кураторских заданий. Графические дизайнеры верстают нам сайты. Моделей мы берем тоже из Вышки, потому что есть очень много красивых, необычных ребят».
Практика составляет основную часть программы, поэтому не стоит ожидать от факультета чтения большого объема теоретического материала. Маша рассказывает, что каждую неделю к студентам приходит спикер не из вуза и проводит мастер-класс о том, как все устроено в профессии.
«Люди, которые преподают — это мэтры. Из них нет тех, кто хотя бы полжизни не провел в этой профессии»
Знакомство с мастерами своего дела — самая важная часть программы, и в отличие от тех, кто учился сам, студентам не надо самим искать хорошие мастер-классы и платить за них отдельно. Варя говорит, что у этого есть большое преимущество: «В Вышке предоставляется уникальная возможность поработать под кураторством крутых фотографов. Это очень круто, что ты сразу оказываешься в этой «тусовке»».
Про принадлежность к профессиональному сообществу рассказывает и Маша. По ее мнению, преимущества знакомства с «тусовкой» доступны для всех: «Если ты не учишься в институте и тебя не ведут куда-то с кем-то знакомиться, то ты едешь и знакомишься со всеми сам на фотофестивале, которые для этого и организуются. Это не столько замкнутое сообщество, сколько узкое: специалистов и интересующихся не так много, но они открыты к новым ребятам, просто надо активней проявлять себя».
Варя подтверждает, что профессиональные мероприятия проходят достаточно часто. Студенты из Вышки, по ее словам, приняли участие уже в нескольких выставках и готовят следующую во Флаконе.
Образование не дает ничего такого, чему теоретически нельзя научиться самому, считает Варя, главное отличие состоит в том, сколько времени понадобится для того, чтобы освоить профессию. По мнению Вари, образование в университете экономит время. Те, кто учится сам, часто уделяют слишком много внимания настройкам, а в университете больше времени уделяют работе над концепцией — «начинкой» любого хорошего проекта.
Многие из тех, кто сейчас преподает, в свое время учились сами, потому что в их студенческие годы в университетах не было факультетов фотографии. Варя утверждает, что во многом благодаря этому среди студентов нет предубеждения к тем, кто учится фотографии сам.
Работа: самообразование vs высшее образование
Со временем для Насти и Алины фотография из хобби постепенно переросла в подработку. Настя поделилась: «Даже не помню, в какой момент начала брать деньги. Наверное, когда начали спрашивать, сколько стоит фотосессия». Сейчас заказчиков легче всего найти через Instagram: «Работала по-разному, но обычно минимум 4-5 фотосессий в неделю, а последние недели февраля у меня было по 2 съемки в день», — говорит Алина.
Заказы из Instagram не предел для фотографов без профильного образования. Настя занималась и фотосессиями, и своими проектами, и репортажами, например, съемками мастер-классов или университетских мероприятий: «В день у меня могло быть три съёмки подряд, выходные все были расписаны полностью». Но для тех, кто заказывает съемки, наличие диплома ничего не значит. По воспоминаниям Алины, никто никогда не спрашивал у нее диплом о профессиональном образовании, но зато все смотрели на ее портфолио.
Тем не менее, то, что фотография не становится основной профессией, позволяет брать паузу и избежать творческого кризиса и выгорания. Настя видит в этом одно из основных преимуществ перед теми, для кого фотография — основная профессия: «Появилась идея — сделала. Потом у меня два месяца может их не быть, но меня это не напрягает. Я не хочу работать фотографом, потому что это изнашивает. Особенно сложно если идей нет, а фотографию нужно сделать».
Обратной стороной работы фотографом может стать возрастающая популярность фотографии. Своими мыслями на эту тему делится Алина: «Много людей фотографирует, но и людей, которые хотят сфотографироваться, тоже не меньше. При этом, мне кажется, что вся эта индустрия стала очень тесной. Все всё фотографируют: появилось много хороших талантливых ребят, но люди не всегда ценят, что есть хорошо и что есть плохо».
Для студентов-фотографов основным источником работы тоже являются фотосессии и репортажи, которые им заказывают через Instagram, как и их коллегам без высшего образования в этой сфере. Варя рассказывает свою историю: «Сначала я фотографировала людей бесплатно. В середине второго курса начала брать за это деньги, тысячи полторы за съемку. Потом я начала выкладывать свои работы в Instagram, и люди начали писать мне сами. Это обычный рабочий процесс, как если бы я не училась в университете, это никак с ним не связано.»
Но вовлеченность в профессиональное сообщество, по мнению студентов, все-таки дает преимущество для учащихся. У них есть возможность работать над крупными проектами, куда их приглашают преподаватели, и есть перспективы трудоустройства в крупном агентстве или журнале: «Все наши преподаватели — действующие фотографы и продюсеры. Есть мелкие для них заказы, например, нужно снять какой-то каталог, последний раз был для INCITY. Тогда они приглашают нас как ассистентов», — рассказывает Варя.
«Без Вышки мне было бы сложно пробиться, сейчас я уже нахожусь в профессиональном сообществе»
Как и любая другая творческая работа, фотография не обеспечивает стабильную занятость и часто предполагает совершенно разные задачи, например, ретуширование, съемка фотосессий и репортажей. Самым сложным становится найти баланс между проектами в университете и работой. Маша описывает процесс своей работы так: «Можно снять репортаж, поработать от одного до шести часов, в зависимости от сложности заказа, потом отобрать фотографии и отправить их заказчику. Можно взять фотосессию и провести ее за два часа. Потом час уходит на отбор 20 фотографий для ретуши, которая занимает около пяти часов. Каждую неделю разная нагрузка и заказы, но я обязательно стараюсь сделать так, чтобы было минимум два заказа на выходные».
Работа для Вари — это в первую очередь практика и развитие своих навыков, поэтому ей неважно, снимает ли она на заказ или для проекта в университете: «Я снимаю постоянно, я постоянно практикующий фотограф, совершенствующий свои навыки».
Взгляд на фотографию: самообразование vs высшее образование
Настя считает, что фотография, в первую очередь, это средство самовыражения, поэтому она иногда устраивает бесплатные фотосессии, если хочет реализовать собственную идею: «Если мне очень нужно и я хочу, чтобы эта картинка была, мне без разницы, сможет клиент заплатить или нет. Мне важнее получить результат». Для Алины фотография всегда была хобби, которое приносит деньги, но, по ее мнению, творческая работа со временем становится рутиной.
Кроме творчества, фотография может стать портфолио для своей основной профессии, как это случилось в Настином случае: «Для меня фотография — это творчество, а не работа. Это, скорее, приложение к портфолио, потому что я собираюсь работать в продюсерской деятельности».
Практикой в основной профессии фотографию можно назвать и для Алины, которая учится на психологическом факультете: «Очень много людей ко мне возвращается, говоря о том, что у них повышается самооценка после наших встреч. Им нравится процесс фотосъемки, мне даже иногда кажется, что я могла бы назвать свои фотосъемки фототерапией. Я нигде об этом не говорю, чтобы не было больших надежд, но многие и правда уходят воодушевленные».
Как рассказывает Маша, все фотографы занимаются ремесленной фотографией, чтобы заработать, например, снимают репортажи или портреты на заказ, а в свободное время занимаются своими творческими проектами, искусством.
В университете к фотографии относятся в первую очередь как к искусству, поэтому и образование можно смело назвать художественным: «Задача — создать произведение искусства, которое пойдет потом на аукцион и хорошо себя продаст. Нам преподают художники, — рассказывает Маша. — Их работы находятся в галереях и продаются на аукционах, о них знают кураторы».
С одной стороны, кажется, что та, фотография, которой зарабатывают, и та, которой учат в университете — это две разные фотографии: «То, что может оказаться на выставке — это одно, а ремесленная фотография, то, что делаешь на заказ — это все равно частично не твой проект, это проект заказчика. Чаще всего ты не вкладываешь туда никакую большую идею. Например, в рекламе есть параметры, которые ты не сможешь нарушить ради того, что тебе кажется красивым, здесь нет места творчеству», — объясняет Варя.
С другой стороны, как замечает Варя, разделение на ремесленную и художественную фотографию условно не только потому, что все фотографы занимаются и тем, и другим, но и потому что все области фотографии сильно связаны: «К нам все тренды приходят из мира искусства. Фэшн-фотография — та же коммерция, это продажа одежды, но нужно показать, как она выглядит красиво. Сложно говорить о каком-то разделении, я бы не взяла на себя такую ответственность, хотя разница есть. Но любая фотография нужна, на всех фотографов есть спрос».
Текст: Екатерина Волошина
Редактор: Анастасия Елфимова
Фото: личные архивы и работы героев