обложка

Трое плагиаторов идут в Общественный совет при Департаменте образования Москвы

В Москве выбирают кандидатов в Общественный совет при Департаменте образования и науки. В списке 35 человек, проголосовать за одного из них может любой желающий до 13 мая по ссылке. Трое из кандидатов — фигуранты расследований «Диссернета».

Зачем нужен Общественный совет

Общественный совет — это посредник между Департаментом образования и теми, кто непосредственно связан с образованием и наукой: педагогами, родителями школьников, учеными. Совет должен доносить их предложения и проблемы до чиновников и делать работу ведомства более прозрачной.

Среди кандидатов в Общественный совет — учителя, работники вузов, радиоведущие, врачи, представители РПЦ и госслужащие. Есть среди них и два ректора вузов. Оба входят в топ-10 по числу голосов, и оба — фигуранты расследований «Диссернета».

Валерий Белгородский: все вопросы к Академии наук

Четыре тысячи голосов набрал Валерий Белгородский, ректор РГУ им. Косыгина. Проведя постраничное сравнение текстов, «Диссернет» убедился в том, что 40% страниц в его докторской диссертации содержат неоформленные заимствования из 9 источников.

Например, на странице 69 есть объемная неоформленная цитата из диссертации Григория Балыхина, депутата Госдумы и отца Михаила Балыхина, который также баллотируется в Общественный совет и в работах которого тоже присутствует плагиат. Такое же некорректное цитирование содержится на еще примерно 200 страницах.

Слева — диссертация Валерия Белгородского, справа — первоисточник Григория Балыхина

В ответ на просьбу «Диссернета» объяснить происхождение плагиата Валерий Белгородский написал, что защищал диссертацию в Академии наук и считает этот факт гарантией качества работы.

«Защита моей диссертации проходила в совете Российской академии наук. Мне кажется, что если бы вопросы о плагиате были, они бы возникли на этапе защиты. Кроме того, сама защита проходила более 10 лет назад, а тема работы до сих пор актуальна!» — ответил ректор РГУ им. Косыгина и предложил адресовать вопросы не ему, а Академии наук.

С точки зрения «Диссернета» этот аргумент не имеет силы: за последние годы более 300 человек в России были лишены ученых степеней. Если бы защита диссертации в Академии наук гарантировала отсутствие плагиата и качество работы, лишения степеней были бы невозможны.

Валерий Белгородский добавил, что большая часть неоформленных заимствований в его диссертации — это «административные и регламентные документы». Однако семь из девяти источников заимствований — это не нормативные акты, а чужие научные работы.

Михаил Балыхин: семейные традиции плагиата

Михаил Балыхин, ректор Московского госуниверситета пищевых производств, тоже находится в числе кандидатов в Общественный совет при Департаменте образования.

Больше половины его научной статьи и четверть кандидатской диссертации содержат неоформленные заимствования. «Диссернет» проанализировал диссертацию Михаила Балыхина: в ней обнаружены неоформленные заимствования из 9 других научных публикаций.

Слева — статья Михаила Балыхина в журнале «Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности» (2016), справа — первоисточник в журнале «Инновационная Россия» (2012)

Научный труд ректора МГУПП Михаила Балыхина прокомментировала пресс-служба вуза. «Если проанализировать все кандидатские работы тех лет, то подавляющее большинство так или иначе имеет заимствования. Сейчас это называют плагиатом, однако раньше требования к самоцитированию были менее жесткими», — сообщила руководитель пресс-службы МГУПП Ирина Найбородина.

Ответ пресс-службы прокомментировала эксперт «Диссернета», доктор экономики и сотрудник Мюнхенского университета им. Людвига и Максимилиана Анна Абалкина: «Правило о самостоятельном написании диссертации существовало и в 1990-е, и в 2000-е годы, однако зачастую оно не соблюдалось из-за массовой коррупции в высшем образовании. Существование срока давности на подачу заявлений о лишении ученой степени дает авторам неоригинальных диссертаций возможность чувствовать себя абсолютно безнаказанными и даже открыто признавать плагиат. Все диссертации, защищенные до 2011 года, фактически получили амнистию».

Пресс-служба МГУПП действительно частично признала факты плагиата в диссертации Михаила Балыхина, при этом отметив, что у «Диссернета» «недостаточно точно проработаны источники заимствований — ссылки на научного руководителя и собственные научные труды».

«Диссернет» выяснил, что в диссертации нет кавычек вокруг заимствованных блоков текста, как и ссылок на источники. Самая ранняя работа, из которой автор скопировал часть текста, датирована 2001 годом. В то же время в списке источников диссертации нет собственных публикаций Балыхина, которые бы хронологически предшествовали 2001 году — самая ранняя из его работ, указанных в списке, датирована 2006 годом.

Руководитель пресс-службы МГУПП Ирина Найбородина призвала оценить высокую ценность диссертации Михаила Балыхина и тот факт, что он продолжил свои научные изыскания «непосредственно в профессиональной деятельности, работая в одном из ведущих вузов страны».

Михаил — не первый в семье Балыхиных, в чьих работах был обнаружен плагиат. Его отец Григорий Балыхин тоже защитил недоброкачественную диссертацию. Ранее он работал заместителем министра образования, сейчас Григорий — член Комитета Госдумы по образованию и науке от «Единой России».

Мать Михаила, Татьяна Балыхина, которая возглавляет факультет повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного при РУДН и специализированный совет по защитам кандидатских диссертаций, является автором двух некорректных публикаций. Одна из них была отозвана из журнала.

Сам Михаил Балыхин в 2019 году выдвигался в депутаты Мосгордумы. Формально он был самовыдвиженцем, но по информации издания Meduza представлял интересы мэрии. На выборах он проиграл кандидату от «Яблока».

По словам депутата Мосгордумы, кандидата политических наук Максима Круглова, избирательная кампания Балыхина оказалась самой неэтичной среди представителей всех округов Москвы. «Есть все основания полагать, что его команда использовала чёрный пиар против кандидата от “Яблока” Евгения Бунимовича: занималась распространением фейковых листовок и газет с порочащими и клеветническими сведениями, бандитскими нападениями на агитационные конструкции, направляла провокаторов на встречи с избирателями и многое другое», — рассказал Максим Круглов в интервью «Диссернету». По его мнению, Балыхин должен был стать фигурантом уголовного дела, а не кандидатом в Общественный совет при Департаменте образования. «Думаю, что интересы ректора с такими полукриминальными привычками никак не связаны с образованием, наукой и решением общественных проблем».

Светлана Забелина: плохое исследование, хорошие доходы

Третий кандидат с некорректной научной публикацией — Светлана Забелина, проректор частного Московского финансово-юридического университета. Доход семьи Забелиных, которые владеют МФЮА, превышает два миллиарда рублей в год. Светлана Забелина скопировала половину своей кандидатской диссертации из двух работ других авторов.

На вопросы «Диссернета» о своей диссертации проректор МФЮА не ответила, но предложила обсудить их при личной встрече после завершения режима самоизоляции.

По нашей просьбе муниципальный депутат Тимирязевского района, кандидат филологических наук, научный сотрудник МГУ и преподаватель ВШЭ Юлия Галямина прокомментировала работу Светланы Забелиной.

«Я преподаю второкурсникам важный предмет — “Академическое письмо”. Свои занятия начинаю с того, что любая, даже простая работа начинающего исследователя — это самостоятельный поиск, который привносит в науку, пусть и небольшую, но новую порцию научного знания. Педагог воспитывает в слушателе не только академическую культуру, но и отношение к своему месту в науке и жизни, говорит, что не нужно врать и лицемерить.

Поэтому когда я вижу работы, которые претендуют на статус кандидатских диссертаций, особенно если они, как текст Забелиной, по педагогике и управлению образованием, я прихожу в ужас. Большинство частей, которые признаны плагиатом — это действительно присвоенная чужая работа. Она посвящена управлению инвестиционной деятельностью в социальной сфере региона, при этом оригинальное словосочетание «социальная сфера региона» у Забелиной просто превращается в «негосударственный вуз». Использование таких методов не просто чиновником, а педагогом, управляющим вузом — это нарушение академической этики в квадрате, а участие таких людей в общественных советах при департаментах образования — ничем не прикрытый цинизм».

Отдельного внимания заслуживает диссертационный совет при ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», где защищалась Светлана Забелина. В этом совете были защищены 37 работ, в которых «Диссернет» также нашел плагиат.

Благодаря жалобам активистов «Диссернета» Минобрнауки в 2017 году закрыло диссертационный совет при ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» с формулировкой «ввиду низкой результативности его деятельности».

Мэрия: научная этика не важна

На вопрос об уместности участия в Общественном совете руководителей вузов, уличенных в плагиате, «Диссернету» ответил Департамент образования и науки Москвы. По мнению представителей департамента, «сведения о научной работе кандидата не являются основанием для снятия его кандидатуры с голосования».

«Присутствие авторов неоригинальных диссертаций в сфере образования и науки будет способствовать распространению недобросовестных практик, а также будет сигналом о том, что наличие липовой диссертации не означает запрет на профессию в области образования и науки», — считает эксперт «Диссернета» Анна Абалкина.

Максим Круглов, депутат Мосгордумы и кандидат политических наук, также считает, что наличие плагиата в диссертации — показатель академической недобросовестности. «На мой взгляд, лицо, подозреваемое в плагиате и не имеющее этому мотивированных объяснений, не может избираться в какие-либо общественные советы».

Поддержать Диссернет можно, зайдя на страницу краудфандинга: https://donate.dissernet.org/

Текст: Юлия Алыкова, журналист проекта «Диссернет»