обложка

Лечить или учиться: практика студентов-медиков в коронавирусных больницах

По приказу Минздрава с 1 мая 2020 года учащиеся медицинских вузов отправляются проходить практику в больницы с заболевшими коронавирусной инфекцией или подозрением на нее. The Vyshka поговорила со студентами и выяснила, как вузы готовят учащихся к работе с пациентами, больными коронавирусом, чем практика отличается от трудоустройства и какие меры предпринимают университеты и больницы для безопасности студентов.

С чего все началось?

В распоряжение редакции The Vyshka до опубликования попал приказ Минздрава России «Об организации практической подготовки обучающихся в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией». Согласно ему студенты-медики с 1 мая 2020 года направляются на практику в больницы, где лечат пациентов с коронавирусом. Приказ распространяется на образовательные программы «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело» и «Стоматология» начиная с третьего курса, а на программу «Сестринское дело» — со второго курса. Перед отправкой на практику студенты должны пройти «обучение <…> в соответствии с минимальными требованиями к осуществлению медицинской деятельности» и дать добровольное письменное согласие.

Студенты других направлений не отправляются на коронавирусную практику. А те учащиеся медвузов, кто уже работает по профессии с заключением трудового договора, не будут иметь академическую задолженность, если оформят работу как практику. Студенты, которые помогают пациентам с коронавирусом как волонтеры, тоже могут зачесть это как практику при условии, что они трудились в мае.

Добровольное согласие на практику

В период с 29 апреля по 5 мая в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова проректор по учебной работе Татьяна Литвинова организовала ряд онлайн-конференций по вопросам практики. Она заявила, что практика в коронавирусных стационарах входит в практическую часть дисциплин, которые студенты изучали во время самоизоляции. При этом студенты так и не увидели программы этих дисциплин, поэтому они не знают, были ли внесены в них какие-либо изменения. По словам студентки МГМУ, в промежуточной аттестации в личном кабинете практика с зараженными COVID-19 отсутствует.

Вопросы в чате конференций о том, можно ли отказаться от коронавирусной практики или пройти ее альтернативным способом, не поднимались: «Литвинова, в конце концов, так и сказала на последней конференции: никаких форм отказа не существует, не хотите в красную зону — просто ее не подписывайте, но практику обязаны пройти все», — рассказывает студентка ОП «Лечебное дело» Анна. Приказ ректора, регламентирующий практики, вышел вечером 7 мая.

В РНИМУ им. Н.И. Пирогова у студентов был выбор, идти ли на практику в коронавирусные стационары. Там студенты могли отказаться от практики не только при наличии противопоказаний, но и при отсутствии желания. Так, студенты могут пройти практику дистанционно, сообщил им отдел практики РНИМУ.

Где проходить коронавирусную практику?

Предполагается, что все студенты вне зависимости от вуза могут выбрать зону, в которой будут практиковаться. Например, они могут работать в «красной», где находятся пациенты с подтвержденным коронавирусом, или в «зеленой». Но Департамент здравоохранения Москвы в телефонных разговорах очень настойчиво рекомендовал идти в «красную», мотивируя тем, что в «зеленой» места закончились. В «красной» зоне предлагались два варианта: трудоустройство в качестве младшего или среднего медперсонала или практика. Трудоустройство автоматически засчитывается как практика. В обоих случаях от студента необходимо согласие на работу с зараженными и подписание трудового договора. Для работы в «зеленой» зоне достаточно гражданско-правового договора.

Между студентом и больницей заключался двусторонний договор: если учащиеся его подписывали, то инициатива практики в коронавирусном стационаре будто бы исходила исключительно от учащихся, а не от университета (без учета изменения практики в вузе). Больницы для практики предлагал Департамент здравоохранения Москвы. Назначенные ректором МГМУ кураторы практики со студентами не связывались. 

Согласно приказу Депздрава, практики продлятся «до отмены режима повышенной готовности в городе Москве». Студенты вписывали ручкой в договорах дату окончания 31.05, но без заверения подписями обеих сторон юридической силы такие исправления не имеют. 

Анна рассказывает: «Буквально пару дней назад университет на старостате (заседании старост — прим. The Vyshka) кинул информацию, что практика у нас продлевается по 15 июня». Приказа, который точно бы определил сроки, вуз не выпустил.

В «красной» зоне работа студентов Сеченовки началась с третьей недели мая. Студентов, которые выбрали «зеленую», еще распределяют по больницам.

Подготовка

Прежде чем отправиться работать с зараженными коронавирусом, учащиеся должны пройти подготовку. Например, в Сеченовском университете студенты смотрели обучающий онлайн-курс по коронавирусу на вузовском электронном образовательном портале. После они проходили тест, который, по словам студентов, «завалить было невозможно даже намеренно». 

Студенты РНИМУ, которые захотели работать в ковид-стационарах, проходили цикл курсов повышения квалификации на факультете дополнительного образования. «Нам пару дней читали лекции и высылали материалы, потом мы писали тест. Через Департамент здравоохранения тоже проходили два теста, но они, можно сказать, ни о чем: можно было написать с ходу. У университета более серьезно было», — поделилась студентка педиатрического факультета Пироговки Виктория.

Департамент здравоохранения требовал прохождения своего 36-часового курса на сайте Непрерывного медицинского образования. Курс состоит из лекций, видеоинструкций и теста в конце. Он рассчитан на дипломированных специалистов: врачей, фельдшеров и медсестер, поэтому при регистрации нужно прикрепить сертификат среднего медицинского персонала. У студентов его нет. 

Анна рассказывает, что им предлагали указывать недостоверные данные: заменять серию и номер сертификата нулями, а в дате выдачи поставить 01.01.2020. При этом курс не входит в учебные программы, поэтому не может быть обязательным, так что большинство студентов отказалоись его проходить. В конце концов, говорит Анна, «университет и Депздрав как-то договорились, и с нас перестали требовать курс на портале».

Экзамен на допуск к работе средним медперсоналом студенты могут сдавать по желанию с четвертого курса, поэтому он есть не у всех, кого направляют на коронавирусную практику

Зарплата

Правительство Москвы пытается стимулировать студентов, которых отправляют на коронавирусную практику, зарплатой. Департамент здравоохранения уверяет, что практиканты в коронавирусных стационарах будут получать 70 тысяч рублей в месяц, младшие медсестры — 115, медсестры — 175.

«Первая зарплата нам еще не приходила, но одногруппница из другой больницы получила 80 с лишним тысяч меньше чем за две недели работы», — рассказывает студентка Виктория, трудоустроенная в COVID-стационаре. Анна говорит, что практиканты получат выплаты в течение десяти дней после подписания акта приема-передачи работ. Только подписать его смогут после расторжения договора, в конце практики. Студентку удивляют размеры выплат, потому что медсестры больницы, в которой она работает, говорят, что никогда столько не получали.

Что думают студенты?

Виктория говорит, что работа в «зеленой» зоне ее не интересовала, она целенаправленно устроилась в «красную». По ее словам, там делают не самую сложную или ответственную работу, но «это хорошая помощь другим медсестрам, чтобы они сконцентрировались на работе, не отвлекаясь на то, что мы можем сами». Студентка рассказывает, что больница больше вуза заботится о том, чтобы практиканты не заболели. Например, помимо питания всем желающим предоставили жилье в гостинице: так практиканты уберегут свои семьи от заражения. Виктория говорит, что осталась жить именно там. 

Анна пошла работать в красную зону из-за того, что «в ней хотя бы СИЗы (средства индивидуальной защиты) адекватные», в Депздраве говорили, что в «зеленой» зоне защиту не выдают, мол «там же нет коронавируса, зачем». Служебное жилье девушке не положено: она не прописана в одном помещении с пожилым родственником с хроническим заболеванием и у нее нет маленьких детей. Заселяться в студенческое общежитие Пироговка Анне запретила из-за карантина. Главным образом жилищный вопрос повлиял на то, что студентка не трудоустроилась, а пошла практиканткой: трудоустроенные не знают графика работы до прибытия в больницу, могут работать двенадцать часов, а могут и сутки, практиканты же находятся в больнице только шесть часов. Теперь шесть дней в неделю Анна тратит несколько часов на дорогу, чтобы добраться до больницы из Дальнего Подмосковья. Студентка снимает квартиру за свой счет — боится заразить семью.

Текст: Елизавета Стрючкова
Редактор: Елизавета Наумова, Даниэль Нижник

Обложка: Сергей Карпухин, ТАСС