Есть ли жизнь после «туризма»
Это продолжение постоянной рубрики The Vyshka, в которой выпускники разных образовательных программ рассказывают о своей специальности. Герои нашего материала — ребята, окончившие университет по направлению «Туризм». Они рассказали об основных проблемах при трудоустройстве и будущем этой сферы, а также о том, почему иногда знание маркетинга оказывается важнее диплома.
Екатерина Стегленко,
Южный федеральный университет, Высшая школа бизнеса, кафедра туризма
Елена Морозова,
МГИФКСиТ имени Ю.А. Сенкевича, факультет туризма и гостеприимства
Алексей Шерешковский,
МГИФКСиТ имени Ю.А. Сенкевича, факультет туризма и гостеприимства
Кристина Державина,
Казанский федеральный университет, ОП Туризм
О выборе направления
Уже в 11 классе Катя знала, что хочет связать свою жизнь с туризмом. Девушка всерьез увлекалась географией, геологией и историей, и поэтому решила, что эта сфера идеально соответствует ее интересам. «С географическим факультетом Южного федерального университета (после реформирования университета в 2012 г. образовательная программа «Туризм» ЮФУ развивалась в рамках одного из подразделений Высшей школы бизнеса при ЮФУ, — прим. The Vyshka) я познакомилась еще в школе. Каждый год я участвовала в областной олимпиаде по геологии, была членом кружка по географии, где мы работали над собственными проектами. Одним из них был туристический маршрут по Ростовской области: мы изучили, а потом лично посетили все эти места. Так я и определилась с выбором будущей профессии», — говорит Катя.
Лена рассказывает, что после школы она поступила на образовательную программу «Менеджмент», но поучившись там, поняла, что ее больше привлекает другая сфера. Именно поэтому она решила сменить образовательную программу и перевестись на «Туризм»: «Это направление нравилось мне тем, что в учебной программе было больше географии, иностранных языков, да и многие дисциплины менеджмента можно было также изучать на туризме. А еще меня притягивало то, что это направление давало больше возможностей для работы и практики в других странах. Так что я ничего не потеряла».
Леша рассказывает, что выбрал МГИФКСиТ во многом потому, что это была единственная возможность учиться на бюджете: в вузе было много бюджетных мест и достаточно низкий проходной балл. Молодой человек выбрал именно туризм, потому что решил, что учиться на этом направлении будет интересно, а работа в этой сфере в будущем принесет неплохой доход.
Учебный процесс
Большинство ребят отмечает, что туризм — это особая сфера, которая одновременно объединяет в себе множество дисциплин: географию, экономику, психологию, менеджмент, маркетинг. По мнению выпускников, человек, который решил связать свою жизнь с организацией отдыха для других людей, должен быть и сам разносторонне развитым и эрудированным, а еще очень важно даже в студенческие годы попытаться пройти практику в настоящих турагентствах.
Лена рассказывает, что на первом курсе студенты изучают лишь общие дисциплины: русский язык, психологию, математику. Затем с появлением специальных предметов студенты погружаются в «Основы туризма», «Экскурсионное дело», «Музееведение», «Глобальные системы бронирования и резервирования», «Рекреационное проектирование», «Экономическую и социальную географию мира», «Транспортное обслуживание в туризме».
«Я бы не сказала, что абсолютно все эти предметы пригодились в работе, — говорит Кристина, — в университете нам давали базовые знания, но когда я пришла работать в турагентство, пришлось изучить много нового. Например, как бронировать отели и туры, составлять договоры с разными туроператорами, оформлять документы на визу, страховать туристов. Но мне удалось достаточно быстро усвоить новую информацию, потому что все это очень сильно нравилось».
Практика
Катя вспоминает о практике, как об одном из самых запоминающихся моментов учебы: «После первого курса мы проходили практику на Черном море, в Республике Адыгея и в Ростовской области. Мы изучали туристические возможности и потенциал черноморского побережья, объездили главные достопримечательности».
Ожидания Кристины от практики наоборот не оправдались. Девушка планировала получить практический опыт работы в турагентстве, но вместо этого университет организовал туристическую прогулку по городу: «Нас разделили по группам, и мы целый день гуляли по Казани с экскурсоводом. Он объяснял нам главные особенности проведения экскурсий, показывал основные маршруты». Кристина считает, что такая практика не дает возможности полностью погрузиться в профессиональную сферу, ведь не все выпускники хотят стать гидами.
Трудоустройство
Все ребята солидарны в том, что вчерашнему студенту трудно найти работу по специальности. Некоторые рассказывают, что выпускников в основном берут на самые низкие позиции с минимальной зарплатой. Леша вспоминает, как пытался освоить профессию гида: «Полгода я переучивался на экскурсовода, но для того, чтобы стать им, нужно быть человеком-энциклопедией со специфическими голосовыми связками, чтобы разговаривать по несколько часов. К тому же в экскурсионных бюро вакансий было крайне мало, а те, на которые я откликался, меня отшивали. Скорее всего это связано с тем, что я только что закончил обучение в ассоциации (Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров — прим. The Vyshka)».
Действительно, если искать вакансии в сфере туризма через HeadHunter, можно заметить, что чаще всего работодатели ожидают увидеть в своем турагентстве сотрудника с опытом работы от 1,5-2 лет. При этом наличие высшего образования в этой области не всегда является обязательным условием. Чаще всего в объявлениях указывается, что преимуществом будут знания в сфере продаж. В подобной ситуации оказалась Кристина: «В одном из турагенств, где я работала, было около 8 сотрудников. Из них только у двоих было высшее образование по специальности. У всех остальных образование не было связано с туризмом, но они научились всему, придя на работу». Катя также отмечает, что столкнулась с проблемой, когда люди, окончившие двухнедельные курсы, устраивались на работу турагентом намного быстрее, чем выпускники с высшим образованием и красными дипломами.
Лена же, наоборот, считает главным плюсом туризма то, что любой желающий может стать частью этой профессии: «Если ты хорош в истории, владеешь иностранными языками, знаешь и любишь свой город, и тебе интересно общение с людьми со всего света, то разве могут перед тобой закрыться границы этой сферы?»
Из наших героев только Лена и Кристина смогли устроиться по специальности. Лена работает в одной из самых знаменитых экскурсионных компаний — City Sightseeing Russia (Крупнейшая в мире сеть городских экскурсионных автобусов, — прим. The Vyshka). Девушка занимает должность стюарда двухэтажного экскурсионного автобуса: она сопровождает туристические группы и рассказывает им о Москве. «Работа строится на постоянном взаимодействии с туристами, надо быть «на подхвате», уметь отвечать на любые вопросы и оперативно решать их», — рассказывает Лена. При этом ей нравится не только сама работа, но и корпоративная культура компании. «Руководство всегда открыто к общению со своими сотрудниками, мы постоянно проводим разные командообразующие мероприятия, отдыхаем вместе. Наша компания является международной, и потому все сотрудники могут получить опыт работы не только в России, но и в тех странах, где она представлена. По-моему, это отличная возможность проявить себя не только в родном городе, но и в другом месте, проверить, насколько быстро ты адаптируешься к новым условиям», — говорит Лена.
Кристина отмечает, что высшее образование в сфере туризма помогло ей без труда определиться с будущей профессией и достаточно быстро найти работу. Окончив университет, девушка устроилась в турагентство. «Я проработала в агентстве на должности менеджера 2,5 года. Я занималась зарубежными турами и продавала речные круизы, оформляла визы для туристов и заключала с ними договоры, — рассказывает Кристина, — изначально я согласилась на маленькую зарплату, чтобы получить опыт работы. Но со временем ее поднимали несколько раз, и теперь она на достойном уровне». Сейчас девушка работает в круизной компании и планирует стать менеджером по продаже береговых экскурсий.
Почему туризм может не стать делом всей жизни
Однако выпускникам не всегда удается построить карьеру в этой сфере. «После института я год проработал в разных турагентствах, потом какое-то время продавал обувь, успел переучиться на экскурсовода, но не нашел подходящей вакансии, — рассказывает Алексей, — в этом году работал на стойке информации в ТЦ». Молодой человек отмечает, что за год работы по специальности он понял, что туриндустрия не для него: «Я разочаровался в этом направлении после того, как «закрыли» Египет в 2014 году, и рынок начало лихорадить. Обанкротились 4 крупных туроператора и агентство, в котором я проходил практику. Даже сегодняшняя ситуация с вирусом показывает, что это очень нестабильная сфера», — говорит Алексей. Молодой человек также отмечает, что спрос на услуги туроператора появляются только тогда, когда у потенциальных потребителей есть деньги на вещи первой необходимости, поэтому даже небольшой экономический кризис может стать причиной значительного снижения уровня продаж.
Еще одной причиной ухода из профессии Алексей считает неумение продавать что-либо. «Я понял, что эта сфера требует умения убеждать. Туроператоры предлагают услуги, а их продать тяжелее, чем обычные товары. Поэтому я стал искать себя в другом, попробовал в рознице, но там я не преуспел по той же самой причине», — рассказывает Алексей.
Продать — это не рассказать о чем-то красиво. Продать — это убедить. Рекрутеры в агентствах при приеме на работу это как-то «прощупывают»
Кате также не удалось стать частью туристического бизнеса. После окончания бакалавриата девушка, как и все, начала искать работу по специальности: «Я обошла множество турагентств, но, к сожалению, многие работодатели требуют уже готового работника со своей клиентской базой». Многие одногруппники Кати проходили неоплачиваемые стажировки, но ее саму это не устраивало, и она устроилась бортпроводником в Аэрофлот.
В целом, Катя никогда не планировала работать туроператором или турагентом: «Меня скорее привлекала работа экскурсоводом в городе или в музее. Мне это ближе, потому что работа менеджера по туризму предполагает знание продаж, а я не считаю себя продажником». Более того, еще проходя университетскую практику, девушка поняла, что работа туроператора не всегда хорошо оплачивается. Сейчас Катя планирует стать гидом в Южной Корее.
Турагент vs онлайн-бронирование
С развитием технологий многие профессии начинают постепенно терять свою актуальность. По мнению Алексея работа туроператора — одно из таких направлений: «Я не планирую вернуться в туризм, потому что в последнее время очень сложно что-либо продать. Границы открыты, интернет предоставляет все новые возможности, онлайн-бронирование стало прочно укореняться в жизни практически каждого жителя мегаполиса.
Мне кажется, что профессия турагента вымирает. После коронавируса турагенты будут обслуживать клиентов в возрасте от 40-50 лет или VIP-клиентов, которые не хотят ничего делать самостоятельно, но таких людей очень мало»
Кристина сомневается, что профессия турагента может потерять свою значимость. По словам девушки, помощь туроператора имеет много преимуществ перед системами онлайн-бронирования. «Услуги турагента — это возможность получить хороший отдых без головной боли и лишней траты времени, — говорит Кристина, — например, если туристы хотят поехать в страну, где требуется виза, им не нужно самим заполнять всевозможные бумаги и анкеты. Они просто приносят необходимый пакет личных документов, и всем остальным занимается агентство». Также девушка отмечает, что зачастую турагенты предлагают более выгодные туры, потому что многие туроператоры сотрудничают с авиакомпаниями, и цены на перелет могут быть ниже. Кристина также подчеркивает, что информация в интернете не всегда может соответствовать действительности: «При самостоятельном бронировании жилья может возникнуть «овербукинг». Это ситуация, когда в пиковый сезон отели выставляют на сайтах больше номеров, чем у них есть на самом деле». Так, бронируя номера онлайн, туристы часто рискуют остаться без крыши над головой в чужой стране.
При этом Кристина считает, что иногда туристам все же действительно выгоднее заниматься организацией своего путешествия своими силами: «Бронировать массовые туристические направления лучше через туроператоров. Но если человек хочет отправиться в нестандартный тур и, например, посетить не очень популярную страну, сразу несколько стран или пожить на разных островах, то лучше делать все самому».
Советы студентам
Кристина уверена, что ребята, которые поступили на «Туризм» сделали правильный выбор. Она рекомендует студентам еще во время учебы искать практику, нарабатывать опыт, изучать основные отельные базы, особенности работы разных туроператоров и в целом развивать свой кругозор. «Выпускники смогут найти работу, но нужно запастись терпением, ведь придется начинать с низких должностей и маленьких зарплат. А еще наша работа будет актуальна всегда, ведь люди всегда путешествовали и будут путешествовать», — отмечает Кристина.
Катя тоже советует студентам сотрудничать с турагентствами, а во время летних каникул ездить в самые популярные у туристов направления и работать там аниматорами: «Возможно, что придется работать без оплаты, но зато после окончания университета вы не будете сидеть ни с чем». Девушка также говорит о том, что будущим турагентам и гидам нужно как можно больше заниматься самообразованием, проходить не только профессиональные и языковые курсы, но и стремиться повышать общую эрудицию.
Леша уверен, что главная задача студента — развить в себе качества, которых нет у систем онлайн-бронирования. «Как минимум, будьте человеком и научитесь тонко чувствовать потребности других людей. Это именно то, чего не может дать букинг», — говорит Леша. Но самое главное, по мнению выпускника, это кругозор: «Читайте про разные страны, смотрите связанные с туризмом проекты. Ведь это сфера, в которой чем больше ты знаешь чего-то особенного, тем успешнее и авторитетнее ты будешь».
Текст: Елизавета Буртакова
Редактор: Александра Ромадина
Фотографии предоставлены героями материала