ezgif-4-ab6285c69522

Есть ли жизнь после педа

Многие студенты сомневаются в выборе своей специальности даже после нескольких лет обучения в университете. Выпускники педагогических вузов рассказали, почему решили связать свою профессию с преподаванием, пригодился ли им диплом после выпуска, а также дали советы тем, кто только собирается стать педагогом.

Иван Кравец,
МПГУ, Географический факультет

О поступлении

Я понял, что хочу быть учителем, в 11 классе. Над направлением голову особо не ломал: физмат окончательно достал, и в сторону технических предметов идти уже не хотелось. Близкие мое решение в основном поддерживали, хоть и говорили про низкую зарплату учителей.

Об образовательном процессе

Учиться было весело, во время сессии, как и у всех — стресс, беготня, сдача хвостов и попытки выпутаться из разных ситуаций. На младших курсах мы проходили профильную практику: географическую и биологическую. Практика была выездной и проводилась летом.

На географической практике мы следили за погодой и составляли журнал, строили карты рельефа местности. Биологическая практика проходила на той же базе, в Калужской области. Мы собирали и описывали растения, составляли гербарий, описывали насекомых.

На старших курсах практика проходила в школе. Здесь все было уже серьезнее: мы готовились к каждому уроку, за нами постоянно следили, а это стресс. Но не скажу, что я почувствовал какой-то груз на своих плечах. Скорее понял, что мне нравится преподавать и я действительно могу в этом чего-то достичь.

О работе

Сейчас я работаю учителем географии в московской школе и одновременно учусь в магистратуре. Сначала я устроился в ДИТ (Департамент информационных технологий города Москвы прим. The Vyshka), где мы работали над проектом МЭШ (Московская электронная школа прим. The Vyshka). Меня прикрепили к двум школам, и в течение недели нужно было ездить и проводить лекции и семинары, обучая учителей работе с этой системой. В одной из них я спросил, не нужен ли им учитель. Этот вопрос отложили до лета, поэтому после закрытия проекта я успел поработать в турагентстве, а потом уже меня взяли на работу в школу.

Работа накрыла с головой с первых дней, и до сих пор других дел и только прибавляется. Базовые навыки у меня были еще до поступления в университет: я умел работать с людьми, выступать перед аудиторией. Но доступно преподносить теорию, которую давали в вузе, применять все эти знания на практике до сих пор сложно, нарабатываю умения уже «в бою».

Работать интересно, хоть и трудновато иногда. Мне сразу же дали классное руководство, что значит постоянное общение с родителями, классные часы. Также у меня появились проектники-старшеклассники, для которых я стал научным руководителем. Школьники придумывают проект, а я помогаю им его защитить и реализовать. Потом меня начали ставить на замены географички, которая заболела, и мне приходилось выполнять двойную работу, а после введения дистанционки в школах началась головоломка, как это все организовать. 

Советы

Я бы посоветовал вдумчиво учиться эти 4-5 лет. Не нужно учиться безвылазно, все же студенчество нужно почувствовать, чтобы потом ни о чем не жалеть, но при этом и науке стоит уделять время. 

Оксана Дремова,
пединститут им. В.Г. Белинского в ПГУ,
историко-филологический факультет

 О поступлении

Я всегда хотела изучать иностранные языки, а сильная кафедра английского была только в нашем педагогическом. Мне не хотелось уезжать из своей родной Пензы, поэтому другие города я даже не рассматривала. 

Семья полностью поддерживала мой выбор: я и мои родители изначально хотели, чтобы я изучала иностранные языки. К тому же, отучившись, я могла работать как переводчиком, так и учителем, а если бы пошла только на переводчика, то возможностей было бы меньше.

Об образовательном процессе

Учиться было интересно. Я подружилась со всеми однокурсниками, мы до сих пор общаемся. Мне очень нравилась история английской литературы, а предметы, которые никак не были связаны с изучением языков, меня напрягали. 

Со 2 курса я начала заниматься репетиторством. В первую очередь мне, конечно, хотелось заработать деньги, но и как дополнительная практика тоже вполне пригодилось.

От университета мы проходили практику в школе, но мне она совсем не понравилась, особенно когда я работала с младшими классами. Куда интереснее было вести уроки у старшеклассников. Учителя всегда помогали, но все равно приходилось работать по 3-4 урока. Из-за такой нагрузки я очень уставала и иногда не успевала готовиться к занятиям.

О работе

Я никогда не хотела работать в школе и поступила в пед, только чтобы выучить иностранные языки. Да и бюджетных мест там было больше, чем на кафедру перевода. Но в итоге при трудоустройстве диплом все же пригодился, хотя по моему опыту могу сказать, что больше ценятся твои знания, навыки и способность учиться новому.

Я училась в магистратуре в Англии по программе глобального образования. Когда мы вернулись домой, нам нужно было устроиться на работу в течение двух месяцев — меня взяли в учебный офис МИЭМа (Московский институт электроники и математики НИУ ВШЭ — прим. The Vyshka).

Сейчас я работаю в Вышке стажером-исследователем и аналитиком. Все навыки пришлось нарабатывать с нуля, особенно на первом этапе, когда я работала специалистом по учебно-методической работе. Нужно было общаться со студентами, вести деловую переписку, оформлять приказы о назначении стипендий. Когда же я стала аналитиком, пришлось учиться брать интервью, анализировать информацию и писать отчеты и статьи.

Педагогический дал мне хорошие знания английского языка, умение прорабатывать на нем научные статьи и привил навыки, которые помогли мне в написании Project Proposal (защита дипломной работы на английском языке — прим. The Vyshka) при поступлении в аспирантуру.

Советы

Не стоит бояться стереотипов, что после педа можно работать только учителем: ты не обязан идти в школу или оставаться в образовательной сфере, всегда можно поменять свое направление. При этом профессия учителя довольно интересная и всегда востребованная, а психология и педагогика, которые преподаются в педе, могут помочь в воспитании собственных детей.

Мария Суслякова,
ГГТУ, Филологический факультет

О поступлении

Я решила поступать в педагогический, потому что лучшей профессии, чем стать педагогом, для себя не видела, ведь я очень люблю детей и, наверное, хотела бы заниматься этим всю свою жизнь. Когда я заканчивала школу, мне было всего 16 лет. Я посоветовалась с родителями, и они поддержали мое решение.

Об образовательном процессе

Я училась на учителя английского и русского языков. Учеба мне нравилась, и поначалу я была настоящим ботаном. Потом я поняла, что не стоит так сильно углубляться в учебу, и пошла работать музыкальным руководителем в детский сад.

Несмотря на настрой работать в творческой области, не связанной с языками, мои студенческие годы прошли гладко, не было такого, что бы мне категорически не нравилось, хотя временами было очень трудно. 

У меня было три практики в школе и одна в летнем лагере. Школьная практика была для меня кошмаром в физическом и психологическом плане: постоянная подготовка к урокам, а также сложности, связанные с подачей материала. Тогда я лишний раз убедилась в том, что не буду работать учителем. В лагере же я быстро адаптировалась, потому что основная работа была связана с творчеством.

О работе

Школу как место работы я не рассматривала, ведь быть учителем — это адский труд. Мое поколение еще как-то уважало учителей, но, глядя на детей сейчас, я понимаю, что, работая в школе, можно только угробить себя. Еще я выгляжу мелко, и если представить, что я веду уроки у старших классов, которые выше меня на четыре головы, становится не по себе. Несмотря на это, я очень хотела работать с детьми. Это мог быть какой-нибудь центр или дом культуры, где в любом случае понадобится педагогическое образование. Это и стало главным критерием при приеме на работу. С детства я профессионально занималась вокалом, поэтому я стала преподавать его детям.

Благодаря знаниям психологии, полученным в институте, я быстро нашла подход к детям. Также пригодился опыт работы в детском садике, так что привыкание к новому месту прошло без проблем. 

Внутри коллектива сложились очень теплые отношения. У нас работают преимущественно молодые педагоги, и на данный момент мне безусловно нравится то, чем я занимаюсь.

Советы 

Людям, которые поступают в педагогический институт, я бы посоветовала придерживаться единственного правила: идти туда только в том случае, если вы любите детей. Не стоит тратить пять лет на то, с чем вы не собираетесь связывать свою жизнь. Все остальное придет: и навыки, и умения, и опыт.

Федоров Олег Дмитриевич,
ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ

В последнее время отмечается рост конкурса в педагогические вузы. Во многих университетах, например, в ВШЭ, КФУ, СПбГУ, появляются педагогические факультеты и программы. 

Из-за изменений в образовательных стандартах увеличивается практическая часть программ, однако пока это не дало никаких результатов. Это, на мой взгляд, самая большая проблема педагогического образования: все важные решения по поводу программы стандартов приняли, только не получается должным образом воплотить их в жизнь.

Я считаю, что педагогические вузы — это феномен конкретной исторической эпохи. Он, вероятнее всего, решил свою задачу, когда нужно было создавать систему массового, всеобщего образования в СССР, и без педагогических вузов этого сделать было нельзя. Возможно, сегодня пед институт как организация уже не нужен. Стоит переходить на принятые во всем мире программы предметного бакалавриата и прикладной педагогической магистратуры.

В среднем количество студентов, которые работают по профессии, варьируется в пределах 22-25%. Правда, у этой статистики должно быть логическое продолжение — сколько из них остается работать в школе, потому что самый большой отток — это первые три года профессиональной деятельности.

По разным региональным статистикам, до 75% пришедших работать в школу в течение трех лет уходят

Молодой учитель, придя работать в школу, зачастую предоставлен сам себе. Если же школа будет им заниматься, и у него появится наставник, то вероятность того, что он останется в профессии, возрастет, ведь, как правило, люди, которые идут работать в школу, уходят не из-за финансовых обстоятельств, а психологических: слишком требовательные родители, возникающие порой трудности в общении с детьми, отсутствие более опытного человека рядом. Поэтому задача удержания молодых учителей в школе на данный момент остается насущной проблемой.

Текст: Наташа Герасимова
Редактор: Александра Ромадина