hslefelaOVo

Личный опыт: трешовые подработки

Для многих студентов подработка не только источник дохода, но и единственная возможность оплатить обучение в университете. Но зачастую за обычным объявлением о вакансии скрывается что-то неожиданное и не очень приятное. Студенты, которые столкнулись с такими ситуациями, поделились своим опытом необычных подработок, а также рассказали о том, как перспектива заработка может приносить только убытки и какие требования к соискателю должны настораживать.

Маргарита Белогубова, РГУ им. А.Н. Косыгина

Маргарита решила найти подработку, когда ей было 15 лет. Девушка искала вакансии в разделе «Работа» на «Авито» и выбрала позицию курьера в магазине бижутерии. Компания обещала ежедневные выплаты, шестичасовой рабочий день и быстрый карьерный рост. «Город у меня маленький, велосипед есть — я не раздумывая согласилась», — рассказывает Маргарита. 

Девушки здесь надолго не задерживаются

Собеседование на работу проходило в одном из самых дешевых офисных центров на окраине города, в помещении шел ремонт. Маргарита подписала трудовой договор, состоявший из одного листа, и уже через несколько дней вышла на работу. 

В первый рабочий день Маргарита попала на планерку. Когда сотрудники вышли из кабинета, девушка заметила, что в компании в основном работают парни, причем большинство из них были ее сверстниками. «Все они выглядели как типичные ребята из не очень благополучных семей: потрепанные вещи, грязные волосы. Но кто я такая, чтобы делать выводы по внешнему виду?». 

Один из этих парней стал наставником Маргариты. Он рассказал, что за три дня заработал около 10000 рублей и дослужился до куратора. «Быстрый карьерный рост, быстрые деньги — уже пахнет жареным», — думала девушка.

Куратор рассказывал, что девушки на этой работе не задерживаются, потому что «им не нравится целый день ходить». Но Маргарита решила, что это точно не про нее. «Я думала, что мы будем в офисе забирать заказы и развозить по квартирам, но оказалось, что ребята носили все эти побрякушки с собой. В итоге мы с пацанами (их было человек пять) поехали на другой конец города в Республиканскую больницу, чтобы втюхивать всю эту бижутерию врачам», — рассказывает девушка. Маргарите пришлось ходить вместе с куратором по кабинетам и убеждать врачей в целебных свойствах разных камней. 

Побег из Шоушенка

Спустя два часа девушке удалось сбежать, когда ее куратор отошел за заказом. «Я уехала какими-то окольными путями, хотя в этом пригороде была первый раз в жизни», — делится своими впечатлениями студентка. 

Из этой компании Маргарите никто не звонил и не писал, хотя она оставляла свои контакты. «С тех пор я решила больше не искать работу на “Авито”. А еще я поняла, что, если при приеме на работу меня что-то будет настораживать, я буду сразу уходить. Для меня в 15 лет стало большим открытием, что люди могут так обмануть».

Лена (имя изменено по просьбе героя) 

У Лены театральное прошлое, девушке хотелось выступать перед людьми. К этому прибавилась необходимость зарабатывать деньги на учебу, и Лена начала искать работу. В одной из групп общежития Вышки выложили вакансию рекламного агента в одном известном образовательном центре. Лена заполнила форму, и девушку пригласили на собеседование. 

Ничто не предвещало беды

Офис произвел приятное впечатление на девушку: «Все было в светлых тонах, приятная администрация, меня ничего не смущало». Вместе с Леной на собеседовании было еще несколько студентов. На первом этапе нужно было выполнить творческое задание — за 10 минут придумать стартап и представить его инвесторам. На втором этапе соискателям задавали странные вопросы, например почему зеленый чай ядовит. Так проверяли реакцию и стрессоустойчивость. 

В первый раз Лену не взяли на работу, но через некоторое время она попробовала снова и ее приняли. «Когда я пришла на собеседование, меня узнали. Я сказала, что очень хочу эту работу и готова доказать, что достойна ее». 

Сотрудникам обещали большой заработок, крутое комьюнити, командировки, жилье для лучших работников. «Мне казалось, что люди, которые там работали, заряжены идеей и горят тем, что делают. Подводных камней я не видела очень долго», — отмечает студентка. Девушку смущало лишь одно условие, прописанное в договоре, — использование знаний, полученных в этой компании, в других смежных организациях грозило штрафом или судебным иском. Лена проконсультировалась со своим отцом по этому поводу, и он заверил девушку, что так руководство компании просто перестраховывается и в этом нет ничего страшного. Но девушка не рассказала ему еще об одном пункте: «Если ты во время обучения для будущих сотрудников решишь соскочить, тебе придется уплатить штраф 30000 рублей. Одна девушка из тех, кто проходил со мной второе собеседование, посеяла смуту в нашем маленьком коллективе и убеждала, что это какая-то лафа. Но другие ребята говорили, что их знакомые здесь работают и нас не пытаются обмануть».

Ожидание и реальность

От Лены требовалось ходить по школам и рассказывать о мероприятиях в образовательном центре. Девушка должна была приходить на родительские собрания, общаться со школьниками, раздавать листовки. «Я из провинции, и для меня, когда левый человек приходит в школу, — обычное дело. Я не знала, что школы в Москве — это закрытое место, куда нельзя просто так зайти. Нас об этом предупредили уже в конце обучения.

Сказали, что есть белые школы, с которыми налажено сотрудничество и куда можно беспрепятственно попасть, и черные — нужно было найти способ проникнуть в такие школы легально или нет

Бывали случаи, что наших ребят забирала полиция. Я не представляла, что придется сталкиваться с таким эмоциональным стрессом, обманывать охранников и педагогов», — рассказывает студентка. По словам Лены, сотрудники изучали мастерство переговоров и расположение кабинетов в школах: «Она стоит буквой “П” или “Г”, где какие корпуса, сколько этажей — все это надо было смотреть заранее». Однажды Лене пришлось долго сидеть у школы, откуда ее выгнали, а потом пробираться через черный ход и прятаться в туалете. 

Заработок варьировался в зависимости от того, сколько ребят приходило на мастер-классы организации. За одного ребенка агент получал от 900 до 1600 рублей. В одну из недель (зарплата выплачивалась каждую неделю — прим. The Vyshka) Лене удалось заработать 50000 рублей, а в их команде был парень, который заработал больше 400000 рублей за 5 недель. 

Живые щиты

«Однажды мы с напарницей отправились в школу “чернее ночи” — туда никто не попадал за последние 4 года, и там очень не любили наш образовательный центр. Мы разработали план, а еще я заранее изучила завучей этой школы, чтобы знать их в лицо и не попадаться. Мне удалось тайно проникнуть туда, проскочив пост охраны. Но нелегальное проникновение в школу грозило административным штрафом, что в моем случае могло привести к потере скидки в университете. 

Я выглядела как школьница и пошла в раздевалку. Там со мной заговорила ученица школы, начала расспрашивать о том, кто я. Я очень переживала и сказала, что новенькая, попросила отвести меня в туалет. 

«Я любила прятаться в туалетах, там я пыталась справиться с волнением и напряжением»

Оставив часть буклетов в туалете, я пошла по кабинетам и в одном из классов напоролась на завуча. Она отвела меня к администрации, где я оправдывалась, говорила, что работаю волонтером и мои руководители сказали мне, что обо всем договорились. В итоге мне предложили вернуться в эту школу потом, но уже легально. Все это время моя напарница ждала меня на улице — мы встретились, она похвалила меня и позвала перекусить в “Маке”».

Девушка рассказывает, что иногда в их образовательный центр звонили и просили уволить некоторых сотрудников. Но в коллективе это считалось уважением: «Когда на собраниях говорили, что, например, сегодня уволили Петю, все такие: “Вау, Петя! Крутяк! Молодец!”. Конечно, после таких звонков никого не увольняли. Рекламщики — это живые щиты, которые приносят деньги», — отмечает студентка. 

Работа вызывала постоянный стресс и занимала очень много времени, поэтому, отработав две таких кампании (работа была проектной и длилась 5 недель два раза в год — прим. The Vyshka), девушка решила уйти. «Эта подработка помогла мне понять и услышать себя, разобраться с тем, через что я готова переступить, а через что — нет», — подытоживает Лена.

Лера (имя изменено по просьбе героя)

На 3 курсе Лера захотела найти постоянную работу. В одной из групп «Вконтакте» с подработками для студентов девушка нашла вакансию хостес в караоке-баре. Работа была в вечернее время 6 дней в неделю. Лера написала сообщение по указанному номеру, ей ответил молодой человек и назначил собеседование в гостинице. 

Подвал и азиаты

«Везде красивые яркие двери, все в золоте, красные ковровые дорожки, вокруг швейцары. Потом я спустилась вниз, и все это богатство превратилось в темные стены вокруг», — рассказывает девушка. Лера решила, что это место либо скрывается от налогов, либо это что-то для своих. 

На собеседовании девушке сказали, что хостес нужно развлекать гостей, по желанию пить с ними. Также Лера узнала, что большинство посетителей заведения — азиаты. В тот момент девушка как раз учила китайский и обрадовалась возможности попрактиковать язык. Вскоре после собеседования девушке позвонили и сообщили, что в ближайшее время можно выходить на работу.

«Я уже вышла из дома, когда мне сказали, что я могу приходить сегодня-завтра, как соберусь, но обязательно в юбке. Я сказала, что могу сегодня, но я в штанах. Мне ответили, что нужно обязательно быть в юбке» 

Когда же девушка пришла на работу в юбке, оказалось, что нужно снять колготки, но девушка не увидела в этом ничего пугающего. 

В подвальной комнате с красными стенами Леру уже ждали другие красивые девушки. В 9–10 часов в заведение начали приходить группы азиатов — из одной компании или друзья. Девушек позвали в небольшую комнату с округлым диваном и телевизором, там уже сидели несколько мужчин в деловых костюмах. Лера не знала, что последовательность, в которой заходят девушки, очень важна: с одной стороны у стены стояли «просто красивые» девушки, а с другой стороны — девушки «с продолжением». 

«Бизнесмены пальцами тыкали в тех, кто понравится. Основная функция была одна — развлечь мужчин, пить с ними саке, кормить их любимой едой, петь и танцевать, многие целовались». Если девушку выбирали, она получала 2000 за стол и забирала себе все чаевые. «Говорили, что можно неплохо заработать, даже если быть просто хорошенькой хостес. Но если тебя не выбирают, ты не получаешь ничего», — рассказывает девушка.

«С затуманенным взором и нецелованная»

Лера вернулась домой поздно ночью «с затуманенным взором и нецелованная», а на следующий день встала ко второй паре. После этой ночи она решила больше не возвращаться на такую работу.

«Ну косякнула разочек, с кем не бывает, ничего страшного. Я не чувствовала себя в опасности и сейчас воспринимаю это скорее как опыт», — отмечает девушка. Родители об этом не знали, иначе они были бы против такой подработки. Из друзей Лера рассказала об этом только одной подруге, с которой она ходила на китайский. Позже девушка выложила пост в «Инстаграм» с рассказом о своем опыте в роли хостес.

Вика (имя изменено по просьбе героя) 

Вика решила устроиться на работу, потому что ей нужно было оплачивать учебу и содержать себя. Девушка искала что-то творческое, ее угнетала мысль рутинной работы с графиком 5/2. Вскоре в группе «Работа для творческих людей» «Вконтакте» Вика нашла интересную для себя вакансию — ведущая в ночной клуб.

Бар c благовониями

Вика написала человеку, который опубликовал объявление, и ей сказали адрес, куда подъехать. Девушка долго не могла найти это место, оно находилось в какой-то подворотне, никаких вывесок не было. Вика позвонила, дверь открыл охранник.

Это оказался двухэтажный подвал. Внутри был приглушенный свет, бар, скамейки, столы, пахло благовониями. Девушку встретил молодой человек около 22 лет. Он сказал, что они ищут ведущих, которые бы проводили знакомство, объявляли номера и переключали музыку в караоке. Обещали платить 2000 рублей за ночь, но в первые два дня предполагалось прохождение стажировки с оплатой 1000 рублей. Во время стажировки нужно было просто наблюдать за ведущей на мероприятии. Администратор также рассказал, что клуб принадлежит известному тантра-мастеру, который проводит семинары по всей России, и является частью сети. 

«Я решила, что сюда приходят одинокие мужчины и женщины, и это их сознательный шаг на пути построения серьезных отношений. А еще я думала, что наконец-то у меня есть творческая работа, которая предвещает что-то интересное». 

Тантра-опыт, практика английского
и настолки

«До этого я занималась йогой, практиковала медитации, и однажды у меня был опыт совместной медитации, которую я по своим ассоциациям могу связать с тантра-сексом. Так, оказавшись в этом месте, я даже немного обрадовалась, потому что решила, что это отличная возможность осознать тот опыт, который у меня был».

Девушка нашла на барной стойке книги, но при тусклом свете читать было не очень удобно. Поговорить было не с кем: «Персонал был не очень разговорчивый, и это меня насторожило. Лица у охранника, бармена, у той же ведущей были какие-то отчаявшиеся, разочаровавшиеся, грустные. Я все списала на то, что у них нет гостей, поэтому они все такие невеселые, и что они просто устали».

В зале в ожидании мужчин сидели девушки. «Я подошла к одной из них — это была темнокожая африканка с красивыми дредами. Мы познакомились, и она предложила сыграть в настолки. Она учила меня играть в нарды, а еще мы общались с ней на английском, русского она не знала. Она сказала, что в Африке было плохо, а в России все же лучше. А еще она была очень задумчива, но в тот момент у меня не было никаких подозрений, почему африканка, которая не говорит по-русски, пришла знакомиться в какой-то клуб».

Танец с полотенцами

Когда пришли гости, ведущая объяснила им порядки, и мужчины куда-то ушли, а потом вернулись обернутые в полотенца. «Этот вид мужчин в полотенцах меня ужаснул. Потом они начали напиваться, петь песни, танцевать с девушками. У особенно пьяных спадали с тел полотенца. Было довольно жутко видеть этих танцующих или, скорее, покачивающихся, полуголых мужчин», — рассказывает Вика.

В обязанности ведущей также входило поддержание атмосферы в зале и знакомство гостей с девушками. Вика спросила у бармена, что значит «поддерживать атмосферу» и о чем говорить с гостями. «Он мне сказал, что нужно найти самого долбанутого в зале и общаться с ним. И это сработало — я еще обрадовалась, что могу получить опыт общения с людьми, с которыми я бы никогда не пересеклась в жизни. Здесь я могла подойти к полупьяному человеку и спросить, как жизнь, разделить с ним боль, грусть, с которыми он пришел», — отмечает студентка. 

В какой-то момент в клуб пришел мужчина, который, по словам Вики, отличался от большинства посетителей. «У него был сосредоточенный и чуткий взгляд. Закутанный в белое полотенце, он в одиночестве стоял у бара. Когда я спросила, почему он такой грустный, он ответил что-то невнятное и попросил поставить песни Михаила Круга. И когда они играли, он продолжал глядеть в барную стойку, несмотря на весь смрад вокруг. Потом он пошел в караоке, и то, с каким чувством и отрешенностью он пел песню, очень сильно контрастировало с вакханалией и пошлостью вокруг. Из беседы с ним я узнала, что он военный и в бою ему приходилось терять товарищей», — поделилась воспоминаниями девушка. 

Студентка поняла, что попала в бордель, только к концу второй ночи. К ней подошла девушка и предложила научить ее зарабатывать, потому что в роли ведущей Вика теряла время зря.

Вика проработала в клубе 3 дня, и заработала около 3000 рублей. По словам девушки, работа ведущей позволила бы ей развить в себе артистизм, но все же она решила уйти.

Оля Башмакова, РХТУ
имени Д.И. Менделеева

Бесценный опыт

Первый опыт работы оказался неудачным для Оли. На 2 курсе девушка решила попробовать себя в сетевом бизнесе. «Мой бывший молодой человек позвал меня туда, потому что он тоже только занялся этой темой. А я, влюбленная и наивная, поддержала его, хотя внутри понимала, что это что-то не то. На собраниях говорили, что чем больше людей мы приведем в это дело, тем больше будет заработок. Говорили про нереальные “мерседесы”, которые подарят, если у тебя будет миллион этих людей. Но при этом ты должен покупать их продукцию, постоянно обзванивать знакомых, чтобы привлекать их в это все». 

По словам девушки, продукция, которую она приобрела, была не очень хорошего качества и затраты не окупились. «Я купила товаров на 4–5 тысяч, о чем очень жалею, ведь в итоге денег я не заработала. Люди, которых я привлекала, отказывались, потому что понимали суть этого бизнеса и что до звезды здесь не дорасти.

Я просто потеряла деньги, но получила бесценный печальный опыт в этой сфере».

Шесть рукопожатий

Также Оля работала на выставках для специалистов разных сфер и отраслей. Она сидела за стойкой регистрации, выдавала бейджики участникам, заполняла анкеты. Студентка устраивалась через свою знакомую, которая и предложила ей эту подработку, поэтому отбор Оля не проходила. За один рабочий день ей платили около 1300 рублей. 

«Поток людей был большим, не было свободной минуты, а на обед выделялось только полчаса. Это было очень изматывающе, но часто приходили интересные личности, некоторые делали комплименты. Мужчины даже свои визитки оставляли, после выставки могли пригласить в ресторан».

Однажды на выставку, где работала Оля, приехал Джузеппе Конте, премьер-министр Италии. Проходя мимо Оли, итальянский политик пожал девушке руку: «И вот он подходит ко мне и протягивает руку. В тот момент я подумала: “Боже мой, мне пожал руку Джузеппе Конте!”. А после выставки он жал руку Путину и Медведеву».

Были выставки, на которых можно было сделать бесплатную 3D-фотографию, протестировать массажные кресла, сфотографироваться на фоне стены из роз, выложенных в виде таблицы Менделеева, а после одной из выставок Оля принесла домой несколько пакетов бесплатной еды. «Теперь я знаю, что есть такие выставки. Когда-нибудь я стану специалистом в своей области и буду знать, где заводить полезные знакомства».

Не жалея ног

После работы на стойке регистрации девушка начала искать более оплачиваемые подработки. «Летом как раз закончились выставки, и я нашла группу “Вконтакте” с предложениями о подработке в промосфере». 

По словам студентки, прием на такую подработку проходит через кастинг. «В предложениях о работе обычно было написано, что у девушек не должно быть брекетов, очков, волосы должны быть натурального цвета, рост от 165 см. В зависимости от проекта бывают разные обязанности, но я в основном рассказывала про какие-то акции в магазине, раздавала воздушные шары, а еще однажды я давала подарок за покупку при предъявлении чека».

Зарплата на таких проектах почасовая — около 300–400 рублей в час. Крупные промоакции нередко сопровождаются выступлениями знаменитостей, и девушке удалось побывать на концертах «Градусов», Ёлки и Глюкозы. А еще однажды Оля работала на стадионе, и ее бейджик позволял ей в свободное время ходить не только внутри здания и на трибунах, но и выйти к футбольному полю.

Однако у такой работы есть существенный минус — большую часть времени приходится работать стоя. «Однажды мне нужно было 8 часов стоять на каблуках. Нам выдали туфли, и уже после 3 часов ноги опухли, натерлись, ходить было невыносимо больно. Мы все страдали, у всех были мозоли. Потом мы договорились с агентством, что переобуемся в кроссовки, но вскоре подошел какой-то мужчина и начал возмущаться по этому поводу, ведь в заявке были указаны каблуки. Меня такая злость взяла: “Ты понимаешь, каково стоять 8 часов на каблуках?” Мои ноги уже не влезали в эти несчастные лодочки». 

В целом же Оле нравятся такие подработки, и девушка до сих пор ищет вакансии именно в этой сфере. 

Текст: Алина Болознева, Александра Ромадина
Иллюстрации: Дарья Егорова
Редактор: Анастасия Елфимова