20190903_6144

«Фридман-трэп»: как студенты МИЭФ не могут пересдать макро- и микроэкономику

По данным из петиции* студентов Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ, в 2020 году экзамен по макроэкономике на программе двух дипломов не закрыли 24% студентов, а после ужесточения формата сдачи в 2021 году — почти 38%. Тем, кто остается на второй год, одногруппники сочувствуют, потому что по опыту прошлых курсов их ждет бесконечный круг пересдач у Аллы Александровны Фридман. Учащиеся пишут петиции, но ничего не меняется. Мы поговорили со студентами и преподавательницей, чтобы разобраться в ситуации.

*Петиция есть в распоряжении редакции

Чем отличается программа двух дипломов от обычной образовательной программы

Обучение по двойной программе означает, что после четырех лет обучения студенты МИЭФ получают не один диплом, а два — от НИУ ВШЭ и Лондонского университета — вуза-партнера*. Часть предметов, такие как статистика, макроэкономика, эконометрика — базовые, их студенты осваивают сразу для двух дипломов. В рамках российской, или внутренней, программы по этим предметам студенты сдают контрольные работы и промежуточные экзамены, а в рамках внешней — пишут финальный Лондонский экзамен (UoL — University of London). Работа в семестре, оценки за контрольную работу, промежуточные экзамен и балл за UoL учитываются с определенным весом в финальной оценке за курс. Причем не имеет значения, сколько студент набирает за «накоп» — работу внутри семестра — и контрольные с промежуточными экзаменами. Если он написал внешний экзамен на достаточный для зачета балл и смог перейти проходной балл по финальной оценке, значит предмет сдан или, как говорят, «закрыт». А если нет, то студент остается на второй год повторять программу по индивидуальному учебному плану — ИУПу.

*Из-за российской спецоперации в Украине Лондонский университет (UoL — University of London) приостановил сотрудничество с МИЭФ НИУ ВШЭ. 23 марта все студенты получили письма, где тем, кто учится на 2, 3, 4 курсах, было предложено продолжить обучение, но в статусе индивидуального слушателя (independent learner). 5 апреля директор МИЭФ С.М. Яковлев заявил, что на тех же условиях двойной диплом могут получить первокурсники. А вот для тех, кто будет поступать в сентябре 2022 года, программа будет называться по-новому: «Международная программа по экономике и финансам» с получением диплома только НИУ ВШЭ. Смогут ли будущие студенты обучаться как индивидуальные слушатели в UoL и получить двойной диплом пока неясно: такая возможность «пока еще обсуждается в Лондонском университете».

Что случилось в 2021 году

В 2021 году весенний промежуточный экзамен был объявлен блокирующим. Теперь чтобы получить допуск до финального Лондонского экзамена, нужно набрать пороговое число баллов — не меньше 15 из 100, — иначе пересдача. Более того, формат UoL тоже изменился: время на решение сократилось с 24 часов (как было в год пандемии) до 6 часов и, как говорят студенты, задания стали сложнее. В результате те, кто не смог набрать пороговые 15 баллов после пересдач на весеннем экзамене и те, кто дошел до Лондонского экзамена, но сдал его на недостаточно высокий балл, пополнили число иупников.

Алла Александровна Фридман, преподавательница дисциплин Макроэкономика и Микроэкономика на 3 курсе МИЭФ, в интервью The Vyshka прокомментировала: «Введение блокирующего элемента — это реакция на аномально высокие результаты Лондонских экзаменов, которые весной 2020 года студенты сдавали онлайн без прокторинга. К примеру, если в 2018 году оценку первой степени — условно „пятерку“ — по курсу Микроэкономики получили только 21% учащихся МИЭФ, то в 2020 году число отличников резко выросло до 94%. Мы посчитали — и оказалось, что если ранее при офлайн-экзаменах наблюдалась высокая корреляция оценок на внутренних и внешних экзаменах, то в 2020 году коэффициент корреляции по ряду ключевых предметов опустился ниже 25%.

В реальной жизни это означает, что студенты, которые не ходили на семинары и лекции и имели близкую к нулю накопленную оценку, написали Лондонский экзамен на 90–97 баллов из 100, а добросовестные студенты — на 70–80 баллов. Такая ситуация повлияла на рейтинг, от места в котором зависит стоимость обучения для студентов: бюджетных мест в МИЭФ нет. Совет программы отреагировал на произошедшее тем, что ввел символический порог в 15 баллов по тем двум изучаемым на третьем курсе предметам, где аномалия в результатах оказалась наибольшей. Естественно, у ряда студентов, рассчитывающих на возможность написать внешний экзамен без прокторинга на высокий балл и за счет этого сдать предмет, данная мера вызвала недовольство.

К сожалению, у нас нет возможности проверить, все ли студенты соблюдают требование Лондонского университета об отсутствии посторонней помощи при написании экзамена».

Мы считаем необходимым поддерживать высокое качество образования в МИЭФ, а потому введение блокирующих элементов в данных обстоятельствах было одним из инструментов, призванных защитить интересы наших студентов и выпускников.

О том, что весенний экзамен будет блокирующим, студенты узнали в середине ноября — за три месяца до его сдачи. В петиции учащиеся ссылаются на принятое во ВШЭ «Положение об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов» (пункт 31 ПОПАТКУС), где написано, что после начала учебного года преподаватель может только незначительно корректировать процедуру организации Элементов контроля, при этом „придание Элементу контроля блокирующего статуса“ не относится к незначительным изменениям. Когда студенты не раз указывали на это противоречие, то получали ответ: «форс-мажор, ковид, и вообще так получилось».

Студенты считают, что то, как был введен блок, и тот факт, что его ввели только на предметах Макроэкономика и Микроэкономика, связано с личной инициативой А. А. Фридман и «весом ее мнения на факультете». Фридман преподает в МИЭФ с 2001 года, она неоднократно в том числе в 2021 году становилась «Лучшим преподавателем» по результатам внутреннего голосования ВШЭ. Она не только читает учебные курсы, но и состоит в Совете программы и в Комиссии по академической этике, на «собеседования» с которой отправляются все, кого заподозрили в списывании домашних заданий. По словам студентов, на обращения, которые студенты пишут на имя руководителя бакалаврской программы О. О. Замкова, чтобы повлиять на ситуацию, они получают ответ от Фридман.

Почему студенты боятся оставаться на второй год

Во-первых, изучение программы по индивидуальному учебному плану (ИУП) платное — 70-100 тысяч рублей. Притом, что само по себе обучение по программе двух дипломов в МИЭФ одно из самых дорогих в России — 822 444 тыс. руб. в год. (для студентов 3 курса в 2021-2022 учебном году). Еще важнее то, что, по правилам программы МИЭФ, Лондонский экзамен студент может сдать только один раз и балл за него не учитывается при повторе года. Поэтому, чтобы закрыть предмет, иупник должен сдать в конце года финальный экзамен по внутренней программе, а не внешний — Лондонский. По данным студентов, только 25% иупников удается сдать финальный внутренний экзамен на достаточный балл, чтобы закрыть предмет, остальные — берут ИУП повторно или уходят с программы.

Студенты считают, что третьекурсники и иупники находятся в неравном положении. В петиции они объяснили, что замена внешнего экзамена на внутренний для иупников противоречит пункту 16 Приложения 6 к ПОПАТКУС: «Повторное изучение Дисциплины/части Дисциплины означает прослушивание Дисциплины/части Дисциплины в полном объеме, с повторным выполнением всех Элементов контроля». У Аллы Александровны Фридман другое мнение на этот счет: «Если студент остается на повтор года, у него есть такие же возможности освоить программу, как и у третьекурсников, но в этот момент он уже не студент, который изучает предмет по программе двух дипломов, — он студент, который изучает предмет по внутренней программе и сдает экзамен по внутреннему формату, чтобы получить российский диплом».

Чем Лондонский экзамен отличается от внутреннего

Студенты говорят об «околоолимпиадном» уровне сложности у внутренних экзаменов, задания к которым составляет А. А. Фридман. «На лекциях мы проходим базовые модели, на семинарах средней сложности, а на экзамене должны решать закрученные. Это то же самое, если тебе дадут разговорник по немецкому языку, а потом попросят с ним перевести Гете в оригинале», — рассказывает Лера. Перед каждым промежуточным экзаменом она «штудировала учебники, записи всех семинаров и задания прошлых лет и при этом только-только перешла порог в 15 баллов на весеннем блокирующем экзамене.

«Каждый раз это что-то совершенно новое. Единственный вариант закрыть ее предметы — это сдать UoL на высокий балл. Раньше, до введения блока, многие получали [на внутреннем весеннем экзамене] 2-3 балла, а на Лондонском — около 70 и таким образом закрывали предмет», — делится мнением Полина. Она ушла с российской программы, потому что не смогла сдать экзамены и начала страдать от повышенной тревожности и панических атак из-за этого. Сейчас она учится только на лондонской программе. Лера и Полина, как и еще 76 студентов и выпускников МИЭФ, подписали петицию.

На вопрос о разном уровне сложности Лондонского и внутренних экзаменов А. А. Фридман ответила: «Задания, которые даем мы и Лондонский университет, не отличаются радикально, наоборот, мы часто пользуемся находками коллег, хотя и творчески перерабатываем задачи, чтобы проверить понимание. Простой экзамен для студентов — это не тот, где задачи простые, а тот, где они не меняются. Если я оставлю те же задачи, но поменяю только цифры — экзамен сразу же станет простым в глазах студентов. Но это не учеба, а имитация. Тогда студенты будут делать вид, что учатся, а я — что их научила. В своих экзаменах я не практикую ресайклинг (от англ. recycling — переработка, повторное использование), а в заданиях Лондонского университета элементы ресайклинга — не редкость. Таким образом, если сопоставить вариант внутреннего экзамена, состоящий из новых заданий, с вариантом внешнего экзамена, у студента может сложиться впечатление, что внутренние экзамены сложнее».

Как сдавали экзамены по макроэкономике и микроэкономике предыдущие выпуски до введения блоков

Чи получил двойной диплом МИЭФ в прошлом году. Его 3 курс совпал с началом пандемии. «Уровень материала, который дает Алла Александровна, достаточно высокий и разительно отличается от уровней микры и макры на 1-2 курсах. Однако это приемлемо, учитывая, что лекции, семинары и домашние задания подробны и хорошо объясняют материал. Поэтому проходной балл [на этих экзаменах] набрать несложно. Настоящий челлендж набрать высокий балл, ведь для этого нужно уже решать нетривиальные задачи».

Иван учился на 3 курсе в 2018-2019 году. «Когда я учился, курс макроэкономики читал А. В. Дементьев. На его промежуточных экзаменах студенты в среднем набирали 50 баллов. У Фридман микру и макру пишут стабильно плохо: средний балл колеблется от 13 до 17 из 100. Алла Александровна неоднократно комментировала низкие результаты: ”Если вы плохо пишете мои экзамены, то вы плохо готовились. Есть же те, кто справился, значит, это все можно решить”. До прошлого года я скорее входил в широкий круг фанатов Фридман, которые считают: “ну она суровая, но справедливая, зато как все микру знаем!” Но в прошлом году она, на мой взгляд, перегнула палку, когда ввела блокирующий экзамен и отправила кучу людей на ИУП».

28 марта и 1 апреля весенние промежуточные экзамены написали нынешние третьекурсники. По результатам (есть в распоряжении The Vyshka) с первой попытки сдать «блоки» удалось только половине студентов, которые пришли на экзамены: 47% по Макроэкономике и 48% по Микроэкономике набрали меньше 15 баллов из 100. Впереди их ждут две пересдачи. Тех, кто не сможет перейти порог в 15 баллов, не допустят до финального Лондонского экзамена, и им придется платно повторять программу. Более того, Лондонский экзамен в этом году стал сложнее: студенты будут писать его с прокторингом в формате closed-book, то есть пользоваться дополнительными материалами будет запрещено.

Текст: Алина Хафизова, Дарья Артемова
Обложка взята с сайта icef.hse.ru
Редактор: Елена Лемясова