и3

Что такое либеральное образование в России и кому оно мешает?

1 июля 2022 года факультет Liberal arts, созданный при сотрудничестве РАНХиГС и Шанинки, официально прекратил свое существование. Месяцем ранее Генпрокуратура обвинила факультет в «разрушении традиционных ценностей и искажении истории». С похожими обвинениями в этом году столкнулся и Смольный при СПбГУ. The Vyshka и преподаватель Свободного университета Дмитрий Дубровский — о том, как свободные искусства и науки стали неудобны власти, и какое будущее ждет либеральное образование в России.

#Спасите_Смольный

Весной 2021 факультет свободных искусств и наук СПбГУ столкнулся с давлением со стороны правоохранительных органов. Основной партнер факультета — Бард-колледж был признан «нежелательным». Официально присвоение такого статуса было обосновано предполагаемыми связями заведения с НКО, принадлежащими Джорджу Соросу (американский финансист и филантроп. Его фонды занимаются продвижением демократических и либеральных ценностей — прим. The Vyshka). Несколько его фондов были признаны нежелательными еще в 2015 году. При этом, как отмечает «Медуза», ранее сотрудничество Сороса и президента Бард-колледжа Леона Ботстайна никого не смущало.

В апреле 2021, накануне дела Бард-колледжа, был принят закон о просветительской деятельности. Он жестко регулирует любые связи просветителей с иностранными организациями, чтобы якобы «оградить российских граждан, в первую очередь школьников и студентов, от антироссийской пропаганды, подаваемой под видом просветительской деятельности».

Через год, весной 2022 года, давление на факультет продолжилось уже со стороны администрации СПбГУ. На ректорском совещании некоторые курсы факультета посчитали «идеологизированными, причем в соответствии с худшими западными стереотипами». Администрация попыталась значительно урезать количество курсов, что возмутило многих студентов и преподавателей. «Новый учебный план, предложенный университетом де-факто разрушает факультет», — заявляет выпускник Павел Терещенко. «Факультет Свободных искусств и наук СПбГУ, где я проучился два года, разбирают по частям», — пишет Петр Яновский, студент Смольного.

Мы хотим, чтобы все, что делает Смольный Смольным — осталось в целости и сохранности

рассказывают студенты и выпускники Смольного на своих страницах во Вконтакте под хэштегом #save_Smolny

Пока что благодаря общественному вниманию программу удалось отстоять. Но онлайн поддержка не означает, что факультет в безопасности: согласно источнику «Коммерсанта», Смольный все равно могут закрыть в ближайшем будущем, ведь его декан и патрон Алексей Кудрин недавно покинул свой пост.

Страшное слово «свободный»

1 июля 2022 года факультет Liberal arts, созданный при сотрудничестве РАНХиГС и Шанинки остановил набор студентов. А за два дня до закрытия факультета, 30 июня, ректор РАНХиГС Владимир Мау был отправлен под домашний арест после предъявления обвинений в мошенничестве. Ректор во многом покровительствовал прогрессивным проектам вроде либерального факультета. Теперь Liberal arts больше не существует.

Дело Мау — это по сути продолжение уголовного дела осени 2021 года о хищении бюджетных средств Минпросвещения РФ, возбужденного против ректора Шанинки Сергея Зуева и бывшей замминистра просвещения Марины Раковой. Как пишет «Медуза»: «По версии следствия, Шанинка получила бюджетные деньги на выполнение двух контрактов от Фонда новых форм развития образования, подведомственного Минпросвещению РФ, но работы не выполнила». Второго августа, после 9 месяцев заключения Сергей Зуев был отпущен из СИЗО под домашний арест. Ранее он признал вину и возместил ущерб в 15 миллионов рублей. 

Университет уже сменил название факультета на «широкий бакалавриат» (новое название факультета свободных искусств и наук Ранхигс. Последний год о возможном вводе системы с таким же названием говорят на Факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ, прим. The Vyshka)Возможно, чтобы «не раздражать Минобр иностранными словами, еще и страшным словом «свободный»».

«Куда таким свободным студентам деваться?»

Всего в России существует два факультета свободных искусств: в РАНХиГС и в СПбГУ. Такая модель образования распространена в США и Европе, она включает в себя междисциплинарность и индивидуальный подход к каждому. Liberal arts почти не предполагают обязательных предметов, студенты сами влияют на расписание: по большей части оно состоит из предметов, которые выбрал сам учащийся.

Бывает, что только поступив на специальность, студент может понять подходит она ему или нет. Отчисление — радикальный шаг, на который решаются далеко не все. В это же время, бывшие одиннадцатиклассники толком не понимают специфику своей будущей профессии. Такая неизвестность приводит к тому, что после окончания университета до 60% выпускников не работают по специальности. Поэтому основное преимущество либерального подхода заключается в возможности студента корректировать собственную программу. Liberal в названии — это про академическую свободу учащихся. Например, можно попробовать себя в экономике, а затем заменить ее на историю искусств. Поступая на свободные искусства и науки, студент не сразу выбирает основную специальность. Он делает это только после первых двух лет обучения на обязательных курсах.

Минус же этой системы в том, что к ней надо готовить загодя. Российские школьники привыкли к ригидной системе образования: вот как вас поставили на рельсы на первом курсе, так на пятом вы и приехали из точки А в точку Б. Преподаватели свободных искусств и наук сталкиваются с тем, что сами школьники не готовы к такой свободе — они теряются

резюмирует преподаватель Свободного университета Дмитрий Дубровский

Демократическая модель факультета требует от студента тех качеств, которые активно «выжигала» глубоко иерархичная российская система образования: свободу мнения и критическое мышление. Ещё одна проблема либерального образования на российской почве заключается в том, что на родине у выпускников намного меньше возможностей, чем за рубежом.

Не очень понятно куда таким свободным студентам деваться. В недемократической среде у этих студентов есть один разумный выход — просто уезжать

Почему так активно борются со свободным образованием?

Для репрессий против Liberal arts есть несколько причин. В случае со Смольным, Бард-колледж не устраивал власть как проект на территории России, который связан с США. А принятый в апреле 2021 года закон о просветительской деятельности не только повлиял на рост настороженности ко всему западному в образовании, но и упростил процедуру для «изгнания» нежелательных организаций вроде проектов Сороса. Помимо этого, согласно источникам BBC, проблемы у факультета начались после того, как его декан Алексей Кудрин заявил о намерении выхода факультета из состава СПбГУ и создании независимого университета Liberal Arts. Как пишет издание, ссылаясь на публициста Бориса Грозовского: «Теперь, когда Smolny отделился (планировал отделиться, — прим. The Vyshka) от СПбГУ (и увел часть финансов) кому-то, видимо, стало очень завидно и тоскливо». Но спустя год отдельный университет так и не удалось создать.

Когда стало ясно, что Бард-колледж ушёл вместе с дополнительным финансированием, СПбГУ присмотрелся к курсам Смольного. Как отмечает Дмитрий Дубровский:

Программы в Смольном, в отличие от до зубной боли скучных программ СПбГУ, были нескучными. Хороших преподавателей и интересные программы обвинили в том, что они неакадемичные

Важную роль в этом деле играет предвзятость со стороны ректора СПбГУ, Николая Кропачева. Последний, как пишет «Медуза» и утверждает Дмитрий Дубровский, сам инициировал проверку Бард-колледжа. Но основная причина давления на Смольный — потеря патронажа со стороны Кудрина: «Это такой пример того, что называется «карманной» эффективностью, когда при наличии сильного патрона и либерального отношения можно делать прекрасное учреждение».

В свою очередь, на закрытие факультета в РАНХиГС, вероятно, повлияли дело ректора Зуева, репутация Шанинки как неугодного вуза, когда-то лишившегося аккредитации и потеря поддержки со стороны ректора Мау. Дмитрий Дубровский же считает, что закрытие факультета РАНХиГС —следствие дела Бард-колледжа:

Американская модель, которую продвигал Бард-колледж, стала восприниматься как идеологическая в суверенном российском образовании

Иначе говоря, все описанные события являются частью борьбы со всем иностранным и независимым в образовании. Этот процесс начался с лишения Шанинки аккредитации (с 2018 по 2020) и Европейского университета (с 2017 по 2018), а завершился выходом России из Болонской системы. Но если раньше давление на вузы объяснялось формальными причинами вроде недостатка квалификации у преподавателей или проблемами с планировкой здания, как было, например, при в случае Шанинки и Европейского, то теперь же причины репрессий идеологические. 

C 24 февраля положение российского гуманитарного образования резко ухудшилось: множество специалистов покинуло страну, а вузы отказываются продлевать контракты с преподавателями, которые находятся за рубежом. Это происходит несмотря на отлаженную за время пандемии систему дистанционного образования. Международное сотрудничество разваливается уже по инициативе зарубежных вузов, программы двойного диплома закрываются. В будущем контроль со стороны государства только усилится, считает Дмитрий Дубровский: «Закрывать будут всё, что не удастся спрятать. 30-ти летний опыт взаимодействия России с Европой закончился».

Текст: Соня Самошкина
Иллюстрации: Нату
Редактор: Ангелина Трефилова