ночь1

«Я узнал, что можно быть зазывалой»: как работают промоутеры днем и ночью

Часто студенты стараются найти себе подработку во время учебы. Популярные вакансии официант, продавец выходного дня, бариста и промоутер. Мы поговорили с молодыми людьми из Санкт-Петербурга, которые работают раздатчиками буклетов и «зазывалами». Они поделились тем, как проходит их рабочий день, сколько они зарабатывают и какие трудности поджидают их при каждом выходе на смену.

Рома

Студент СПбГУ, 4 курс

Со второго курса работает «зазывалой» на Думской улице в Санкт-Петербурге.

Алиса

Российский колледж традиционной культуры (РКТК) 

Работала «зазывалой» на Думской улице во время учебы в колледже (2017–2020) и с 1 по 2 курс университета.

Ася

Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова

Раздает объявления в булочной «Хлебник» с мая. 

Маша

Ленинградский Государственный Университет,  3 курс

Летом подрабатывала промоутером в салоне красоты.

Даниил

Ученик 11 класса, Санкт-Петербург

Приглашает посетителей в табачный магазин.

КАК СТАНОВЯТСЯ ПРОМОУТЕРАМИ

«Все довольно просто, — вспоминает Рома — мне нужны были деньги. От родителей зависеть не хотелось: все-таки взрослый парень, нужно уметь крутиться и обеспечивать себя без помощи мам-пап. При поиске ориентировался на несколько факторов: чтобы график не совпадал с занятиями в универе и работа не была вне закона. Ну и, конечно, чтобы зарплата была достойной».

Спустя полгода после поступления Рома открыл для себя яркий мир клубов: громкая музыка, толпа людей и полумрак, разбавленный светом стробоскопов. Парень проводил там каждый вечер пятницы и все выходные. Такие развлечения затягивали. 

«В какой-то момент понял, что это становится зависимостью — я не мог усидеть дома перед выходными: хотелось поехать на тусы. Один раз разговорился с девчонкой, которая работала там на улице. Она приглашала прохожих выпить бесплатные коктейли и рассказывала об акциях, которые проводились в баре. Так я узнал, что можно быть зазывалой».

В отличие от Ромы, Алиса оказалась в этой сфере не случайно: Моя лучшая подруга уже давно там [в клубах] работала. Она обеспечивала себя сама, была независима от родителей и тратила деньги так, как ей хотелось. После очередной ее истории я задумалась: почему бы и мне не попробовать? Тоже хотелось быть более свободной в финансовом плане». Подруга помогла устроиться Алисе на работу. 

Ася нашла эту должность по объявлениям на Авито. Сначала она планировала быть промоутером только летом. «Искала подработку, чтобы убить время. В каникулы друзья разъехались, а я осталась в городе. Решила, что лучше проведу время с пользой, чем буду сидеть на диване». Сейчас, в декабре, Настя берет гораздо меньше смен, чем летом и прекращать работать не планирует.

Даниил тоже хотел стать независимым от мамы и обеспечивать себя самостоятельно: «Хочется же покупать не только то, что необходимо, — поясняет он. — Плюс, у меня есть вредные привычки. Я курю, но мама об этом, естественно, не знает. На сигареты уходит довольно много денег, и если бы не моя подработка, матушка точно бы спалила. Ну и конечно, помогаю ей: тянуть брата и меня нелегко, а сейчас еще и поступление будет. Коплю на учебу — на бюджет вряд ли пройду». Парень нашел эту вакансию на Авито.

Маша узнала о вакансии от своей тети, которая работает парикмахером в салоне красоты. «Тетя Лена позвонила мне и предложила не прожигать время впустую, а заработать за каникулы. Недолго думая, я согласилась — хотела подкопить на всякие штуки для маникюра и стать мастером», — говорит Маша.

ОБЯЗАННОСТИ ПРОМОУТЕРА

Работа Ромы и Алисы — зазывать как можно больше людей в клубы и бары на Думской улице. Они не прикреплены к одному месту, а работают по графику. В нем указано, кто и в какой день рекламируют то или иное заведение. Обязанности «зазывал» просты: подходить к людям и предлагать им посетить тусовку, заинтересовать бесплатной выпивкой и скидками на коктейли. У Даниила похожая цель — привлечь внимание прохожих к продукции магазина и уговорить их приобрести обычные или электронные сигареты.

«Мы всегда должны выглядеть хорошо, презентабельно. Это не так легко, когда на улице ночь и температура градусника давно уже опустилась ниже нуля. Кроме того, очень много пьяных, которые пристают к девочкам-промоутерам. Достается и мне», — рассказывает Алиса. По ее словам, если бы не «хорошие деньги», она бы не работала в таких местах. Девушка сравнивает свой доход с тремя-пятью окладами уборщицы (зарплата уборщика в среднем — 15–17 тысяч рублей, по данным hh.ru). Алиса говорит, что в теплое время года больше туристов, а значит и тех, кто посещает клубы и бары. Поэтому  летом она зарабатывает больше, чем зимой. 

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ РАБОТЫ ПРОМОУТЕРОМ

Рома рассказывает о сложностях работы, упоминая, что плюсов все же больше. «На лице всегда должна быть улыбка, будто ты гостей к себе приглашаешь и встречаешь их. Из недостатков — пьяные в хлам посетители, куча бомжей, которые бродят по улице в поисках выпивки. Нередко пытаются затеять драку — обзывают, толкают и как-то хамят». Парень жалуется и на отношение к нему: «все воспринимают как прилипалу». График работы «тоже оставляет желать лучшего»: смена у «зазывал» обычно начинается в 11 вечера и заканчивается в 10 утра. 

«Ну, а касательно хорошего — мне нравится сама атмосфера клубной жизни, сюда я прихожу и вне работы, чтобы отдохнуть. На зарплату грех жаловаться — в сезон от 50 тысяч [за месяц] и выше. Кроме того, постоянно завожу какие-то знакомства, общаюсь», — говорит Рома.

А вот Даня считает, что отрицательные стороны перевешивают: «Меня могут увидеть знакомые или родственники, а значит, рассказать матери. Она не знает, что я рекламирую сигареты, иначе бы закатила скандал. Грубость, хамство, попытки ударить — все это есть. Сложно и контролировать себя: я человек вспыльчивый, поэтому на отпихивание плечом мне тяжко не среагировать. Останавливает только риск потери работы. Единственное, что радует — я получаю деньги, и у меня, как у работника, есть скидка на табачку».

У дневных промоутеров немного другие проблемы. Маша рассказывает о сложностях работы в непогоду, а Настя больше расстраивается из-за плохого отношения прохожих: «Не всегда приятно, когда люди игнорируют тебя и проходят мимо. Но главное для меня — заработать деньги».

Настя, которая работает промоутером в «Хлебнике», решила дать несколько советов, как не ошибиться, выбирая вакансию:

  • Оцените свои возможности трезво.

«Не каждый сможет перетерпеть издержки профессии: хамство прохожих, плохая погода, ненормированный график. Прежде чем соглашаться работать, спросите себя: «Готов ли я к такому?». Кроме того, это [работа промоутером] тяжело с физической точки зрения, потому что приходится быть на ногах все время без возможности присесть».

  • Почитайте отзывы или поспрашивайте тех, кто работал раньше в месте, которое вы выбрали. 

«Бывает такое, что на сайтах накручивают хорошие оценки, поэтому более достоверный источник информации — слова «бывалых». Они будут более честными».

  • Обратите внимание на условия. 

«Обязательно обговорите их с работодателем, даже если они были прописаны на сайте. Частенько случается такое, что наниматель отказывается от того размера выплат, который был указан в объявлении».

Автор: Наталья Романова
Редактор: Алина Хафизова
Иллюстрации: Даниил Николаев