«Я почувствовала себя властителем жизни»: студенты о перерыве в обучении
Между традиционным университетским образованием и индивидуальной траекторией обучения молодые люди все чаще выбирают последнее. В России формат индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) все еще слабо развит, поэтому студенты уходят в академический отпуск, отчисляются и перепоступают. Как правило, родители осуждают эту практику, что нередко вызывает тревогу у молодых людей, которые хотят изменить образовательный трек. Мы поговорили со студентами, которые прерывали обучение, а также с Инной Нестеровой, семейным психологом. Рассказываем, как студенты переживают этот опыт и справляются с возникающими сложностями.
Точка невозврата: о решении прервать обучение
Ваня
БГУИР (Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники), Минск → академический отпуск → восстановление в БГУИРе
Ваня поступил в вуз на инженера-электроника после колледжа. На 3 курсе БГУИРа молодой человек начал совмещать очную учебу и работу, которая не была связана с университетской специальностью. По словам героя, такая нагрузка сильно выматывала. В середине 3 курса Ваня решил взять академический отпуск, чтобы восстановить силы и сосредоточиться на профессиональном развитии. Молодой человек не сомневался, что поступил правильно. «Я посчитал, что после стольких лет учебы заслуживаю отдых», — вспоминает Ваня.
Карина
МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва → академический отпуск → отчисление → поступление в МШНК (Московская школа нового кино), Москва
Карина рассказывает, что ее решение уйти в академический отпуск формировалось постепенно. На 3 курсе девушка стала задумываться, насколько профессия инженера-прочниста (специалист, который занимается проверкой конструкций на прочность, устойчивость, долговечность — прим. The Vyshka) соответствует ее истинным желаниям.
Под конец учебы в Бауманке у меня была постоянная внутренняя борьба: если ты хочешь снимать кино, то почему остаешься учиться на инженера? Ведь это желание полностью противоречит тому, чем ты сейчас занимаешься.
Чем дольше героиня училась, тем сложнее ей было отвечать на этот вопрос. Карина вспоминает, что окончательное решение она приняла в один день: «Помню, что поехала осенью домой. Однажды проснулась и поняла: я ухожу из Бауманки. В голове была эта мысль, и я ощущала тотальное спокойствие». После полугода тревоги и неудовлетворенности собой девушка наконец поняла, как именно она хочет развиваться дальше. Осознание этого дало чувство умиротворения.
Гриша
РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, Москва → отчисление → поступление в филиал НИТУ «МИСиС», Выкса
Гриша признается, что после школы ошибся с выбором вуза. Молодому человеку не хватило баллов, чтобы поступить в вуз мечты — МИСиС. Поэтому герою пришлось подать документы в РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина. Однако Гриша не хотел развиваться в области прикладной геологии. Из-за отсутствия интереса к специальности молодой человек часто пропускал занятия и в начале 2020 года его отчислили. Это событие герой переживал тяжело.
Никаких чувств не было, была какая-то апатия. Не знал вообще, что будет дальше.
Реакция «извне»: об отношении окружающих
Близкие Вани отнеслись к решению молодого человека неоднозначно. Девушка и друзья поддержали героя. «С родителями было сложнее», — признается Ваня. Изначально они не одобрили решение сына. Однако, когда Ваня аргументированно объяснил свой выбор, родители с пониманием отнеслись к идее.
Карина рассказывает, что получила «колоссальную поддержку от друзей». Девушка с теплотой вспоминает о помощи близких в тот период.
Мы сидели с подругой в общаге и вместе продумывали, сколько мне теперь нужно зарабатывать, чтобы себя обеспечивать, как мне двигаться дальше.
Карина признается, что рассказать родителям о своем решении было непросто. Изначально девушка планировала сообщить семье об уходе из Бауманки, когда поступит на режиссуру. Однако родители догадались обо всем сами, когда Карина приехала в родной город на новогодних каникулах. Девушка рассказывает, что готовилась к напряженному разговору с родителями. В действительности, когда семья узнала о ее решении, мама Карины молча вышла из комнаты. А на следующий день подошла к дочери и предложила оплатить курсы по режиссуре. Девушка не была готова к такой поддержке и не смогла сдержать слез.
Гриша вспоминает, что некоторые друзья, узнав об отчислении, упрекнули его в безответственности и легкомыслии. Остальные, однако, как и он, были студентами, поэтому с пониманием отнеслись к ситуации и поддержали. По словам героя, с семьей общаться на тему отчисления поначалу было трудно. Когда молодой человек вернулся в родной город, родственники обрушились на Гришу с обвинениями в безалаберности.
Этот момент, наверное, был самый тяжелый эмоционально. В первый же день приезда я не нашел, как мне кажется, нужной эмоциональной поддержки.
Молодой человек, однако, признается, что некоторые родственники, наставники из школы и бывший репетитор все же проявили эмпатию. Их слова поддержки воодушевили Гришу не опускать руки и продолжать учиться.
Время свободы: о периоде без университета
Ваня вспоминает, что, взяв академический отпуск, он «полностью ударился в работу». «Работать я мог 24/7, даже 25/8, и получал от этого дикое удовольствие», — признается герой. По словам молодого человека, его жизнь в этот период, помимо работы, состояла из морального отдыха и общения с семьей.
Карина рассказывает, что после ухода из Бауманки начался лучший период в ее жизни. Девушка полностью погрузилась в подготовку к поступлению на режиссуру: каждую неделю она монтировала, фотографировала, писала сценарии. Вся деятельность была заточена на поступление. Помимо учебы Карина работала репетитором, ходила в спортзал. Девушка с теплотой вспоминает об этом периоде.
Я почувствовала себя властителем жизни. Я знала, что ответственна за свою судьбу, и почему-то от этого была в состоянии эйфории. Я понимала, если поработаю, поучусь, то получу результат.
Период между отчислением из РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина и поступлением в Выксунский филиал МИСиСа Гриша предпочитает называть временем отдыха. Возвращение в родной город совпало с введением коронавирусных ограничений, поэтому большую часть времени Гриша проводил дома. Днем читал, смотрел фильмы и сериалы, а вечером встречался с друзьями.
«Время возвращаться»: об ощущениях в новом коллективе
Ваня рассказывает, что в первые дни после возвращения из академического отпуска испытывал легкое волнение. Однако после знакомства с новыми одногруппниками оно прошло. С некоторыми ребятами Ваня общается до сих пор.
По мнению Карины, ее новое место учебы — МШНК (Московская школа нового кино — прим. The Vyshka) — «самая демократичная организация, которая только может быть». Студенты самостоятельно решают, какие курсы они хотят посещать, а какие нет. В МШНК нет сессий, учащиеся и преподаватели общаются на равных. Девушка признается, что адаптироваться к новой среде было непросто.
Такая свобода повергла меня в шок. Я привыкла к структуре: в школе, в Бауманке. Да, мне это не нравилось, но эта структурность была знакома.
В то же время отсутствие строгих ограничений научило Карину самостоятельно управлять своей жизнью: ставить сроки, нести ответственность за принятые решения.
Гриша признается, что переживал перед первой встречей с новыми одногруппниками. Однако все ребята оказались «компанейскими», молодой человек легко нашел с ними общий язык. «Первое время в универ я добирался на автобусе. Это было неудобно, поэтому ребята меня часто подвозили», — рассказывает герой. Проблем в общении с преподавателями у Гриши не возникало. Позже, когда молодой человек начал ездить на конгрессы, конференции и участвовать в конкурсах, отношения со старшими коллегами только улучшились.
«Игра стоит свеч»: о ценности опыта
Ваня уверен, академический отпуск — «ценная опция» для студентов. Герой считает, обучающиеся вправе прервать обучение из-за эмоционального выгорания, по материальным трудностям, семейным обстоятельствам или иным причинам. «Если понимаешь, что не вытягиваешь, проще взять отпуск, перезагрузиться и прийти на учебу со свежими мыслями и чистой головой», — считает молодой человек. Ваня не жалеет о своем выборе. Во время академа он отдохнул и реализовал то, на что раньше не хватало времени. Ваня считает, что полученный опыт определил вектор его развития на последующие 2—3 года.
Карина признается, что академический отпуск, а затем и отчисление из Бауманки кажутся ей логическими этапами в ее развитии. По мнению девушки, этот опыт был полезен для нее. Карина научилась отстаивать свои желания и брать ответственность за свою жизнь.
Гриша уверен — пауза в обучении сыграла важную роль в его профессиональном и личном развитии. Молодой человек разобрался в своих желаниях, понял, что нельзя пропускать пары и экзамены, «даже если проходишь 24-часовой марафон игры в „Ведьмака“». Герой на личном опыте убедился в том, что все, что ни делается, — к лучшему.
Мнение эксперта
Инна Нестерова
Мы поговорили с Инной Нестеровой, семейным психологом. Инна рассказала, почему молодые люди и их родители по-разному относятся к перерыву в обучении и с чем связаны эти отличия.
Молодые люди легко решаются на перемены в жизни. Они чаще, чем их родители в прошлом, отчисляются, берут академ, перепоступают. С чем связана эта «легкость» принятия решений?
Это вопрос ценностей и приоритетов людей, живущих в определенном социокультурном контексте. Если мы говорим про Россию, то родители современной молодежи выросли в коллективистской культуре советского общества. В то время коллективные ценности доминировали над личными. Если в обществе был запрос на определенное количество специалистов, а человек вдруг решал, что не хочет решать общие задачи, к нему относились как к нарушителю.
Что касается поколения Z (поколение людей, родившихся примерно с 1997 по 2012 год — прим. The Vyshka), то его представители в приоритет ставят собственные интересы. В образовании, например, их привлекают индивидуальные треки развития. Для людей этого поколения важно получать удовольствие от любой деятельности. Также имеет значение то, что в наше время все довольно гибко: в обществе проще относятся к выбору человека.
Почему студентам бывает трудно сказать родителям о своем решении прервать обучение?
Обсуждение своего решения с родителями — это проявление определенной близости. Студент может с неохотой поделиться своим решением, если предполагает неблагоприятный сценарий развития разговора. Беседа с семьей — это некая точка бифуркации (краткий момент, когда система непредсказуемым образом может измениться — прим. The Vyshka). Обсуждение может привести к недопониманию, а в худшем случае — к эмоциональному разрыву.
Что вы можете посоветовать студентам, которые хотят взять паузу в обучении, но переживают из-за возможной негативной реакции родителей?
Я бы посоветовала студентам хорошо подумать над своим решением и понять, какие цели они преследуют, что они приобретут, если возьмут отпуск. Если этот шаг пройден, то далее стоит говорить с родителями не с точки зрения действий, которые молодые люди совершают, а с точки зрения пользы, которую принесет перерыв в обучении. Студентам стоит рассказать родителям, почему принимаемое решение важно, по каким причинам они стремятся реализовать его. Эта информация будет воспринята гораздо «мягче», нежели новость об отчислении вне контекста желаний и планов ребенка. У родителей будет меньше тревоги, поскольку, наверное, каждому хочется, чтобы его дети были счастливыми.
Некоторым студентам непросто адаптироваться в новом коллективе. Что, по вашему мнению, может сделать этот процесс более комфортным для новичка?
Важно найти «круги пересечения» с членами нового коллектива. Стоит понимать, что ценности участников сообщества могут быть одинаковыми, но способы их выражения — разными. Не нужно привязываться к одному способу выражения своего мнения. Кроме того, новичку стоит понимать цель вступления в новый коллектив, собственные ценности и приоритеты и, наверное, примириться с мыслью, что в любом комьюнити участники что-то принимают друг в друге, а что-то нет, но тем не менее сосуществуют друг с другом. Главное, чтобы то, зачем человек пришел в сообщество, реализовывалось.
Что вы думаете о будущем индивидуализированного образования?
Думаю, в разных странах образование будет развиваться по-разному, сложно предсказать определенные изменения. Но в целом, если брать в учет новые технологии, мне кажется, тенденция на диджитализацию и индивидуализацию образования продолжится. Традиционные университеты, вероятно, будут терять популярность и актуальность.
Если вернуться к теме поколений, то современная молодежь очень ценит, что может подстроить под себя приложение, девайс или даже образование. Например, есть майноры и мейджоры (мейджоры — дисциплины, напрямую относящиеся к профессии, а майноры — предметы, которые студенты выбирают для дополнительной подготовки — прим. The Vyshka). В будущем будет больше запроса на тьюторство, которое уже набирает популярность, особенно среди детей дошкольного возраста. В ближайшей перспективе тренд на индивидуализацию продолжится.
Автор: Анастасия Рудько
Редактор: Алина Хафизова
Иллюстратор: Даниил Шумихин