1 (1)

«Факультет свободных искусств, людей, мыслей»: фотопроект о студентках Смольного

С сентября первокурсники Смольного будут учиться на факультете с другим названием по переделанному учебному плану. Уже почти год студенты свободных искусств и наук пытаются с этим что-то сделать: создают студенческие инициативы по сохранению факультета, выступают против увольнения преподавателей и пишут открытые письма. The Vyshka подготовила фотопроект о студентках факультета СПбГУ свободных искусств и наук, которые рассказывают о себе, об отношении к Смольному, закрытии факультета, дальнейших планах и свободе.

Хронология событий в Смольном

The Vyshka уже писала о ситуации в Смольном и о судьбе либерального образования в России. Ниже — краткое изложение событий, которые упоминались в материале, и тех, которые произошли после его публикации.

Весна 2021 — Бард-колледж*, с которым сотрудничает факультет свободных искусств и наук, признают «нежелательной организацией» в России. 

Весна 2022 года — Комиссия Ученого совета СПбГУ принимает решение исключить 70 дисциплин из учебного плана, из-за того что они «идеологизированы в соответствии с худшими западными стереотипами». В список запрещенных предметов вошли одни из самых важных, по мнению студентов, — «Мышление и письмо» и «Гуманитарные науки».

Лето 2022 — Алексей Кудрин увольняется с поста декана «по собственному желанию».

Сентябрь 2022 — вуз не продлевает контракты с несколькими преподавателями — Жанной Черновой и Виктором Каплуном — без предупреждения.

Октябрь 2022 — «Бумага» со ссылкой на источник в учебном заведении сообщает об изменениях в программе: набор на новый учебный год по программе «Свободные искусства и науки» закрыт. Вместо нее теперь будет программа «Искусства и гуманитарные науки». При этом Андрей Аствацатуров, профессор истории зарубежной литературы, на своей странице ВКонтакте заявляет, что «факультет никто не закрывает и закрывать не собирается», а единственные изменения — это «несколько скорректированный учебный план».

Октябрь 2022 увольнение преподавателя Дениса Скопина после того, как его задержали на митинге против мобилизации. 

Зима 2023 — Андрея Аствацатурова назначают исполняющим обязанности декана факультета свободных искусств и наук СПбГУ.

Про меня

Меня зовут Лиза и мой главный жизненный интерес — и как работа, и как хобби — это искусство. В особенности российское современное искусство. Несмотря на все сложности, я очень его люблю и хочу принять участие в его реформе, потому что сейчас отечественная арт-среда токсична: сложно устроиться на работу, нередко приходится совмещать два-три фриланс проекта, очень много галерей-пустышек. Свободное время между работой и учебой я провожу дома с собакой — в целом, меня это устраивает.

Про Смольный

Смольный — это место, в котором я чувствую себя безопасно, место, в котором я чувствую, что я важна, нужна и счастлива. Это не про базовое чувство безопасности, а про то, что тебя никто не осудит за то, как ты себя чувствуешь и как ты выражаешь эти чувства.

Когда я поступила на первый курс, у нас был интенсив «Мышление и письмо», который помог мне отойти от шаблонов ЕГЭ. Экзамены в 11 классе для многих — это нервный период, когда приходится отказываться от своих интересов и любимых занятий, а Смольный заставляет находить либо новые интересы, либо пробудить желание заниматься старыми.

Про закрытие Смольного

Я узнала об этом перед летней сессией в прошлом году: четыре дня до экзаменов, и выясняется, что подготовлен новый учебный план и создана какая-то неизвестно из кого состоящая комиссия по реформе факультета, а мы вообще не в курсе — нет никакой обратной связи. 

Тогда я была безумно зла. Я человек не раздражительный и не конфликтный, но тогда я кричала от злости, хотела пойти в главное здание, где сидит администрация университета, просто проорать им и спросить, что они делают и зачем. У меня была апатия. Я действительно плакала, потому что не могла себе представить, как я буду учиться по этому совершенно идиотскому — не побоюсь этого слову — учебному плану, который был создан.

Для меня это не «Смольный закрывается», а «мужчины с засаленными волосами в мятых костюмах отобрали мою мечту». Я это называю так. Для меня этот университет разрушают, безусловно. И это очень сложное и больное чувство, когда у тебя отбирают мечту — Смольный всегда был мечтой с 8 класса. И я планомерно к ней шла, я работала, копила деньги, ездила в Петербург, просто чтобы прочувствовать город и понять, смогу ли я здесь жить. Я поступила — сейчас сама плачу за свое обучение и совмещаю работу с учебой, это сложно. А мне просто говорят: «Простите, но вашего курса с вашими преподавателями не будет, вашего диплома — тоже не будет, и академической мобильности не будет». Что это, если не разрушение мечты?

Я не могу с этим свыкнуться: несколько раз в месяц у нас происходят события на факультете, которые заставляют тебя снова включиться в повестку студсовета — увольнение преподавателей. Например, в прошлом семестре, одному не разрешили вести пары онлайн. Но я понимаю: в текущем состоянии я не смогу найти в себе силы бороться до конца, находясь в России.

Времени у нас осталось очень мало — буквально полгода (с сентября первокурсники факультета свободных искусств и наук будут учиться по другому учебному плану — прим. The Vyshka). Это очень бьет по осознанию, что твоя альма-матер — это уже не то, во что ты верил и куда поступал.

Про свободу

После начала того, что сейчас нельзя называть, я набила себе татуировку со словом «свобода»: для меня это буквально значит все. Свобода — это то, как я одеваюсь, о чем я думаю, это нормальное состояние человека, в котором он может чувствовать себя так, как он хочет. Если человеку плохо — он может это не скрывать, и это тоже про свободу.

Свобода в образовании — это выбор курсов, открытая коммуникация во время пар, несмотря на то, что есть преподаватели разных взглядов. Студенты и преподаватели во время дискуссий на занятиях могут слушать и слышать друг друга — это свобода обмениваться разными позициями. Ты не можешь мыслить в изолированной среде.

Про дальнейшие планы

У меня нет никаких планов, я даже не пытаюсь думать об этом, потому что есть внешние обстоятельства, которые я не могу контролировать. И у меня уже был план на жизнь, который вдребезги разрушили и сейчас я просто думаю, как провести ближайший год. Я думаю, что будет лучше для моего ментального здоровья, для моего кошелька — такие практичные вещи. Я в этой ситуации вижу только эмиграцию, а самый доступный путь — через образование, поэтому я склонна выбрать его.

Про меня

Меня зовут Юля, мне 21 год, я заканчиваю 4 курс на факультете свободных искусств и наук. Я занимаюсь «Щукой» — это петербургское медиа, там я работаю редактором, делаю контент и провожу съемки. Моя работа не совсем связана с профилем на факультете, где я занимаюсь когнитивными исследованиями.

Про Смольный

До конца обучения в школе я не совсем понимала, что мне нравится и куда я хочу пойти. Когда я узнала о Смольном, я поняла, что это место свободы выбора и отложенного выбора будущей профессии.

За четыре года Смольный стал для меня поддерживающим комьюнити — кругом людей, где тебя все понимают, несмотря на разные бэкграунды и интересы. Мы как одна большая семья — постоянно общаемся без жесткого разделения на курсы. Это очень объединяет нас, делает дружнее, а переживание общих проблем и бед делает нас еще сильнее.

Как бы нас не пытались ограничивать, свобода, так или иначе, — в людях. А людей нельзя лишить свободы, даже если это тюрьма. Именно Смольный сформировал бесстрашие на выражение своего мнения, привычку задавать вопросы без боязни казаться глупой. Благодаря этому у нас появляется незакостенелость мыслей: мы вольны выбирать и свободно мыслить, для нас нет авторитета. 

В целом, я стала более свободно смотреть на мир: больше не принимаю все за чистую монету (мне говорят — я сразу соглашаюсь). Это было в школе, а сейчас я понимаю: есть одно мнение, другое, и им нельзя верить сразу, нужно подумать, сравнить, поговорить с людьми и сформировать свое отношение. 

Смольный научил меня иметь свое мнение.

Про закрытие Смольного

Когда я узнала о закрытии Смольного, был шок, разочарование, чувство, что ты не можешь поверить в то, что это действительно произойдет. Будто объявляют страшные новости, а ты смеешься, думаешь: «ну нет, этого не может быть». Была какая-то защитная реакция в виде смеха. Но тогда я чувствовала и гордость за всех людей, которые боролись и продолжают бороться за сохранение учебного плана, преподавателей. Я рада, что у нас учатся такие самоотверженные люди.

Я была благодарна, за то, что у меня получилось испытать на себе, но мне очень грустно, что у других студентов не получится почувствовать то же самое. Смольный в привычном его понимании закрывают, но остаются люди, которые впитывали это отношение к нам за все те годы, что мы учились. Смольный — это люди, и с людьми он будет жить, несмотря на то, что в официальных документах факультета может не существовать.

Даже если Смольного не будет во дворце Бобринских, его создадут где-нибудь в другом месте, я уверена. Как люди могут переезжать, так и видение мира и образования может кочевать по миру.

Про свободу

Свобода — это во многом про выбор: что для тебя, а что — не для тебя, и про понимание разницы: этот выбор мне навязали, а это я выбрала, потому что так хочу. Свобода выбирать с кем тебе быть, что учить, какую тему для эссе выбрать, прийти на пару или не прийти. Максимально понимающе относиться к своему выбору и чужому.

Это то, что должно начинаться со школы, когда человек формируется, а это часто пресекается. Но именно в университете есть шанс почувствовать, что ты — не тот человек, которого вырастила школа, ты можешь себя перепридумать.

Для меня свобода во многом ассоциируется со Смольным. У нас есть неофициальный лозунг: «факультет свободных искусств, людей, мыслей».

Про дальнейшие планы

Сейчас я ощущаю себя еще более потерянно, чем это было после 11 класса. Я понимаю, что в магистратуру Смольного я пойти не смогу: а будет ли он вообще существовать? Максимальная неопределенность, но скорее всего я уйду в то, чем занимаюсь сейчас. 

Но не могу точно сказать, где я буду в следующем году. Поживем — увидим.

На все четыре года были планы: поехать в Бард* (факультет свободных искусств и наук до весны 2021 сотрудничал с Бард-колледжем*, студенты могли поехать в него учиться и получить двойной диплом международной квалификации Bachelor of Arts — прим. The Vyshka), учиться по обмену, и все они постепенно обламывались. Теперь я осторожна с долгосрочным планированием.

Про меня

Я учусь на 2 курсе. Как и многие я поступала, потому что не знала, чем хочу заниматься, хотелось попробовать все. Поняла, что мне нравятся компьютеры и искусственный интеллект.

Про Смольный

Смольный дает возможность попробовать себя в разных стезях и образование, где разные области связаны друг с другом, — это помогает увидеть как бы 3D-картинку мира. В школе многие не понимают, зачем нужно учить физику, если ты занимаешься биологией, а Смольный объясняет, почему это важно. Я нашла связи между предметами, почувствовала глубину и объемность мира.

После школы абитуриенты приходят зажатые, они привыкли писать то, что хотят от них услышать: шаг вправо, шаг влево — расстрел. В Смольном важно авторское: то, что ты сам придумываешь идею, раскрывается креативность и творчество, отучает от боязни «чистого листа»: просто сядь и пиши — у тебя получится. Благодаря этому ты начинаешь мыслить глубже.

Про закрытие Смольного

Этими событиями было затронуто то направление, куда я хотела идти. Это вносит смуту в мысли. Ты сидишь дома, читаешь новости и думаешь: «ну, все, это конец» и впадаешь в панику, а приходишь в Смольный — все продолжают учиться. Я особой тревоги в моменте обучения не чувствую. Мы продолжаем жить и учиться как раньше.

Я обдумывала план Б: сидела делала домашку, а на компьютере соседняя вкладка с другим университетом. Были тревожные мысли: что будет дальше? Как в этом существовать и как подстраиваться под другое общество и систему?

Я живу в парадигме, что ничего хуже, чем сейчас, не может быть: все, что случилось, оно случилось. Глобально хуже уже не будет, лучше — точно не будет.

Все панические темы, если они заходят, свожу на нет. Меня страх не так сильно затронул, как других студентов, я не билась головой об стол, но другие очень переживали. Но мне это помогает пережить происходящее.

Но что могло бы от меня зависеть, — поддержать преподавателей, пройти анкетирование — я все делаю. В анкетах мы выставляем оценки преподавателям и их курсам — скорее всего это отслеживается в верхушке СПбГУ. Мы стараемся их проходить и, конечно же, писать, что наши преподаватели супер.

Про свободу

Свобода — это говорить и принимать во внимание разные точки зрения: ты можешь высказать мнение, изучить его и проанализировать со всех сторон.

В образовании это еще и про то чтобы общаться на равных и не бояться проявить себя. Возможность показать свою мысль, которая записана у тебя дома на листочке, — это про свободу.

Про дальнейшие планы

Я стараюсь сильно не паниковать: пойду на курс по когнитивистике, а если за лето произойдет что-то страшное — придется выбирать другой университет. Родственники уже сейчас предлагают переводиться на другой факультет СПбГУ: я не хочу, это будет другая система. После того, как ты уже ощутил свободу и полет в Смольном, в другом месте было бы не очень комфортно, будто тебя зажимают. Ты думаешь, что подстроишься под новые обстоятельства и будешь жить, как жил.

Автор: Мария Ковальковская
Фотограф: Калина Пупко
Редактор: Алина Хафизова

*Бард-колледж признан нежелательной организацией на территории РФ, поэтому мы вынуждены сообщать вам об этом