image1

Высшее образование онлайн: как устроено дистанционное обучение в российских вузах  

С 2012 года дистанционное образование в России — такая же официальная форма обучения, как и офлайн. Однако все еще сохраняются предубеждения о качестве онлайн-программ высшего образования. Мы поговорили со студентами, которые учатся удаленно, и руководителем направления «Высшее образование» в Нетологии Ольгой Сохневой. Подробнее о том, какие вузы предлагают получить степень бакалавра или магистра дистанционно, сколько стоят такие программы и как выбрать университет — в материале The Vyshka.

Почему абитуриенты выбирают онлайн-программы 

Данил, магистратура НИУ ВШЭ «Машинное обучение и высоконагруженные системы»

Мне интересно исследовать разные области, поэтому я поступал сразу в две магистратуры НИУ ВШЭ. Одна из них онлайновая — «Машинное обучение и высоконагруженные системы», другая очная — «Интернет вещей и киберфизические системы». Я понимал, что совмещать учебу и работу будет сложно, поэтому решил, что одна из программ должна быть дистанционной. Кроме того, последние полтора года в бакалавриате я занимался удаленно. За это время понял, что такое образование может быть нисколько не хуже традиционного, если преподаватели умеют обращаться с инструментами для онлайн-обучения. 

Соня, онлайн-магистратура «Управление проектами в IT и digital» Нетологии и РАНХиГС

Я выбирала магистратуру, которую могла бы совмещать с работой. После защиты диплома бакалавра открыла список лучших вузов страны и начала выписывать интересные мне направления. Я обращала внимание на даты вступительных испытаний, так как у меня был запланирован отдых — не хотела жертвовать им ради поступления в магистратуру. На дне открытых дверей в РАНХиГС я узнала про совместную программу вуза и Нетологии «Управление проектами в IT и digital». Мне понравилось ее содержание, формат обучения также показался удобным. К тому же вступительные проводились онлайн, поэтому я решила, что эта программа мне подходит. 

Марина, онлайн-магистратура «Продуктовый дизайн» Нетологии и Университета ИТМО

По первому образованию я лингвист, некоторое время работала по специальности. Позже поняла, что эта профессия мне не подходит. Когда я работала в зарубежном образовательном агентстве, видела, как люди разных возрастов начинают изучать новые области. Это вдохновило меня на то, чтобы поменять профессию. Очные программы я не рассматривала совсем. Во время пандемии поняла, что мне больше подходит онлайн-формат. Одна из причин, по которой я выбрала именно эту программу — можно было поступить без опыта. На других направлениях, например, экономических, требовались опыт работы в этой сфере и хорошие результаты по профильному экзамену. На «Продуктовом дизайне» такого не было. 

Дима, бакалавриат НИУ ВШЭ «Компьютерные науки и анализ данных» 

В 10—11 классах из-за пандемии я учился онлайн. За это время понял, что у дистанционного формата есть свои преимущества. Можно, например, не тратить время на дорогу. В 2021 году, когда я выбирал, куда поступать, интересных мне онлайн-бакалавриатов было не так много. На дне открытых дверей НИУ ВШЭ студенты с ПМИ (Прикладная математика и информатика — прим. The Vyshka) интересно описывали образовательный процесс. Ребята рассказали, что часть программы «Компьютерные науки и анализ данных» будет похожа на то, что преподается на их направлении. Я знал, что ПМИ на факультете компьютерных наук Вышки считается одной из лучших специальностей в России. Один проходной балл на бюджет чего стоит — 303 из 300. Кроме того, я почитал учебный план и понял, что набор дисциплин меня устраивает. 

Как проходит обучение на онлайн-программах

Учеба на дистанционных программах высшего образования, как и на традиционных, поделена на семестры или модули. Нагрузка на бакалаврских специальностях — до 40 часов в неделю, на магистерских — 20—30 часов. Студенты онлайн-программ также выполняют домашние задания, проходят промежуточную аттестацию, пишут курсовые и дипломные работы, сдают сессию, после которой уходят на каникулы. На некоторых направлениях организуется сопровождение студентов. Например, в Нетологии есть кураторы и менеджеры направлений, которые следят за успеваемостью учащихся. Координаторы составляют «чек-листы» работ, которые нужно сдать, пишут и звонят тем, кто не присылает задания вовремя или выполняет их некачественно. Кроме того, команда сопровождения помогает решать персональные проблемы и сообщает актуальную информацию о расписании экзаменов и зачетов.

Комьюнити-менеджеры Нетологии уделяют внимание и неформальному общению студентов. Например, организуют программу баддинга (от англ. buddy — друг, приятель — прим. The Vyshka). При поступлении первокурсники связываются со студентами старших курсов — бадди. Более опытные коллеги помогают освоиться в новой среде, понять, как устроен учебный процесс и даже найти друзей. Кроме программы наставничества координаторы проводят нетворкинг-сессии, офлайн-встречи, Random Coffee (вид общения, при котором чат-бот случайным образом выбирает собеседников — прим. The Vyshka).

Как правило, с теоретической частью студенты онлайн-программ знакомятся самостоятельно по видеолекциям и презентациям, которые хранятся в личном кабинете. Для закрепления знаний проводятся практические занятия в формате вебинаров, конференций или групповых созвонов. На некоторых направлениях преподаватели организуют виртуальные лабораторные работы. Студенты онлайн-программ также проходят практику и стажировки в партнерских организациях.

Все это отличает дистанционное обучение от заочного. Последнее предполагает, что студенты самостоятельно осваивают материалы, а в конце семестра сдают сессию. В остальное время заочники не взаимодействуют с преподавателями и одногруппниками, не посещают практические занятия. 

Особенности коммуникации в онлайн-образовании

Студенты онлайн-программ высшего образования рассказывают, что общение с преподавателями, кураторами и одногруппниками в основном происходит в Telegram. «Чтобы учеба и личные дела не мешали друг другу, я сделал отдельную „образовательную“ папку» — рассказывает Данил, студент онлайн-магистратуры НИУ ВШЭ. На некоторых направлениях коммуникация происходит в Discord. «Когда появляется новый предмет, для него создается отдельный канал. Там мы общаемся с преподавателем — можем писать в личные сообщения или в общем обсуждении», — рассказывает Марина, студентка совместной магистратуры ИТМО и Нетологии. 

В отличие от офлайн-программ, на онлайн направлениях есть система сопровождения. Координаторы напоминают учащимся о сроках сдачи заданий, датах зачетов и экзаменов. Кураторы следят за успеваемостью, дают возможность получить допуск к сессии тем, у кого возникли сложности. Соня, студентка партнерской программы РАНХиГС и Нетологии, рассказала, как команда сопровождения помогала ей с поступлением. Из-за технических неполадок и проблем со здоровьем девушка дважды просила перенести экзамены. «Сначала я не могла подключиться к конференции, так как была в Крыму, где нельзя зайти в Zoom без VPN. Вовремя скачать сервер не получилось, и меня записали на другое число. В назначенный день за два часа до экзамена у меня сильно заболело ухо. Пришлось снова просить перенести вступительные. Кураторы с пониманием отнеслись к ситуации и разрешили сдать экзамены позже», — поделилась опытом взаимодействия с координаторами студентка. 

Где можно получить высшее образование онлайн   

В России дистанционные программы высшего образования предлагают как государственные, так и частные университеты. Количество студентов на онлайн-специальностях за последние два года увеличилось почти в 10 раз: в 2020 году на них поступили 118 человек, в 2022 году — 1168. Кроме того, быстро развивается направление совместных программ вузов и компаний. Первые три партнерские направления появились в 2020. В прошлом году государственные вузы открыли 40 очных программ высшего образования с дистанционным обучением. Около 50% из них реализуются в партнерстве с Нетологией, Skillfactory или Skillbox. Среди совместных программ вузов и Нетологии абитуриенты чаще всего выбирают направления «Управление цифровым продуктом», «Кибербезопасность», «Управление цифровым маркетингом» и «Управление проектами в IT и digital». В 2022 году на эти специальности поступили 313 студентов — более 70% всех магистрантов первого года обучения.

Чему можно обучаться онлайн

Дистанционно получить степень бакалавра или магистра можно не по всем направлениям подготовки. В 2014 году Правительство РФ утвердило перечень специальностей и профессий среднего профессионального и высшего образования, которые нельзя полностью освоить в онлайн-формате. Министерство образования рассчитывало, что изменение гарантирует студентам качественную подготовку по направлениям, на которых практические занятия невозможно проводить удаленно. В основном это программы в области машиностроения, естествознания, педагогики, медицины, туризма и музыки. Больше всего онлайн-программ вузы предлагают по программированию, аналитике, маркетингу, веб-дизайну. Студенты этих направлений не зависят от инфраструктуры вуза, и их обучение возможно в удаленном формате. Программ такого профиля становится больше, потому что растет спрос на специалистов в области интернет-технологий. Кроме того, появляются онлайн-программы по другим специальностям. Например, у Нетологии и НИУ ВШЭ есть дистанционная магистратура «ЛигалТех (Legal Tech)». На этом направлении студенты учатся автоматизировать юридические бизнес-процессы и ставить технические задания на разработку IT-продуктов. В 2022 году открылась совместная магистратура Skillfactory и МФТИ — «Прикладной анализ данных в медицинской сфере». Студенты создают программное обеспечение, которое автоматически рассчитывает дозировки инсулина для диабетиков. Также магистранты этого направления учатся определять факторы риска и вероятность заболеваний по генетическим данным.

Чего опасаются абитуриенты онлайн-программ

Многие абитуриенты переживают о качестве обучения на онлайн-направлениях. Данил, студент магистратуры НИУ ВШЭ, опасался, что программа окажется слишком простой. Молодой человек предполагал, что большинство людей придут в онлайн-магистратуру «ради корочки». В этом случае, считает Данил, снизилась бы сложность преподаваемого материала. Это связано с тем, что уровень подготовки у таких студентов обычно ниже, чем у тех, кто приходит получать реальные знания. Опасения молодого человека не оправдались. Данил рассказывает, что при поступлении происходила определенная «фильтрация». Абитуриенты сдавали экзамен по математике и проходили собеседование, поэтому те, у кого была слабая подготовка или мотивация, не прошли отбор. 

Соня, студентка совместной магистратуры РАНХиГС и Нетологии, переживала, что к организации учебного процесса администрация и преподаватели «будут относиться спустя рукава». Тревоги девушки исчезли через месяц после начала занятий. «Я поняла, что преподаватели умеют работать с инструментами онлайн-образования, увидела, что к студентам прислушиваются», — рассказывает Соня. Она приводит пример, как формат программы изменили по пожеланиям учащихся: «Когда появилась новость, что Zoom уходит из России, мы начали заниматься в Webinar. После недели работы на этой платформе мы сказали, что она нам не подходит. Менеджеры попросили составить список того, что не устраивает в Webinar и почему ее стоит заменить. Мы сформулировали четкий ответ и через неделю вернулись в Zoom». 

Марина, студентка совместной магистратуры ИТМО и Нетологии, переживала насчет формата сессии, поскольку у ее был неприятный опыт сдачи экзаменов в бакалавриате МГППУ (Московский государственный психолого-педагогический университет — прим. The Vyshka). Тогда сессия длилась две недели, подряд шли зачеты и экзамены. В день могло быть несколько зачетов. Девушка предполагала, что в магистратуре будет что-то похожее, и это ее тревожило. В итоге опасения не оправдались. На программе, где учится Марина, сессия проходит в форме сдачи групповых проектов, что является отличительной особенностью этого направления. Например, предмет «UX-исследования» у студентов вели специалисты из UsabilityLab (компания, которая занимается проектированием, оценкой и улучшением пользовательских интерфейсов — прим. The Vyshka). Преподаватели дали задание исследовать одно из подразделений организации — «Школу UsabilityLab». В конце модуля студенты должны были описать проделанную работу и предложить, как увеличить количество клиентов, улучшив удобство сайта. Марина признается, что такой формат отчетности ей нравится больше, чем традиционная сессия. «Работая над проектами, мы можем сразу применять полученные знания. Но в групповой деятельности есть свои нюансы. Я попадала в ситуации, когда никто в команде не работал, кроме меня», — рассказывает девушка.

Дима, студент бакалавриата НИУ ВШЭ, опасался, что на онлайн-программе будет недостаточно социализации. Через пару недель после начала учебы он убедился в обратном. Молодой человек рассказывает, что он много общается с одногруппниками в Discord, вместе они играют в World of Tanks. Иногда ребята встречаются лично. В сентябре, например, они ездили друг к другу в гости в Турцию и Казахстан, а летом снимали коттедж в Подмосковье. Кроме того, Дима переживал, что будет сложно самостоятельно контролировать обучение. «На онлайн-программе осознаешь, что должен сам себя мониторить, заставлять что-то делать. Но на самом деле это хорошо, потому что развивает самодисциплину», — признается молодой человек.  

Как выбрать онлайн-программу

О том, на что стоит обращать внимание при выборе вуза и программы онлайн-обучения мы поговорили с Ольгой Сохневой, руководителем направления «Высшее образование» в Нетологии.

Ольга Сохнева

В первую очередь стоит смотреть на учебный план и набор дисциплин, которые преподаются на программе. Важно понимать, какие компетенции можно получить после освоения тех или иных курсов. Затем нужно примерить на себя этот скиллсет (набор знаний и умений — прим. The Vyshka): это именно то, чему я хочу научиться за два года магистратуры или четыре года бакалавриата, или чего-то не хватает?

После этого необходимо узнать состав преподавателей на программе. Полезно понимать, кто те люди, которые будут вести занятия, чего они достигли в своей сфере, какие знания могут дать студентам. 

Дальше для кого-то может быть важно, чтобы ценности, которые транслирует вуз, были ему близки. Для этого имеет смысл посмотреть, что пишут представители программ, послушать академических руководителей, почитать статьи, которые публикуют вузы, EdTech-компании про свой подход к работе. А вот изучая отзывы студентов, помните, что в них скорее всего выносится не все. 

Ходить на дни открытых дверей — тоже классная тема. Полезно приезжать в вуз и лично общаться с теми, кто будет преподавать студентам. Также на некоторых программах есть демо-курсы. На них абитуриент получает доступ к образовательной платформе, где может изучить базовые материалы по специальности. Это хороший способ почувствовать себя студентом и понять, насколько подходит дистанционный формат.

Выбирая направление подготовки, необходимо понимать, что очные онлайн-программы предполагают интенсивную нагрузку — 15—20 часов в неделю. Это действительно много. Поэтому на старте нужно объективно оценить свои силы: сможешь ли ты тратить столько времени на занятия, чтобы качественно освоить профессию или лучше выбрать заочную программу с меньшей нагрузкой? 

Сколько стоит высшее онлайн

Для многих студентов важным критерий выбора вуза — стоимость обучения. На скидку от государства могут претендовать лишь определенные группы населения — сироты, дети из многодетных семей, военнослужащие, инвалиды I и II групп.

Однако некоторые университеты предлагают собственные льготы. Например, НИУ ВШЭ на бакалаврской онлайн-программе «Компьютерные науки и анализ данных» предоставляет первым четырем студентам в рейтинге скидки в размере 30—100%. Кроме того, вузы позволяют оплачивать учебу по индивидуальному графику. Такую возможность предлагает МИСиС. 

Ниже мы собрали информацию о стоимости онлайн-направлений в восьми лучших вузах России по версии Forbes. В таблице приведены университеты, в которых организованы больше двух дистанционных программ высшего образования.

ВузУровень образованияСтоимость за год обученияПримеры дистанционных программ
НИУ ВШЭБакалавриат от 470 тыс. руб— Дизайн;
— Экономический анализ.
Магистратураот 330 тыс. рубВуз предлагает онлайн-магистратуры по различным направлениям — от информационной безопасности до дизайна. Полный список представлен на сайте университета. 

Примеры программ: 
— Коммуникационный и цифровой дизайн;
— Экономический анализ;
— Кибербезопасность (совместно с Нетологией).
МФТИМагистратураот 324 тыс. руб

Примеры программ: 
— Прикладная математика и информатика;
— Современная комбинаторика;
— Финансовые технологии и аналитика (совместно с Нетологией).

Полный список онлайн-программ представлен на сайте университета.
ИТМОМагистратураот 349 тыс. рубПримеры программ: 
— Математические технологии системного анализа;
— Цифровые продукты: создание и управление (совместно с Нетологией); 
— Искусственный интеллект (совместно с  Napoleon IT).
 
Полный список онлайн-программ представлен на сайте университета.
УрФуМагистратураот 118 тыс. руб— Умный регион: устойчивое развитие в цифровой экономике;
— Управление обучением, конкурентоспособностью, трудоустройством и профессиональной карьерой персонала;
— Инженерия машинного обучения (совместно со Skillfactory).
Финансовый университетБакалавриат от 350 тыс. руб— Финансы и анализ данных (совместно с Нетологией)
Магистратура— Продуктовый маркетинг и аналитика (совместно с Нетологией)
МИСИСМагистратураот 295,8 тыс. руб— Инженерия данных;
— Графический дизайн и прикладная графика; 
— Науки о данных (совместно со СберОбразованием).
РАНХиГСБакалавриат от 300 тыс. рубПримеры программ:
— Современный дизайн (совместно с Skillbox);
— Прикладная информатика в цифровой экономике (совместно с фирмой 1С).

Полный список онлайн-программ представлен на сайте университета.
Магистратураот 320 тыс. рубПримеры программ:
— Анализ данных и искусственный интеллект; 
Управление проектами в IT и digital (совместно с Нетологией); 
— Гейм-дизайн (совместно со Skillbox);
НИ ТГУМагистратураот 250 тыс. руб— ELT (English Language Teching) Leadership;
— Управление контентом и медиапроектами (совместно со Сберобразованием).

Полный список онлайн-программ представлен на сайте университета. 

Опыт студентов: преимущества и недостатки онлайн-образования 

Для многих студентов минус онлайн-программ — недостаток живого общения. Данил, студент магистратуры НИУ ВШЭ, отмечает, что при дистанционном обучении страдает «коннект» между студентами: «это грустно, потому что в университете мы получаем не только знания, но и связи, которые бывают очень полезны». В то же время молодой человек признает, то, что студенты работают в разных городах и странах, может быть ценно. «Находясь в Москве, я узнаю об опыте машинного обучения от одногруппников, которые работают за границей. Это то, что я, возможно, не получил бы, если бы программа была офлайн», — размышляет Данил.

Как сами учащиеся, так и менеджеры образовательных программ стараются компенсировать недостаток живого общения. Дима, студент онлайн-бакалавриата НИУ ВШЭ, рассказывает, что ребята из группы сделали пропуски, чтобы приходить в Вышку, встречаться с менеджером и преподавателями. На совместной программе РАНХиГС и Нетологии «Управление проектами в IT и digital» раз в квартал проводятся очные встречи. «Нам предлагают приехать в вуз на офлайн-пары, встретиться с преподавателем, кураторами и одногруппниками», — рассказывает Соня, студентка этого направления.

Главным плюсом онлайн-программ молодые люди считают возможность учиться из любого удобного места. Для Марины, студентки совместной программы ИТМО и Нетологии, это особенно важно, поскольку девушка работает в офисе. «Дополнительно тратить время на дорогу до университета и обратно — лишний стресс», — признается Марина.

Преимуществом удаленных программ учащиеся также считают возможность слушать лекции и семинары в удобное время — все материалы хранятся в личном кабинете. По мнению Данила, благодаря онлайн-формату преподаватели отвечают быстрее. «Возможно, они понимают, что это наш единственный канал связи, так как нет возможности подойти и задать вопрос лично», — рассказывает студент.

На совместных программах государственных вузов и Нетологии сессия проходит в формате защиты индивидуальных или групповых проектов. «Это удобнее, чем просто зубрить теорию и сдавать ее по билетам — такой опыт у меня тоже был», — рассказывает Марина.  

На онлайн-программах все учебные материалы доступны студентам в электронном виде. Для Сониэто плюс. «Я немного „старовер“, поэтому выписываю самые важные моменты в тетрадь. Но ее не приходится таскать в метро, это удобно», — признается девушка. 

Что ждет онлайн-образование в будущем  

Ольга Сохнева рассказала о трендах онлайн-образования и перспективах развития отрасли.

«Если говорить в целом о том, как онлайн и офлайн дальше будут взаимодействовать, то, думаю, что сначала вырастет количество программ, обучающих цифровым профессиям. Потом онлайн будет проникать в другие сферы — психологию, педагогику, медицину. Программы, которые кажутся непереводимыми в дистанционный формат, могут реализовываться в гибридной форме. Например, на медицинских программах потоковые лекции можно перевести в онлайн, записывать их заранее. Это позволит преподавателям больше времени уделять практическим занятиям со студентами. В этом смысле, мне кажется, что возможности онлайна шире, чем про них традиционно думают. Но эти изменения еще будут зреть какое-то время.

Мы уже прошли бум онлайн-магистратур, дальше, я считаю, будут развиваться онлайн-бакалавриаты. Если людям понятно, зачем и как можно учиться в онлайн-магистратуре, то работу с рынком бакалавров мы только начинаем. Все вместе — студенты, вузы и EdTech-компании — привыкаем к тому, что так получать образование тоже можно. И есть люди, которым оно подходит больше, чем офлайн-образование.

Я думаю, что будет увеличиваться запрос студентов на то, чтобы знания, которые они приобретают, имели практическую ценность. Абитуриенты будут выбирать программы, которые дают возможность учиться каким-то профессиям, а не просто получать „фундамент“. Сочетание базовых знаний и ориентированности программ на развитие у студентов реально применимых в работе навыков и компетенций в целом будет усиливаться. Практики будут приходить в образовательные программы через различные формы партнерства: преподавание, хакатоны и кейс-чемпионаты». 

Автор: Анастасия Рудько
Редактор: Алина Хафизова 
Фотографии: Данил, Соня, Марина, Дима, Ольга Сохнева
Иллюстратор: Мария Цховребова