2

Этот заголовок не придумала нейросеть

В январе студент РГГУ защитил диплом, который написал с помощью ChatGPT, а в конце марта Совет по правам человека призвал ввести ограничения в области искусственного интеллекта. Мы поговорили со студентами и преподавателями, чтобы узнать, как в российских университетах нейросети используют сейчас и какое будущее у этой технологии в системе образования.

Термины

Искусственный интеллект (ИИ) — свойство компьютерных систем выполнять задачи, которые обычно требуют человеческого мышления.

Машинное обучение — подход к разработке алгоритмов, который позволяет компьютеру учиться на основе анализа массивов данных и закономерностей в них, не полагаясь на программирование

Нейронная сеть или нейросеть — метод машинного обучения, который моделирует действия, совершаемые человеческим мозгом

Как развивалась технология нейросети

Концепция нейронной сети появилась в 40-х годах, когда ученые пытались создать машину, которая имитирует работу человеческого мозга. В 1958 году Фрэнк Розенблатт предложил математическую модель восприятия информации мозгом — персептрон. Эта технология лежит в основе сверточной нейронной сети Alexnet, которая в 2012 году победила в конкурсе по распознаванию изображений. 

В 2015 году Google DeepMind создал AlphaGo — программу на основе нескольких нейросетей. Ее обучили играть в го — логическую настольную игру, похожую на шахматы. Го считается самой сложной игрой в мире.

В 2016 году AlphaGo выиграла матч у Ли Седоля, одного из сильнейших на тот момент спортсменов. Эту победу сравнивали с шахматным матчем между компьютером Deep Blue и Гарри Каспаровым в 1997 году.

В 2017 году вышла статья Attention Is All You Need, которая описывает новую архитектуру нейросетей — трансформер. Она использует механизм внимания — запоминает самые важные слова, чтобы эффективнее обрабатывать текстовые последовательности. На этой архитектуре появились модели GPT от OpenAI, которые используются для генерации текста, и BERT от Google — для обработки текстов. 

В 2020 году появилась GPT-3. Разработчики писали, что нейросеть способна выполнить «практически любое задание на английском языке», а год спустя OpenAI выпустил DALL-E, которая способна генерировать изображения.

В 2022 году появились Midjourney и Stable Diffusion — нейросети, которые создают картинки.

В ноябре на основе GPT-3.5 запустился чат-бот ChatGPT, обученный давать ответы на вопросы.

С 2020 года больше людей могут посмотреть, на что способны нейросети. Так, биолог Александр Панчин спрашивал GPT-3, как он может помочь найти лекарство от старения, а исследовательница ИИ Джанель Шейн учила нейросеть флиртовать. Другие пользователи рассказывали, как они просили искусственный интеллект изобразить конец света, играли с нейросетью в города и пытались диагностировать у нее шизофрению. После того, как ChatGPT сдал экзамены в двух американских вузах, преподаватели стали обсуждать, как можно регулировать нейросети. Дискуссия о новой технологии идет и в российских вузах.

«Копируешь и вставляешь»

«Писать рефераты — это не мое», — заявляет Ира, студентка 3 курса МГТУ им. Н. Э. Баумана факультета информатики и систем управления. Чтобы упростить себе задачу, Ира воспользовалась ChatGPT. Она формировала запросы для нейросети и из ответов собирала реферат. Создать первый запрос чат-боту ее вдохновила история Александра Жадана, который написал диплом с помощью нейросети.

Нейросети способны выдавать ответы по-разному, в зависимости от запроса, или промта (от англ. prompt — подсказка). Например, Midjourney может обработать готовое изображение или создать его по описанию — для этого нужно указать, что ты хочешь получить. ChatGPT может выдать ответ на прямой вопрос. Например, ниже нейросеть рассказала о том, какое влияние на теорию систем оказал австрийский биолог Берталанфи.

Один из запросов, который Ира составила для ChatGPT, чтобы написать реферат

Кроме того, чат-бот можно попросить сформулировать ответ, который соответствует определенному уровню знаний. «Ты ему задаешь программу [поведения], что он супер гений, [хорошо] знает историю, он пишет тебе огромный текст, который потом копируешь и вставляешь», — так Ира подготовила основную часть реферата. Введение студентка попросила у ChatGPT напрямую, указав необходимое количество слов. «У тебя есть тема [управление системами], напиши мне вступление к этой теме», — пересказывает Ира свой запрос. Список литературы она попросила таким же образом. «Прекрасная нейросеть», — улыбается Ира.

Случай Жадана повлиял и на Кристину, которая учится на 1 курсе магистратуры МГТУ им. Н. Э. Баумана по направлению «Техносферная безопасность». С помощью ChatGPT она написала реферат о методах очистки воды. Кристина отметила, что процесс регистрации в чат-боте был «сопряжен с особыми сложностями в контексте нашего времени».

Справка: Компания OpenAI не дает доступ к своим продуктам в некоторых странах, в частности, в России. Использовать нейросети можно через VPN, также нужен физический или виртуальный номер телефона, зарегистрированный в стране, которая не попадает под ограничения. Кроме этого, можно пользоваться нейросетью через Telegram-боты, но скорее всего часть функционала будет недоступна.

Свою работу с чат-ботом Кристина пересказывает так: «Я знаю, что он [ChatGPT] лучше работает на английском языке, поэтому я сформулировала запрос [по-английски], и он написал мне довольно подробную, хорошую статью». Однако источники информации чат-бот не спешил выдавать. «Он их придумал… имена авторов, названия статей, журналов, где это опубликовано, даже DOI (цифровой идентификатор объекта, присвоенный научной статье — прим. The Vyshka). Я пробиваю — этого всего нет», — рассказывает студентка. Но после другой формулировки запроса он прислал ссылки на статьи на ScienceDirect (сайт, предоставляющий доступ к научным публикациям — прим. The Vyshka). Работу ChatGPT Кристина оценивает хорошо: «Было очень удобно использовать нейросеть, потому что она нашла действительно новые вещи, про которые я не знала, и это очень упростило мне жизнь».

Кристина также использует нейросеть в неучебных задачах. Для работы ей нужен был программный код, который собирает в столбец необходимые данные из текста. «Я не могла сама написать программу, но знала, что именно она должна сделать, — объясняет Кристина. — Я ввела запрос в ChatGPT, он написал мне необходимый код — и все»

Оценил способности нейросети программировать и Максим, студент Донского государственного технического университета по направлению «Информационная безопасность». На лабораторной работе по созданию экспертной системы он с одногруппниками использовал ChatGPT, чтобы получить код на языке Clips (программная среда для разработки экспертных систем — прим. The Vyshka). «Мы написали ей [нейросети] запрос, буквально на паре, через Telegram-бот. Программа на удивление сработала очень даже хорошо, — рассказывает Максим. — Она выдала полностью рабочий код, который пусть и отличался местами от того, что нам было нужно конкретно по требованиям лабораторной, но общая логика, общий синтаксис программы был полностью рабочий».

Используя ChatGPT, студент также написал, как он сам ее называет, «аналог курсовой работы». Тема работы была связана с администрированием локальной сети в Windows Server. Самостоятельно он сделал практическую часть курсовой, но она не соответствовала требованиям по количеству слов. Тогда он использовал нейросеть, чтобы расширить параграфы и «набить» таким образом необходимый объем.

Наташа учится в Российской таможенной академии. Весной ей задали в вузе написать эссе по предмету «Квалификация преступлений в таможенном деле». «Обычно эссе у нас ищут в интернете и переписывают, — рассказывает Наташа. — Я решила максимально облегчить себе задачу». Студентка выполнила эту работу с помощью Notion AI (искусственный интеллект в цифровом рабочем пространстве Notion — прим. The Vyshka). «В поисковом запросе я ввела „Эссе по такой-то теме по таким-то статьям УК РФ“ — и программа выдала текст. И все, вот так эссе и написала», — говорит она.

«Их невозможно запретить»

Студентки отмечают, что их работы не проходили проверку на антиплагиат. Наташа уверяет, что «[ее] преподавателю плевать, откуда ты это все взял». Курсовую Максима комиссия должна была проверять на уникальность, но, по словам студента, это только «на бумаге» — фактически этим занимался он сам. Оригинальность работы составила 96%.

Никто из студентов не думал, что преподаватели попытаются выяснить, писал ли кто-то работы с нейросетью. Ира считает, что «как минимум года три они до этого не дойдут». Кристина рассуждает глобальнее: «Я думаю, что у нас настолько перегружены университеты, что у них [профессоров] просто не будет времени на это. Им еще за студентами бегать?». Наташа не верит, что преподаватели способны определить, написано ли домашнее задание с нейросетью: «Уверена, что никто особенно не знает, что такое нейросети, что ими действительно можно воспользоваться в учебе». Максим думает так же: «Далеко не каждый преподаватель — особенно люди в возрасте — вообще способен освоить такую вещь как проектор, не говоря о том, чтобы сидеть и одной нейросетью контрить (выявлять — прим. The Vyshka) другую нейросеть».

В вопросе о том, будут ли запрещать использование нейросетей, мнения у студентов разделились.

Максим заявляет: «Их [нейросети] невозможно запретить. Как они [чиновники] их запретят? Зачем пытаться что-то делать, если это бессмысленно?». Кристина считает: «запретить нейросети на государственном уровне можно. У нас много что запрещено». Но это обсуждение ей кажется абсурдным: «[Домашнее задание] можно запретить, чтобы не было, что списывать».

Наташа думает, что нейросети «проще запретить» для учащихся на какое-то время, чтобы руководство университетов приняло меры и начало регулировать эту технологию. Студентка считает, что без должного контроля широкое использование нейросетей будет вредить качеству образования. Она ожидает, что в вузах введут больше устных форм контроля, чтобы уменьшить «использование нечестных методов» при выполнении заданий.

Кристина считает, что нейросеть можно использовать для составления экзаменов и тестов, и тогда контрольные работы будут «гораздо более разнообразные». Ира хочет, чтобы в учебных планах появились семинары, на которых будут рассказывать, как оптимально использовать нейросети, как их обучать и правильно составлять промты. Максим думает так же и, кроме семинаров по использованию нейросетей, ожидает, что в университетах введут обзорный курс, на котором будут «на более понятном языком рассказывать студентам о том, что это вообще такое», и специальный электив, где можно будет создать свою нейросеть.

«Человечество будет уже не нужно»

Кристина планирует использовать ChatGPT при любой удобной возможности в учебе и вне ее. Она репетитор по английскому языку, и нейросеть помогает ей при подготовке к занятиям. Ира продолжит писать учебные работы с чат-ботом: «Есть диплом, есть НИРы (научно-исследовательские работы — прим. The Vyshka). Для всего чат-бот можно использовать». Она также отмечает, что нейросеть помогает ей разобраться со сложными текстами. ChatGPT может переформулировать непонятный отрывок статьи в более простой форме. Наташа также будет делать учебные задания с помощью нейросети: «Главная цель выполнения докладов и эссе — это сдать их и получить баллы». Студентка говорит, что такой подход «сильно облегчает жизнь, экономит время на достаточно бесполезных вещах».

Герои по-разному видят, как можно преобразовать образовательный процесс в связи с развитием нейросетей.

Наташа считает, что если преподаватели будут использовать искусственный интеллект, то это повысит качество образования. «Если создать техническое задание для нейросети, то составлять индивидуальные планы для учеников станет проще, — говорит студентка. — Программы будут переписываться и обновляться автоматически». Она также ожидает, что появится более адаптивное образование, которое уравняет качество обучения в «топовых вузах и вузах поменьше». Она считает, что искусственный интеллект будет «адаптировать информацию под современную жизнь, под запросы учеников»

Максим думает, что появятся новые дисциплины и направления обучения: «С развитием самих нейросетей понадобятся специалисты, которые умеют создавать их и обслуживать». Кроме этого, он ожидает, что по каким-то профилям подготовки обучать перестанут: «Специальности со временем пропадают, какие-то профессии становятся менее востребованными. Нейросети в каких-то моментах ускорят этот процесс».

Максим также хочет, «чтобы студентов не заставляли „лить воду“ сверх меры». Студент считает, что в системе образования много внимания уделяется «условному количеству „воды“» в работе. Максим надеется, что развитие нейросетей поможет привлечь внимание к этой проблеме.

Кристина не может представить, какие глобальные изменения в обучении можно ожидать. «Никакой надежды не питаю — нейросети ничего не исправят». При этом она думает, что можно интегрировать искусственный интеллект в инженерное дело. «Будет интересно, если нейросети научатся чертить чертежи. Я думаю, что тогда человечество будет просто уже не нужно. Зачем?» — считает студентка.

«Курс по ChatGРT нам не нужен»

Евстафьев Олег Александрович, преподаватель ИТМО, ведет курс «Прикладной искусственный интеллект»

The Vyshka: Как вы относитесь к новостям о том, что нейросеть прошла собеседование в Google и сдала экзамены в школе бизнеса? Какое будущее у нейросетей в образовании вы видите?

Олег Евстафьев: Потрясающе, что сейчас мы можем использовать нейронные сети, в том числе в академических целях, потому что это отличное достижение человечества. У многих может появиться интерес к изучению этой технологии и специальности «Управление в технических системах».

Я думаю, что однозначно нужна именно интеграция технологий, связанных с машинным обучением и нейронными сетями. Они хороший инструмент, которым мы в дальнейшем начнем лучше пользоваться, и это принесет еще больше пользы тем, кто занимается исследованиями.

The Vyshka: Насколько возможны какие-то большие изменения в сфере образования, кроме запрета использования нейросетей, в ближайшие несколько лет?

ОЕ: Понятно, что все изменения происходят не быстро и образовательная система также работает достаточно медленно. Запреты использовать тот или иной инструмент, я считаю, не работают, а иногда даже, наоборот, подогревают интерес у людей. Тот же самый Instagram, который заблокирован, но люди продолжают им пользоваться, потому что никто не отменял VPN. Изменения будут происходить, но постепенно. Реформа — это всегда сложный процесс.

The Vyshka: Как вы думаете, будут ли студенты вовлечены в процесс интеграции нейросетей? 

ОЕ: Смотря где. Если в ИТМО, то однозначно, у нас демократия в хорошем смысле этого слова. Мы проводим много различных конгрессов, где студентам и школьникам предоставляется возможность выступить с той или иной темой. Например, секция искусственного интеллекта очень востребована среди студентов. На ней мы собираем различные мнения о том, как они относятся к ИИ и что им интересно в этой сфере.

The Vyshka: Есть вузы, в которых преподаватели испытывают проблемы с тем, чтобы включить презентацию, поработать с электронной доской. Как им рассказать и показать, что есть нейросети и нужно их как-то внедрять в процесс обучения?

ОЕ: Я не думаю, что вопрос преподавателей, которые плохо разбираются в современных технологиях — это проблема. Я бы не сказал, что им надо рассказывать про [технологии], потому что они хороши в своей области. Есть различные дисциплины, например, «Введение в специальность». На них конкретные преподаватели, которые понимают, как устроены нейросети, могли бы знакомить студентов с новой технологией.

The Vyshka: То есть внедрять нейросети получится только при наличии молодого преподавательского состава?

ОЕ: Не совсем. Это ведь не широкая революция, где мы должны поменять весь преподавательский состав на молодой. Это может быть один преподаватель на весь факультет или даже вуз. Найти такого человека — это не такая большая проблема.

The Vyshka: Как вы думаете, какие изменения могут последовать в дистанционном образовании?

ОЕ: Плюсов может появиться очень много. На своем примере расскажу, как технология на основе искусственного интеллекта облегчает процесс преподавания.

Когда я провожу занятия в университете, есть группа людей, которая вынуждена слушать занятия удаленно. Для них мне нужно организовать доступ к тому, что я показываю и рассказываю. Чтобы решить эту задачу, я пользуюсь прекрасной штукой в телефоне — распознавание текста по фотографии. Я создаю ссылку в зум на рабочем компьютере, дальше фотографирую на телефон, копирую ее с изображения и переношу в чат студентам. Вроде бы незначительный момент, но он позволяет оптимизировать мой процесс преподавания. Каждый элемент, какой вы бы ни назвали, сейчас можно улучшить именно с помощью современных технологий, в том числе нейронных сетей.

The Vyshka: Некоторые студенты используют нейросети, чтобы выполнять домашние задания. Что может сделать преподаватель, чтобы исключить эту возможность и проверить, как студент владеет материалом?

ОЕ: Сейчас все боятся ChatGРT, а, например, Wolfram|Alpha (вычислительная система ответов на вопросы, создана в 2009 году — прим. The Vyshka), появилась достаточно давно, и мы достаточно быстро адаптировались — и преподаватели, и студенты. Преподаватели как знали, что задание было решено с помощью стороннего сервиса, так и знают. С Wolfram|Alpha мы живем очень давно, с ChatGРT начинаем жить сейчас, но и эту вещь научатся выявлять в работе.

Что касается вопроса, как преподавателю проверить знания студента — это обсуждения с ним. Студент не получит удовлетворительную оценку, если не сможет разобраться в том, что он написал не сам. Нужен гибкий подход, чтобы у студента появлялся интерес к тому, что он делает. Он может использовать какие-то дополнительные механизмы, но осознанно.

Справка: Wolfram|Alpha был создан в 2009 году, чтобы решать вычислительные задачи в точных и естественных науках и давать различную справочную информацию. При этом из текстовых запросов система может не понять, что именно хотел узнать пользователь. ChatGPT лучше понимает запрос, способен решить несложные математические задачи и создать текст на заданную тему. Можно подключить чат-бот к Wolfram|Alpha, тогда объединенная система будет хорошо справляться с нетривиальными вычислениями и выдавать более полные ответы.

The Vyshka: Какие новые дисциплины и специальности, связанные с нейросетями, могут появиться? 

ОЕ: Мне кажется, что курс по ChatGРT нам не нужен. Я бы предложил создать курс по введению в машинное обучение, в котором затрагиваются все эти технологии, в зависимости от уровня знаний и интересов студентов.

Одна из возможных новых специальностей — промт-инженер, который будет работать с запросами для нейронных сетей. Я думаю, в программу подготовки таких специалистов должны входить курсы по математике, статистике, истории развития технологии и ее процессу. Уже после этого стоит вводить дисциплины, связанные с конкретным направлением: если это промт-инженер в области дизайна, то тогда надо больше углубляться в соответствующую область; если это производственник — это другой момент. Эта гибкость и позволит расширить спектр специальностей, по которым университет сейчас ведет подготовку.

Сама нейронная сеть достаточно условно обобщает данные. Возможны появления каких-то неточностей. Нейросеть может накидать эскиз того, что просит заказчик, но итоговое решение все равно будет принимать человек.

The Vyshka: Можно ли какие-то дисциплины убрать из программы или закрыть какие-то специальности?

ОЕ: Спорный вопрос. На мой взгляд специальности никуда не денутся. Возможно улучшить и развить какую-то из них на базе современных технологий. Я думаю, вытеснять что-то, что уже давно работает — не надо. Без базовых дисциплин — никуда.

Та же самая инженерная графика. Раньше чертежи были на бумаге, потом появились такие системы как Autocad (система автоматизированного проектирования и черчения — прим. The Vyshka). Постепенно эта технология интегрировалась в образовательный процесс. Когда она появилась, некоторые думали, что нам не нужна будет никакая бумажка, а в итоге просто оптимизировали дисциплины. При этом, как мы видим, все плохими архитекторами не стали.

The Vyshka: Что будет, если нейросеть сама станет составлять чертежи? 

ОЕ: Почему бы и нет? Нужно проанализировать результаты ее деятельности. Сама нейронная сеть достаточно условно обобщает данные. Возможны появления артефактов, каких-то неточностей. Могут быть так называемые «галлюцинации» в ответах. Чтобы проверить, нужен специалист, который будет пользоваться нейросетью, чтобы накидать макет, эскиз того, что просит заказчик, но итоговое решение все равно будет принимать человек. Ничего плохого я в этом не вижу.

Facebook и Instagram принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ, поэтому мы вынуждены сообщать вам об этом.

Автор: Никита Золотарев
Редактор: Алина Хафизова 
Иллюстрации: DALL-E, DeepPaint, Stable Diffusion
Обработка: Полина Ефремова