Невидимая вышка: буллинг в школе

Буллинг в школе — распространенное явление. Героиня нашего материала поделилась опытом относительно агрессивно настроенного коллектива и дала несколько советов тем, кто хочет предотвратить массовую травлю

С чего все началось

Конфликт с коллективом начался в младших классах, где травля была настолько частым явлением, что напоминала работу конвейера: одна жертва сменяла другую. Очередь в определенный момент дошла и до меня. Пятый класс формировался из учеников, которые пришли из разных школ, поэтому отношения выстраивались достаточно сложно.
Причины травли выделить всегда трудно. Так можно прийти и к виктим-блеймингу (victim-blaming — обвинение жертвы в чрезвычайном происшествии — прим. The Вышка). Это просто случается.

Наверное, причиной повышенного внимания со стороны одноклассников стали мои проблемы с общением. Я бурно реагировала на обзывательства и пыталась дать обидчикам понять, что мне не нравится подобное отношение: набрасывалась с кулаками или закатывала истерики. Так нельзя делать. Теперь я понимаю, что иногда с помощью грубых слов дети просто дурачатся, а не умышленно ущемляют чье-то достоинство.
Я сильно болела, поэтому постоянно ходила по школе в старых, неопрятных, но теплых свитерах. Многие смеялись над этим и выкрикивали обидные слова. Мои комплексы по поводу внешности, конечно, усугубились, когда все начали надо мной издеваться.
У нас с одноклассниками также были разные интересы и разное мировоззрение. Возможно, это и легло в основу конфликта.
Да, вероятно, моих ровесников задевало то, что я от них во многом отличалась, а потому они всегда были чересчур внимательны к тому, что я говорила и делала.

Одноклассники

Давление со стороны окружающих заставляло меня сомневаться в себе: «Если такие замечательные одноклассники позволяют себе меня обижать, то, может, я этого достойна?»
Когда мне удалось пообщаться с одним из мальчиков, который постоянно донимал меня, то выяснилось, что он сам был долгое время жертвой буллинга и решил перенять поведение своих агрессоров, чтобы оказаться «с другой стороны баррикад».
Агрессор обычно выстраивал отношения с преподавателями так, чтобы он выглядел хорошо, и им было бы легче признать вину жертвы в случившемся.
Все в нашей школе боялись травли и пытались не стать жертвой. Когда начали травить блондинок, например, моя одноклассница перекрасилась в другой цвет.
У людей, которые старались мне помочь, обычно просто отбивали желание общаться со мной.
Из школы я не могла уйти, потому что это — единственная нормальная школа в районе. Естественно, травля продолжалась вплоть до окончания 11 класса.

Не существует методов, чтобы агрессоры отстали. Они будут травить до конца 

Классный руководитель

Нам не повезло с классным руководителем. У женщины были проблемы в семье, поэтому все негативные эмоции она выплескивала на учеников. Она поощряла буллинг, обзывала и била детей. Все это воспринимали как нечто нормальное.

Наша классная руководительница иногда публично обращалась к ребятам и спрашивала: “А зачем вы обижаете Катю?”. Однако один раз я случайно подслушала, как она просила весь класс не дружить со мной. Сложно ее понять.

От родителей и педагогов в ответ на жалобы о том, что меня обижают, я слышала только: «Сама виновата»

Другие учителя

Учителя перестали меня воспринимать всерьез, когда заметили мою эмоциональную реакцию на шалости одноклассников. Тогда я стала объектом для всеобщей травли.
Преподаватели продолжали давить на меня. Они говорили, что интересы школы должны быть превыше собственных, и публично отчитывали, если я пропускала какой-нибудь проект или олимпиаду.
Учителя привыкли к тому, что дети жестокие. Поэтому они часто терпят или даже поощряют травлю, сами того не замечая.

Травля в старшей школе

Каркас буллинга в старшей школе остается прежним. Меняются методы. Вещи в туалет уже не выбрасывают, но переходят с публичного унижения на эмоциональное давление.
Часто подкалывали, если замечали, что у меня плохое настроение. Мои одноклассники научились искусному коллективному унижению. Им нужно было тихо вывести человека из себя, чтобы жертва устроила истерику и выставила себя дураком.

Незаметные пакости встречались повсюду: то в ботинки плюнут, то сопли размажут по куртке.
В начале травли я часто жаловалась учителям, но стала избегать этого со временем. Приходилось игнорировать происходящее или быть незаметной как диван. Если ты ведешь себя не вызывающе, то уменьшается вероятность того, что тебя будут травить.
Нельзя, например, просить в спектакле главную роль — ты только лишний раз обратишь на себя внимание. Нужно было подстраиваться под общие правила и терпеть несправедливость.

За пределами школы

Так получилось, что на спортивной секции меня тоже какое-то время задирали. Я расплакалась и пришла к тренерам за помощью. Они, на удивление, не стали оправдывать забияк или говорить, что я сама провоцирую подобное поведение. Напротив, мой тренер произнес очень важную вещь: «Все люди разные. Кому-то помойное ведро можно на голову вылить — и ничего с ним не будет. А кого-то дураком назовешь, и он повесится. Нужно прислушиваться к другим и пытаться их понять». Меня поразило такое человечное отношение к ученикам.

Совет учителям

Нельзя игнорировать случаи враждебных отношений в классе. Преподаватель может исправить ситуацию и помочь ребенку почувствовать себя человеком. В противном случае этот ребеночек может закончить на кладбище.

Политика вовлеченности учителя в жизнь учеников может предотвратить травлю

Поддержка

В свободное время я рисовала, занималась спортом, слушала музыку и смотрела мультфильмы. Все это поднимало мне настроение и помогало ненадолго забыть о проблемах.
Мне еще в начальной школе внушили, что я человек недостойный помощи, поэтому я часто ни к кому не обращалась. Меня поддерживали интернет-друзья, бабушка и некоторые учителя. Они могли отпустить меня с уроков, чтобы я отдохнула и пришла в себя.

Жизненный урок

Травля дала мне важный жизненный урок. Благодаря ей я поняла, что даже в критической ситуации не откажусь от себя и своей личности. Буллинг — это тяжелая школа, которая остается с тобой всю жизнь. Это как тайский бокс, когда на тебя набрасываются сразу шесть человек, и тебе просто необходимо выдержать их атаку. Теперь я гораздо быстрее замечаю нездоровые отношения в коллективе.
Важно переварить подобный опыт, смириться с болью и получить ценный багаж.

Также это помогло мне развить эмпатию. Я могу дать реальный совет в подобной ситуации, а не клишированное «носите модную одежду и улыбайтесь». Мне стала интересна профессия педагога. С таким жизненным опытом я буду видеть конфликты учеников изнутри, а не слепо верить, что все дети хорошие.

Институт

В институте все совершенно иначе. Тут, конечно, тоже разношерстный коллектив, но когда начались реальные нагрузки, то все засели за конспекты и сфокусировались на учебе. Университет просто не создает среду для травли: любого агрессора уже давно отчислили бы за несоблюдение дисциплинарных правил. В высших учебных заведениях за этим активнее следят, чем в школе. Здесь люди гораздо взрослее.

Что теперь

У меня до сих пор большие проблемы с самооценкой. Когда я подхожу к человеку, то не понимаю, общается ли он со мной только из жалости, потому что он просто вежливый. Мне тяжело налаживать контакты с людьми: не нахожу в себе силы написать или позвонить первой. Боюсь опять быть отвергнутой обществом.

Совет

Не вините себя в неадекватном поведении других. Если вас обижают в школе, найдите хорошего учителя и спросите, что делать. Не надо жаловаться на конкретных личностей — сделаете только хуже. Попросите совета или помощи. Обратите внимание: может, вас травят, потому что у вас такие же жертвенные отношения с родителями. Абьюзивные отношения в семье обычно переносятся и на другие коллективы. Читайте статьи о психологии, социуме. Это поможет понять ситуацию, внутренне успокоиться и взглянуть на конфликт под другим углом.

Автор: Анастасия Ларионова
Редактор: Полина Жукова