«Порка, пытка гениталий и мазохизм»: фетишизм среди студентов
Фетишистов можно найти в разных слоях общества, в том числе среди студентов. Мы попросили две пары студентов-фетишистов рассказать о своих сексуальных предпочтениях. Также узнали у клинического психолога: когда фетиши опасны, а когда — нет.
Сексуальный фетишизм — это разновидность полового поведения, когда человека возбуждают неодушевленные вещи: отдельные части тела или предметы. Две пары студентов согласились рассказать о своих фетишах.
Паша Васильев и Марина Игнатьева (имена героев изменены по их просьбе)
Паша закончил магистратуру ВШЭ летом 2021 года. Он гетеросексуал, но у него есть фетиши. Из-за них секс в миссионерской позе не приносит парню удовольствия: «Классический секс возможен — это, наверное, вопрос воздержания, — но это не то, что приносит „вау“ эффект, — говорит Паша. — Если делить мои фетиши по градации, то футфетиш (сексуальное влечение к ступням — прим. The Vyshka) — это что-то мягкое. Из более жесткого мне нравятся порка, пытка гениталий и мазохизм. Для пыток гениталий у меня нет нужной практики, поэтому я увлекаюсь ими не особо сильно, но это будоражит мое сознание, — продолжает Паша. — Иногда меня посещают мысли о психологическом воздействии. Мне нравится пажизм — прислуживание в виде этикета, строгой дисциплины и прочих вещей».
У Паши есть девушка Марина, ей 21 год. С ней парень познакомился в Tinder в 2019 году. Она рассказывает, что ее фетиш — шибари — японское искусство связывания веревками. Без них секс для студентки не будет таким ярким и интересным. Марина также любит порку, и ей нравится использовать игрушки для секса. «Одно время я увлекалась тематикой dd/lg — это когда один из партнеров выступает в роли папы или мамы, а другой — в роли ребенка, — говорит Марина. — Отношения были в формате эксперимента».
Как фетишизм влияет на сексуальную жизнь Марины и Паши
Паше тяжело в сексе без футфетишизма и мазохизма — то есть склонности человека получать сексуальное удовольствие, испытывая различные формы насилия и унижения. Паша признается, что ему «всегда хочется большего» и он опасается, что если начнет «орать „давай больше, быстрее“», то может «под адреналином» получить серьезные травмы. Марина рассказывает, что из-за фетишей она считает «ванильный секс» скучным. Даже если будет долгая прелюдия, она не сможет получить достаточного удовольствия. Парень отмечает, что у них секс должен начинаться сразу с элементами фетишей. «Я просто не смогу так резко перестроиться», — признается он.
Как все начиналось
Паша начал замечать свои интересы к сексу во время полового созревания. Он обсуждал секс со знакомыми и в какой-то момент понял, что у него другие вкусы. «Я жил в провинциальном городе в районе с гопниками и старался молчать о своих мыслях. Потом у меня появился интернет. Я начал искать информацию о фетишах. Они были не самыми популярными, но и не редко встречающимся», — отмечает Паша.
Марине же про секс рассказала мама во втором классе: про возможные заболевания, зачем люди занимаются им и что делать, если кто-то будет «приставать». В 13 лет девушка начала смотреть сайты с эротикой и разбираться, как люди занимаются сексом, что им нравится и как они к этому приходят. «Раньше было много форумов, но сейчас их перебанил Роскомнадзор», — говорит она.
«В 2016 году я случайно набрела на профиль в Инстаграме*, где девушка одевалась в розовые платья. У нее часто мелькали скриншоты с переписками, где она обращалась к парню на „daddy“, а он называл ее „baby girl“. Я начала интересоваться БДСМ и разными ответвлениями этой субкультуры. Из всех практик первое, что мне понравилось, — это было dd/lg.
В 14 лет у Марины были отношения с парнем на расстоянии: он из Владивостока, а она из Подмосковья. В начале они играли в компьютерные игры, а потом начали тесно общаться. «Он очень открыто говорил о своих сексуальных предпочтениях. Я решила попробовать dd/lg, но все это было в формате переписок, звонков и разных фотосессий. Потом я поняла, что чувствую себя некомфортно и мне больше не интересно», — продолжает Марина.
В 15 лет Марина переехала в Москву и перестала знакомиться в интернете. Она начала посещать аниме-тусовки, косплей-фестивали (вечеринки, на которых люди переодеваются в любимых персонажей, — прим. The Vyshka) и знакомиться с людьми. На одном из аниме-фестивалей она встретила своего первого сексуального партнера. «Когда мы начали практиковать половую жизнь, я поняла, что меня не втыкает просто лечь в кровать, пообниматься и поласкаться в течение пяти минут», — рассказывает Марина.
Девушке нравилась долгая прелюдия. Но, по ее словам, многие люди не способны на долгие предварительные ласки даже после разговоров на эту тему. Она начала искать другие способы удовлетворения. Марина увидела шибари в аниме. Она начала смотреть мастер-классы и читать японские комиксы, в которых показывают, как делать узлы и использовать веревки.
Марине нравится ограничивать движения партнера с помощью веревок. Студентка говорит, что при этом она всегда обращает внимание на его благополучие. Она не держит человека в одной позе больше 15 минут и всегда просит обратную связь. Кроме шибари Марине нравится использовать секс-игрушки. Их она считает «неотъемлемой частью какого-либо секса». Девушка против практик, которые доставляют ей физическую боль, и тех, которые связаны с кровью. Она знает людей, которые любят «загонять медицинские иглы под кожу», но для нее это неприемлемо.
Про общение с партнером
Паша с Мариной нашли случайно друг друга в Tinder. У него оставалось пару недель до поступления в магистратуру, и ему было скучно. «Общение развивалось — и вот мы встречаемся уже два года. Изначально я не рассказывал о своих фетишах, но со временем в разговорах начал делиться: что нравится, что не нравится. Марина понимающая в этом вопросе. У нее у самой есть свои предпочтения, и никаких трудностей в этом не было. Хоть у нас и разные вкусы, но мы общаемся и обсуждаем. Мы подстраиваемся под интересы друг друга. Во время секса я могу переключиться на формат „ты — мне, я — тебе“. У нее тоже самое», — отмечает парень.
Марина еще во время прошлых отношений поняла, что нужно разговаривать с людьми. Один раз во время секса с предыдущим партнером она достала плетку, наручники и сказала: «Сейчас мы будем развлекаться». Ей до сих пор стыдно за то, что она так поступила. «Он очень испугался. Мне тогда казалось, что все любят эксперименты, и я считала это чем-то сексуальным. Потом я с ним поговорила и выяснила, что у него нет желания. Для него секс — это какой-то культ: слияние двух душ, как рассказывали греки. Расстались мы по другой причине, но я все равно понимала, что наши различия в сексуальных предпочтениях могли вылиться в конфликт», — говорит Марина.
В жизни Марины были парни, которые обвиняли ее в том, что она ничего не рассказывает о своих сексуальных предпочтениях. Они изучали БДСМ тематику, чтобы ее удивить, но она уже все знала. «Правда я до сих пор не поняла сути предъявы, но поняла, что стоит разговаривать. Паша стал первым партнером, с которым я полноценно заговорила на тему интересов в сексе. Я его просто посадила за стол и начала расспрашивать», — говорит Марина.
Общение с другими людьми
Паша никому не рассказывал о своих фетишах до того, как начал общаться с Мариной. «[Обычно] я шучу [на тему фетишей] и смотрю, как реагирует человек. В разговоре с друзьями я аккуратно съезжаю с темы. Возможно, кто-то из них догадывается о моих предпочтениях, но родственники точно об этом не знают, — продолжает студент. — С Мариной тему фетишей мы затрагивали много раз с разных сторон».
Его девушка позитивно относится к обсуждению секса: она готова выслушать человека, поделиться своим опытом, но о некоторых фетишах предпочитает умалчивать. «У меня с мамой долго не складывались отношения, поэтому с ней не получалось разговаривать на разные темы, в том числе про мои сексуальные предпочтения. Но потом общение стало нормализоваться. Как-то курьер вез мне секс-игрушку и приехал намного позже срока. Я пожаловалась маме, и она спокойно отреагировала. При этом когда мы с ней обсуждаем какие-то секс-меньшинства, мама их не осуждает, но и не понимает такой формат отношений», — говорит Марина.
Девушка также рассказывала о своих фетишах секс-позитивным людям из БДСМ-комьюнити, и у нее не было негативного опыта. Девушка считает, что они были самыми этичными людьми, которые хорошо чувствуют личные границы и понимают, когда в разговоре на тему секса не стоит давить.
Про мнение людей о том, что фетишизм — это болезнь
Марина не считает свои фетиши заболеванием. «Они доставляют физическое удовольствие, вообще секс-игрушки появились еще в древнем Египте. Этот вопрос разбирали Фрейд и Юнг и, насколько я знаю, никто не пришел к единогласному выводу, что это болезнь. Я проходила обследования у психиатра, и он сказал, что я здорова».
Она рассказывает, что пыталась найти связь между фетишами и возможными травмами в детстве. «Я нашла только общее с отцом, который 20 лет назад ушел за хлебом. Я думаю, что именно поэтому меня интересовало общение в стиле dd/lg, — продолжает Марина. — Появление других моих фетишей — это скорее результат того, что в сексе с ними интереснее, чем при классике. Они будоражат сознание из-за того, что невозможно достичь идеала. Каждый раз новые позы, материалы для веревок, новые идеи — это добавляет новизну, а при классике мало что можно получить».
Паша же склоняется к тому, что садомазохизм — это «некоторое отклонение». Однако он не планирует лечиться и не уверен, что это возможно. В 14 лет он читал работы Фрейда, Юнга и Фромма. По его словам, они сходятся во мнении, что фетишизм — это одна из базовых черт личности. «Они [фетиши] проявляются не только в сексуальных предпочтениях, но и в общении, — продолжает Паша. — Если это болезнь, то точно не та, которая убивает, либо делает обществу хуже. Я знаю, что ждать от себя и от общества, и реагирую соответственно».
Никита Захаров и Саша Ерофеева (имена героев изменены по их просьбе)
Никите 21 год. Он учится в РГПУ им. Герцена. По его словам, он спокойно занимается сексом без фетишей и при этом шутит, что единственное, без чего он не может, — это без женщины. «У меня нет ничего сверхъестественного. Мне как мужчине нравится доминировать, но и классический секс мне приносит удовольствие. Это все ситуативно: бывает стрельнет в голову [во время полового акта] — и захочется что-то сделать», — говорит Никита.
Никите нравится садизм — склонность получать удовольствие от разных форм насилия по отношению к другим людям. У него садистские наклонности проявляются в шлепках и легких придушиваниях. «Когда в 18 лет я начал вести половую жизнь, то стал отстраняться от классики и понимать, что шлепки — это прикольно. До этого у меня не было садистких фантазий», — продолжает Никита.
Никита встречается с Сашей Ерофеевой. Ей 18 лет, и она учится в одном из университетов Санкт-Петербурга. Пара начала добавлять элементы садизма спонтанно и плавно. По словам Никиты, Саше больше нравится садизм, чем ему. При этом он первый предложил попробовать что-то новое. «После этого она подарила мне плетку на день рождения», — продолжает Никита.
Эксперименты помогают разнообразить секс
Саша любит разные эксперименты в постели, но считает, что без них она тоже может заниматься сексом. Ей нравятся связывания, когда одного из партнеров ограничивают в движениях. При этом во время секса с Никитой она использует разные игрушки. Она считает, что они должны быть «на постоянной основе», потому что игрушки добавляют разнообразие. «Это в целом интереснее по ощущениям. Если исключить все мои предпочтения в сексе, то будет грустно», — продолжает девушка.
Саша считает, что игрушки помогают узнать себя и свои границы. Девушка с их помощью «вывела свой секс на новый уровень». При этом она уверена: тот факт, что человек использует секс-игрушки, не влияет на то, как он ведет себя в обществе.
Саша начала замечать свои предпочтения в подростковом возрасте. Это проявлялось в интересе к порнографии, сексуальных фантазиях. Когда девушка начала половую жизнь, то стала их реализовывать. «Я читала яой мангу — комиксы с гей-тематикой, копала дальше. Я изначально пришла к сексу с определенными знаниями и желаниями», — рассказывает Саша.
Про встречу с фетишистами
Когда у девушки не было отношений, она много переписывалась и обменивалась интимными фотографиями с фетишистами, которые открыто говорят о том, что не любят классический секс. «Одного из знакомых привлекали ступни ног, другой любил боллбастинг — это когда бьют по яйцам. Я их увидела и поняла, что у меня все-таки не то чтобы фетиши. Меня возбуждают определенные вещи, но в целом я могу спокойно прожить без них», — говорит Саша. Для Саши фетиш — это определенная «помешанность» на некоторой теме, когда человек не получает удовольствие в сексе без него. «Это грустно, потому что люди зафиксированы на конкретной теме и не оставляют себе шанса попробовать что-то новое. Им сложно прийти к чему-то другому», — продолжает девушка.
Саша переписывалась с фетишистами с 16 лет. Люди находили ее через тематические группы в социальных сетях. Они разговаривали о вещах, которые их привлекают, и старались заинтересовать друг друга. Девушка рассказывает, что собеседники не пугали ее, поскольку это все было по переписке. «Единственное — я боялась слива фотографий, но потом поняла, что в этом нет ничего такого. У меня как-то взломали аккаунт и украли снимки. Меня шантажировали, но я просто проигнорировала, и на этом все закончилось», — рассказывает Саша.
Почему важно заниматься сексуальным просвещением
Девушка считает, что надо разговаривать о своих предпочтениях и заниматься сексуальным просвещением. «Людям этого не хватает и, когда дело доходит до секса, некоторые начинают творить глупости. Это может привести к трагедии. Поэтому важно говорить, что многие вещи нормальные, чтобы люди не считали себя отбросами общества, — продолжает девушка. — Бывают ситуации, когда человеку что-то нравится, но он думает, что с ним что-то не так. Разговоры снимают табу, плюс перед сексом важно разговаривать, чтобы не навредить другому человеку».
Девушка нейтрально относится к фетишам других людей. «Они [фетиши] не обязательно должны быть у человека. Если он любит только классику — это нормально. Но когда человек загоняет себя и ругает других за какие-то предпочтения — это бред», — дополняет Саша.
Виктория Малютина
Психологиня сервиса watamota
Опыт работы в сфере клинической психологии: 3 года
Что такое фетишизм
По моему практическому опыту, фетишизм условно можно разделить на «бытовой» и «клинический». Это связано с тем, что в обществе, когда речь идет о фетишизме, скорее говорят о сексуальном интересе или предпочтениях, чем о заболевании.
Если говорить о фетишизме с клинической точки зрения, то согласно МКБ, это нарушение сексуального предпочтения, когда человеку «затруднительно получить сексуальное удовлетворение» без использования фетиша обычно неодушевленного предмета или отдельной части тела. Если ссылаться на определения МКБ, то можно говорить о следующих фетишах:
- фетишистский трансвестизм — надевание одежды противоположного пола для того, чтобы добиться сексуального возбуждения и воссоздать образ человека противоположного пола. Отличается от транссексуальности тем, что человек использует кроссдрессинг исключительно для получения сексуального удовлетворения;
- эксгибиционизм — тенденция демонстрировать свои половые органы другим лицам (обычно в общественном месте) без цели вступить в половой контакт;
- вуайеризм — устойчивая тенденция подсматривать за людьми, когда они совершают сексуальные или интимные действия (например, раздевание). Это производится в тайне от человека, за которым наблюдают, и обычно ведет к сексуальному возбуждению и мастурбации;
- педофилия — половое влечение к детям.
Когда фетишизм связан с психическим расстройством, то у человека может быть нарушена критика по отношению к своему состоянию. В этом случае человеку бывает сложно оценить, насколько его действие или поступок соответствуют контексту ситуации и является для нее уместным. Если же говорить о критериях психического здоровья, которые выделила Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), то к ним относятся:
- осознание и чувство непрерывности своего физического и психического «Я»;
- постоянство переживаний в однотипных ситуациях;
- критичность к себе и результатам своей психической деятельности;
- соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
- способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами и адаптировать его под ситуацию;
- способность планировать собственную жизнь и реализовывать эти планы.
Из этого следует, что так называемый мной «бытовой» фетишизм отличается от фетишизма по МКБ тем, что сексуальный опыт человека не ограничивается предметом фетиша. Человек способен получить сексуальное удовольствие в контакте с партнером, у него присутствует критика к своему состоянию и он способен ориентироваться на социальный контекст.
В каждой исторической эпохе есть свой социокультурный аспект, который определяет, какое сексуальное поведение считается нормальным. Например, в определенных культурах и в определенном временном промежутке секс считался нормальным только в миссионерской позе. К примеру, применение секс-игрушек не является фетишизмом — это просто расширение сексуального и тактильного опыта. Некоторые сексологи могут рекомендовать клиентам использовать игрушки для изучения своего тела, либо для совместного использования с партнером или партнеркой.
Чем может быть опасен фетишизм
Клинический фетишизм может перейти в принуждение, но это не обязательная картина заболевания, — зависит от тяжести расстройства. Также при жестком нарушении критики это может навредить самому человеку и его социальному окружению. Если рассматривать фетишизм в контексте МКБ, то при отсутствии лечения могут быть последствия, как в случае любого недолеченного заболевания.
При «бытовом» фетишизме партнеры, как правило, контролируют процесс и могут его остановить. Так, в БДСМ нужно сказать определенное стоп-слово, которое оговаривается партнерами заранее. При этом правила действуют как на протяжении всего полового акта, так и в процессе взаимодействия и общения. Когда одному из партнеров становится некомфортно, взаимодействие должно быть прервано.
Как помочь человеку с фетишизмом
В первую очередь при фетишизме, как форме нарушения психического функционирования, важно обратиться к врачу-психиатру. Бывают экстраординарные случаи, когда психиатрическая помощь оказывается человеку принудительно с соблюдением закона о психиатрической помощи. Например, истории про эксгибиционистах в лесу, но это крайность. После посещения психиатра стоит обратиться к клиническому психологу.
То, что обычно в обществе подразумевают под фетишизмом — «бытовой» — не требует консультации психолога, если не мешает вести нормальную жизнь. Есть люди, которые испытывают чувство стыда из-за своих интересов. Тогда мы работаем именно с этим чувством. Если же у человека есть увлечения, и он считает их опасными, нужно работать в сторону выявления потребности, которую человек хочет удовлетворить, и помочь найти ему альтернативный способ сделать это.
С людьми, имеющими диагноз «фетишизм», может быть непросто во взаимодействии. Но это не означает, что для такого человека все потеряно, а тем более не дает оснований обвинять его в чем-либо. Если фетишизм связан с заболеванием, то он поддается психотерапии и люди с этим диагнозом могут быть социально адаптированы.
*«Meta» признана экстремистской организацией, запрещенной на территории РФ.
Автор: Александр Башмачников
Редакторы: Александра Морозова, Алина Хафизова
Иллюстратор: Дарья Дудкина