sketch1678223179912

Как работа с COVID-19 помогает поступить в ординатуру студентам-медикам

По данным Минздрава, профессия врача стала популярнее с начала пандемии. Студенческий интерес к ней повышают по-разному. Один из способов — начислять дополнительные баллы за работу с COVID-19 тем, кто поступает в ординатуру. Мы изучили историю этой программы и поговорили со студентами медицинских факультетов и преподавателем ДВГМУ про ее применение и перспективы. Подробнее — в материале The Vyshka.

С чего все началось

В 2020 году, во время первой волны коронавируса, на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов была опубликована программа, в которой утвердили новые правила приема в ординатуру. Изменений было два: разрешили подавать документы дистанционно и добавили новый пункт в список индивидуальных достижений, за которые начисляют дополнительные баллы. После этого нововведения за помощь врачам в борьбе с коронавирусной инфекцией студенты получали до 50 баллов. По этим правилам студенты поступали в ординатуру в 2020/21 учебном году.

Весной 2021 года на этом же портале представили измененный проект правил приема уже для тех, кто собирается поступать в 2021/22 году. Всего за 3 года пандемии правила менялись так: если в первом (2020) учебном году можно было получить до 50 дополнительных баллов, то во втором (2021) — уже меньше, 20 баллов. В текущем учебном году — 30 баллов.

Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко в 2020 году прокомментировал программу дополнительных баллов: «Мне хотелось бы отметить, что студенты-медики в данный тяжелый период являются надежной опорой и помощью медицинским работникам в целом в РФ и субъектах». Минздрав разработал программу дополнительных баллов за работу в красной зоне, чтобы привлечь к лечению коронавируса больше людей. Во время пандемии больницы остро нуждались в работниках всех уровней подготовки — и в студентах в том числе. Некоторые из них помогали как младший больничный персонал: как медицинские сестры и братья, санитары и санитарки. Другие работали терапевтами и ассистентами врачей. 

Как менялось количество баллов в 20202023 годах

В первой версии проекта максимальный балл за работу с коронавирусом — 50. В это же время, например, за красный диплом специалитета давали 55 баллов. Если студент опубликовал одну статью в профильном научном журнале, входящем в базы данных Scopus или Web of Science — 20 баллов. Таким образом, за участие в кампании против Covid-19 абитуриент получал столько же или даже вдвое больше дополнительных баллов, чем за любые другие достижения. Поэтому Минздрав снизил этот бонус до 30 баллов в 2022 году.

Вероятно, такое решение было принято для более справедливого распределения бонусов: в прошлогодней версии студент, который 6 лет учился на «отлично», мог в итоге получить меньше баллов, чем студент, который отработал в красной зоне 150 часов. С другой стороны, студенты из красной зоны работали сменами по 6—9 часов в тяжелом защитном костюме и с риском заразиться смертоносным вирусом. Поэтому однозначно ответить на вопрос, справедливы ли эти 30 баллов, нельзя. 

Как программа работает на практике

О том, как проходит работа, благодаря которой можно получить заветные 30 баллов, и насколько справедлив размер вознаграждения, мы узнали у студентов-ординаторов — Варвары и Элеоноры. Они поступили в вузы в сентябре 2021 года, в их год давали 20 баллов за работу с коронавирусом. Комментарии были взяты в октябре 2021 года.

Как проходила работа в красной зоне

Элеонора

Ординатор 2-го года по направлению «Детская онкология», РНИМУ им. Н. И. Пирогова

Я закончила лечебный факультет Омского государственного медицинского университета. С мая по август 2020 года, перед последним курсом, я работала в красной зоне. Я была медсестрой в ковидном стационаре на базе Клинического медико-хирургического центра в Омске. 

Все время работы мы жили в гостинице, которую нам оплачивала больница, так как контактировать с родными было нежелательно из-за риска их заразить (вакцина «Спутник V» появилась только в январе 2021 года прим. The Vyshka). До работы и обратно нас возил автобус, было организовано трехразовое питание. 

График работы — 2/2. Мы работали своей бригадой, поэтому каждый раз я выходила в зону с одними и теми же людьми, что очень удобно в психологическом плане: мы сразу сработались. Заходя в зону первый раз, мы могли провести там до 6 часов. То есть получалось, что за сутки каждый из бригады заходил туда 2 раза: с 9:00 до 15:00 и с 21:00 до 3:00, между сменами мы отдыхали также 6 часов.

Костюмы, респираторы, перчатки, бахилы — всего было в достатке. Обязательно после выхода из красной зоны мы проходили через душевую и переодевались в новое, чтобы не занести инфекцию в чистое помещение, где мы едим и отдыхаем. Однако даже там нужно было ходить в масках, защитных очках и колпаках.

Работы было очень много, особенно в разгар лета. Стояла жара, но кондиционеры нельзя было включать. Я думаю, нам запрещали это делать, потому что инфекция могла бы попасть в «чистую» зону (отделение больницы, где не проходит лечение ни один пациент с коронавирусом — прим. The Vyshka). Тогда спасали только окна. 

Когда была свободная минута, я стояла у окна, смотрела на людей на улице и завидовала им.

Если я заходила в зону с утра, то нужно было поставить капельницы всему этажу, на котором я работала — это примерно 30—40 человек. Иногда мне помогала медсестра, тогда работа шла быстрее. Капельницы отнимали половину рабочего времени, так как их много, постоянно нужно менять, переставлять, затем уносить обратно в процедурный кабинет. После этого нужно было отводить пациентов на компьютерную томографию (или КТ — метод диагностики, который позволяет исследовать внутренние органы и ткани; с помощью КТ определяют степень поражения легких при коронавирусе — прим. The Vyshka).

Мне также надо было контролировать уровень глюкозы в крови — я делала 4—6 измерений в сутки каждому пациенту. Помимо этого нужно было обязательно следить за уровнем воды в банках у тех, кто дышит кислородом. Чистым кислород не подается, он должен быть увлажнен. Влага в него попадает с помощью аппарата Боброва (аппаратом Боброва увлажняют чистый кислород, который поступает в сосуд по длинной трубке, проходит через воду, этиловый спирт или раствор гидрокарбоната натрия или эуфиллин, и выходит по короткой трубке к пациенту — прим. The Vyshka). Вода заливается в банку и подается с кислородом. Пациентов «на кислороде» было очень много. 

Если я заходила в зону вечером или ночью, то тоже не спала, так как сначала нужно было подписать все пробирки, чтобы утренняя смена знала, у кого брать кровь. Также необходимо было подписать контейнеры для анализов, отнести пациентам и объяснить, как правильно сдавать их, как готовиться к процедурам. Я просматривала назначения врачей и узнавала, кому отменили капельницы, а кому назначили новые. И нельзя забывать о том, что люди по-разному относятся к болезни и обстановке вокруг. Кому-то жарко, и он не спит; кому-то плохо, тогда ты подходишь, оцениваешь состояние и сообщаешь врачу по рации. Он приходит и решает, что делать дальше.

Помню, я как-то ночью зашла в зону на свой этаж одна, надеясь, что все будет спокойно. Но тогда начали привозить пациентов из других районов, у всех нужно было взять кровь и поставить капельницы. И вот они едут и едут, а я только думаю о том, как бы все успеть. Могу сказать, что мне повезло, и почти все пациенты были очень понимающие. Если они видели, что я что-то не успеваю или забыла, они всегда спокойно подходили и напоминали, скандалов я не помню. 

Я ни разу не пожалела, что пошла работать в красную зону. В мае [2021 года] я еще даже не знала о том, какой это будет масштаб, что это так надолго затянется. Но я считаю, что это бесценный опыт: поработать в таких тяжелых условиях, набить руку, пообщаться с разными людьми, прийти на помощь своим коллегам. 

Варвара

Ординатор 2-го года по направлению «Терапия», МГУ им. М. В. Ломоносова

Я закончила факультет фундаментальной медицины МГУ по направлению «Лечебное дело» и сейчас прохожу второй год ординатуры. В 2020 году полтора месяца работала в Медицинском научно-образовательном центре МГУ в «чистой» зоне. 

Каждый день, кроме выходных, я работала по 7 часов — с 9:00 до 16:00. Большую часть времени я занималась заполнением бумаг. Работы было много: я помогала отделу кадров с документами и писала дневники [наблюдений] пациентов. В дневниках велась отчетность по лечению пациентов. 

Нам давали именно такие задачи, потому что лето 2020 года было первой волной коронавируса. Тогда система только приспосабливалась к условиям работы в пандемию, и потому в больницах постоянно были кадровые перестановки. Было много переводов сотрудников из одного отделения в другое и увольнений. Каждое такое действие сопровождалось заполнением многочисленных бумаг. Больницам было тяжело перестроиться. Старший персонал всегда направлял нас, подсказывал, чем сейчас лучше помочь. Несмотря на нашу помощь, рук все равно не хватало. Однако я понимала, что без нас было бы еще сложнее. 

Работа студентов-медиков была важна больнице, чтобы снять с плеч врачей бумажную волокиту и оставить им только лечение пациентов, которых было очень много.

Во время первой волны я не общалась с больными, мы работали с поручениями от врачей. На первом году ординатуры я была терапевтом стационара в нековидной больнице. Тогда я стала принимать пациентов без ковида напрямую, но это все происходило уже в «чистой» зоне. Я не только обрабатывала жалобы по коронавирусу, но и выдавала направления к узким специалистам. Бывали и пациенты с положительными мазками. Тогда мы их выписывали из дневного стационара и направляли в ковид-госпиталь. 

Достаточно ли баллов дают за эту работу

Элеонора: За работу с ковидом начислялось 20 из примерно 400 дополнительных баллов, которые ты можешь набрать при поступлении в ординатуру при условии, что ты отработал не менее 30 календарных дней. Я поступала в 2021 году, когда баллы, к счастью, не отменили, но количество людей, которые успели поработать в красной зоне к тому времени, увеличилось.

По сравнению с другими направлениями ординатуры, например, акушерством и гинекологией, дерматовенерологией, кардиологией, за которые дают бонусы, вес ковидных баллов, я бы сказала, средний. 20 баллов за месяц работы — справедливо. Если работаешь дольше, прикладываешь больше усилий, то и бонус можно увеличить. За работу терапевтом 9 месяцев дают 100 баллов, а за 1,5 года — так вообще 150. Но я думаю, эти баллы некорректно сравнивать. Работать терапевтом на участке даже месяц, особенно если это большой город, разгар пандемии, значит сидеть с утра до вечера, ходить по вызовам до глубокой ночи, и при этом не забывать документировать все. Я думаю, за работу стационарным терапевтом, который не связан с ковидом, совершенно справедливо начисляют так много баллов. 

Без этих баллов и без бонуса за работу медсестрой я бы вряд ли поступила. Медсестрой я отработала суммарно 2,5 года, и дают за это еще 15 баллов. Но тут следует сказать о том, что это касается моей специальности, детской онкологии.

Например, на анестезиологию-реанимацию или акушерство-гинекологию, я бы, вероятно, не прошла с такими баллами, конкурс там намного выше. 

Варвара: За эту работу я получила 20 баллов, и мне кажется, что это достаточно много. В РНИМУ им. Н. И. Пирогова на «Эндокринологию» я не прошла, а в МГУ на факультет фундаментальной медицины поступила в том числе благодаря этому бонусу. Не могу сказать, что баллы были решающими, но они точно были не лишними, как и в любом конкурсе. Для работы в «чистой» зоне их, на мой взгляд, достаточно. Не могу сказать, что я там сильно «урабатывалась».

Баллы за работу в красной зоне мне кажутся справедливыми, если сравнивать их со всеми остальными достижениями. Думаю, что при тех условиях, когда мест в ординатуру сильно меньше (8 бюджетных и 3 контрактных места на «Терапию» и 34 бюджетных места и 23 контрактных всего в ординатуре в 2022/23 учебном году на факультете фундаментальной медицины МГУ — прим. The Vyshka), чем мы ожидаем, любой бонус ценен, и этот в том числе. 

Полезна ли система бонусных баллов за работу с COVID-19 для поступления в ординатуру

Элеонора: Я считаю, баллы за ковид нужны, потому что ты помогаешь людям, паришься в многослойном защитном костюме, имеешь высокий риск заразиться. Если после такой тяжелой работы еще и в ординатуру не поступишь, то совсем печально и несправедливо.

Варвара: Идея для студентов полезна. Хотя бы все знают, что делать, чтобы пройти конкурс. Единственное, что мне непонятно, почему ординатура в России юридически примерно на уровне магистратуры. К ней относятся как к продолжению учебы. На самом деле мы работаем врачами, времени на дополнительную подработку почти нет, стипендия десять тысяч, жить на эти деньги невозможно. А кому-то нужно еще и за ординатуру платить по пятьсот тысяч в год. По сути люди платят такие деньги за то, чтобы работать врачом. Я не понимаю, как может быть вариант поступить на коммерцию, если по факту ты поступаешь на работу. Что касается именно этих баллов, выборка достижений для получения дополнительных баллов, на мой взгляд, должна быть больше. Эта система баллов за работу с коронавирусом не устоялась, каждый год терпит изменения, под которые надо перестраиваться. 

Как можно было бы изменить программу

Элеонора: Если бы я была чиновником, я бы прежде всего оставила эту программу для будущих поступающих в ординатуру, потому что этот подвиг, который они совершили, не нужно забывать. Кто-то работал, возможно, когда учился еще первые шесть лет, и к их году поступления в ординатуру правила изменятся сто раз. Будет несправедливо, если кому-то перед ними начислят баллы за такую же работу, а им — нет. 

Проблема с поступлением в ординатуру лежит намного глубже. [Дело] не в баллах за ковид, а в том, что нет или очень мало бюджетных мест, несмотря на то что отовсюду говорят, как здравоохранению не хватает узких специалистов. Я сейчас не говорю о том, что нет варианта платных мест, но если посмотреть на цены (около 460 тысяч в год в Москве или Санкт-Петербурге, 200 тысяч в год в регионах — прим. The Vyshka), то возникает вопрос, а каждый ли сможет себе такое позволить? И стоит ли платить такие деньги за то, что ты в итоге получишь, когда пойдешь в ординатуру? 

Варвара: Вопрос получения дополнительных баллов глубокий. Он не ограничивается только программой [учета индивидуальных достижений] за работу с коронавирусом. Я бы обратила внимание на то, как устроена система получения специализации у студентов-медиков в целом. Я бы сделала ординатуру полноценной работой и установила бы за нее зарплату, равную хотя бы минимальному размеру оплаты труда. Коммерцию стоит убрать вообще. Идея систематизировать баллы сама по себе хороша, но видно, что она все еще крайне «сырая». Не понимаю, почему спектр достижений такой маленький. Многие студенты не хотят работать медсестрами, находят другую работу, связанную с медициной, но эти усилия в итоге никак не учитываются, потому что баллов за них не предусмотрено. Я бы сделала большое количество пунктов в списке достижений, чтобы у студентов была возможность выбрать, за что они хотят набрать баллы. Какие конкретно должны быть еще пункты, это надо хорошенько обдумать, но их точно должно быть больше.

Что ждет проект в будущем

О том, как к программе относятся в медицинском преподавательском сообществе, и о ее перспективах мы поговорили с преподавателем Дальневосточного государственного медицинского университета. Комментарий был взят в октябре 2022 года.

Анна Владимировна Гунбина

Преподаватель кафедры нормальной и топографической анатомии с курсом оперативной хирургии Дальневосточного государственного медицинского университета

К дополнительным баллам при поступлении в ординатуру за работу в ковид-зоне я отношусь положительно, потому что каждая работа должна оплачиваться и поощряться. Студентам в это время было нелегко, так как необходимо было совмещать и работу, и учебу.

Я за то, чтобы баллы за работу с ковидом сохранялись до тех пор, пока все студенты, которые трудились в этой зоне, не поступят в ординатуру. Мне кажется нецелесообразным сначала назначить и добавить эти баллы при поступлении в ординатуру, а потом, когда ковид «пройдет», убирать их. Ведь там работали не только те, кто был на 5—6 курсе, но и второкурсники, и третьекурсники, и даже первокурсники. Поэтому по отношению к студентам младших курсов убирать баллы нерационально. Они же все равно работали, тратили свое время, рисковали здоровьем. 

Убирать [дополнительные] баллы [за работу в красной зоне], просто потому что внимание к вирусу сейчас снизилось, я считаю неправильным. 

Система дополнительных баллов за разные достижения студентов при поступлении в ординатуру, как я думаю, определенно нуждается в реформировании в будущем. Расскажу на своем примере. 

Я была в хирургической команде во время студенчества и сейчас являюсь преподавателем на кафедре нормальной топографической анатомии ДВГМУ. У нас в университете есть хирургический кружок. Ребята, которые активно там занимаются и поступают на хирургические специальности, я считаю, должны получать дополнительные баллы за это. Естественно, не так, что студент просто вступил в кружок и получил за это дополнительные баллы. Если он выигрывает региональный этап хирургической олимпиады, потом финал всероссийской олимпиады. И за эти победы на финале в Москве, на международной олимпиаде, им дается сейчас только 5 баллов, как и всем остальным, кто, например, поучаствовал в конференции с докладом. Мне кажется, это несколько нерационально. У нас в хирургическом кружке ребята тратят очень много времени, сил, личных материальных ресурсов, чтобы развить свои навыки. 

А в итоге при поступлении в ординатуру могут взять студента, который вообще далек от хирургии, просто решил туда поступить, и у него больше баллов, и поэтому его берут его, а не студента, который уже имеет какие-то базовые хирургические навыки. Я бы в этом плане дополнила программу баллов введением бонусов за победы и призовые места на региональном и всероссийском этапе хирургической олимпиады при поступлении в ординатуру по хирургическим специальностям. 

Это предложение применимо и к другим специальностям. Я думаю, система дополнительных баллов при поступлении в ординатуру в будущем должна быть пересмотрена. Важно по заслугам оценивать студентов, которые поступают на конкретную специальность в ординатуру, уже имея опыт в ней. Например, поступаешь на хирургию и участвуешь в хирургическом кружке — получаешь баллы именно за кружок, поступаешь на гинекологию и есть опыт работы в этой сфере — получаешь баллы за работу в гинекологии.

Автор: Евгения Нёрба
Редактор: Мария Чепелева
Иллюстратор: Полина Ефремова