sketch1693082330384

«Первые три класса ты в **** (шоке)»: как учатся балету в России

Балет 一 искусство, которым гордятся в России. Через что проходят молодые артисты, прежде чем выйти на большую сцену, 一 читайте в нашем материале.


Никита Еликаров 一 выпускник Пермского государственного хореографического училища, артист Большого театра (2014 一 наст. вр.)

Антонина Разыграева 一 выпускница Московского хореографического училища «Гжель», артистка балета (2020 一 2022), педагог

Анна Эсенова 一 студентка Московской государственной академии хореографии (2012 一 2016)

Поступление в балетное училище 

Чтобы стать артистом балета, нужно получить среднее профессиональное образование по направлению «Искусство балета». В училища принимают детей, которые закончили 4-й класс общеобразовательной школы. Поступление проходит в три этапа. Первый 一 проверка природных данных: роста и веса, выворотности, то есть способности развернуть ноги наружу, а также высоты прыжка и музыкальности. Второй 一 медкомиссия. Третий 一 оценка танцевальных способностей. Поступить нелегко: к абитуриентам предъявляют серьезные требования на всех этапах. В Московской государственной академии хореографии, одном из самых престижных училищ, конкурс при поступлении составляет примерно 8 человек на место. 

Большинство поступающих не проходит даже первый тур отбора, потому что их рост и вес не соответствует норме. Найти таблицу с требованиями можно на сайте любого училища. Максимально допустимое отклонение от установленных значений 一 один килограмм для балерин ростом до 169 см, два килограмма 一 для тех, кто выше 169 см. Так, девушка с ростом 174 по норме должна весить 47 一 49 килограммов. Если ее вес достигает 50 килограммов и выше, то к занятиям дуэтным танцем 一 отдельной дисциплине в училище 一 ее просто не допустят. Если балерина не похудеет, то будет претендовать только на оценку «удовлетворительно» 一 таковы правила. 

Нормы роста и веса для учащихся устанавливаются с точностью до 500 граммов

Юные артисты строго следуют нормам с самого детства, и это влияет на их пищевое поведение. Антонина Разыграева с 6 до 11 лет занималась танцами, а затем поступила в балетное училище. Тогда девушке пришлось похудеть на 4 килограмма, чтобы соответствовать норме. Однако на этом Антонина не остановилась: она захотела избежать перевеса в будущем и продолжила считать калории, начала выбрасывать еду и мало пить. Ее кости стали громко хрустеть, а настроение всегда было подавленным. Так продолжалось с 12 до 14 лет. Потом девушка поняла, что от недостаточного питания ухудшается здоровье, и стала увеличивать порции и питаться сбалансированно. 

Антонина Разыграева исполняет вариацию Дианы из балета «Пробуждение Флоры» на конкурсе «Молодой балет Европы», 2019 год

У Антонины были проблемы с пищевым поведением при том, что ей повезло с обменом веществ и телосложением от природы. Сейчас, в 22 года, девушка позволяет себе есть все, но в меру, в том числе и десерты, и не испытывает проблем «с формой». Балерина признается, что в училище следят за весом гораздо строже, чем в театре. Взрослых артистов никто не взвешивает, а юные учащиеся проходят через эту процедуру минимум раз в месяц. 

Перед взвешиванием многие ничего не ели и не пили, чтобы вес был меньше. При этом нам не объясняли, как правильно выстраивать питание. Мы знали, что чем ты худее, тем лучше, и неважно, какие будут проблемы со здоровьем. Главное, чтобы ни одной жиринки не было

«К нам относились как к расходному материалу…» 

Путь к профессии артиста балета занимает почти 8 лет. За это время ребенок становится взрослым танцовщиком во всех смыслах, потому что речь идет не только о танце. Антонина считает, что училище стало для нее школой жизни.

Балетные училища есть не во всех городах, поэтому кому-то приходится переезжать и с раннего возраста жить вдали от родителей. Так произошло с Никитой Еликаровым 一 представителем театральной династии, который буквально вырос за кулисами театра. В 10 лет Никита поступил в Пермское государственное хореографическое училище, одно из лучших в стране. Молодой человек вспоминает, что тогда он еще не понимал, что ему предстоит, и при другом исходе спокойно остался бы «‎взрослеть» в родном Екатеринбурге. Осознанное желание заниматься балетом появилось у артиста в 14 лет, когда он познакомился с педагогом — он вдохновлял и мотивировал Никиту. 

Никита Еликаров в роли Дон Кихота 

Вспоминая годы в училище, Никита отмечает, что было сложно не только физически, но и морально. Нужно постоянно тренироваться, вокруг 一 «‎стая жестоких детей», конкурирующих за внимание педагогов, и нет родителей, чтобы поддержать. Первый сотовый появился у молодого человека в 14 лет, до тех пор единственной возможностью связаться с близкими был стационарный телефон. Артист признается, что справляться со стрессом ему помогали мечты о будущем, а также увлечения, не связанные с балетом, 一 мода и музыка. 

Никита также рассказал, что наличие фаворитов у педагогов училища 一 общеизвестный факт, как бы другие ни пытались это оспорить. Он сам то был в их числе, то нет. Главная причиной этого был, как считает Никита, его бунтарский характер. По мнению артиста, такой подход располагает к здоровой конкуренции и заставляет работать над собой. 

Первые три класса ты в **** (шоке): ты маленький ребенок, тебе хочется к родителям, вкусно поесть, классно провести время, а не быть в Перми образца 2001 года. Это не самый лучший город для взросления балетного артиста. 

Анна Эсенова, бывшая студентка МГАХ, отмечает, что «нагрузки 一 самое терпимое, что есть в балете. К ним можно приспособиться, если к тебе человеческое отношение, но оно нечеловеческое. К нам относились как к расходному материалу, который можно ломать и трепать, как нравится». Строго в училище подходили и к травмам: будущие балерины занимались через боль, чтобы их не сочли симулянтками. 

Первые два года дались Анне без особых сложностей, но потом учебные дни становились все тяжелее. Занятия в академии начинались рано, и, чтобы приехать на них из Московской области, девушке приходилось до 12 лет каждый день вставать в 6 утра. Однако такой режим мешал восстанавливаться после репетиций, тогда педагоги предложили Анне место в общежитии. Жить там было сложнее, чем дома: по правилам балерины до 15 лет не могут выходить за пределы академии. Девушка виделась с семьей только по воскресеньям и тяжело переносила разлуку с близкими. Родители поддерживали юную балерину и даже предлагали уйти, но она твердо стояла на своем и хотела доучиться, чтобы не показаться слабой и бесхарактерной. 

Личная фотосессия Анны Эсеновой 

Чтобы перейти в следующий класс, учащиеся академии каждый год сдают экзамены. По словам Анны, «вылететь» довольно просто: многое зависит от личных отношений с педагогом, который входит в комиссию и может значительно повлиять на ее решение. Девушку отчислили из МГАХ в 15 лет после 4 лет обучения: плоскостопие 2-й степени мешало осваивать программу, которая усложнялась с каждым годом. Эту особенность заметили и на медосмотре при поступлении, но тогда комиссию впечатлили высокие оценки за другие этапы отбора. Несмотря на возможность пересдать экзамен или перепоступить в другую академию, девушка не стала этого делать: у нее пропало желание заниматься балетом после обучения в МГАХ. 

Антонина шутливо называет училище «тюрьмой»: 8 лет девушка находилась там практически круглосуточно 一 с 8:30 до 21:00. Поворотный момент случился в начале шестого года обучения: девушка сломала ногу и целый месяц провела в гипсе. После этого педагог по классическому танцу унижала балерину во время занятий: игнорировала необходимость реабилитации после травмы; говорила, что теперь Антонину «‎не возьмут работать даже кассиром в “Пятерочку”». У девушки накопился стресс за предыдущие годы учебы, и такое отношение в сложной ситуации стало для нее последней каплей. Балерина сделала выбор в пользу своего ментального здоровья 一 в середине года перевелась в другое училище, которое в итоге и закончила. На новом месте девушке помогла преподавательница, которая спокойно занималась с учащимися, уделяла время каждому, давала ценные советы. «Встретив “своего” педагога, я была на седьмом небе от счастья! Тогда я поняла, что именно он играет главную роль в обучении», 一 вспоминает Антонина. ‎

Антонина Разыграева (первая слева) исполняет «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро», 2017 год

Жизнь после выпуска и трудоустройство 

После окончания училища выпускники самостоятельно ищут театр, в котором они начнут работу. Это тоже представляет сложности: везде свои требования к артистам; где-то нет свободных мест. Кому-то, как Никите, понадобилось время, чтобы найти «свой» театр. После окончания учебы артист работал в коммерческой балетной компании и гастролировал, затем разочаровался в профессии и уволился. Полгода он искал себя: был официантом, пробовался в моделинге. Этот опыт помог молодому человеку переоценить роль балета в его жизни, и Никита вернулся в театр. Сейчас он 一 артист труппы Большого театра. 

Никита Еликаров в роли Синьора Монтекки в балете «Ромео и Джульетта»

Поиск места работы у Антонины разделился на два этапа. Первый 一 до локдауна. Девушка за свой счет ездила в Испанию и в Петербург на мульти-просмотры, на которых представители нескольких театров отбирают артистов в труппу. По словам балерины, иногда эти просмотры оказывались «шоу» для представителей театров: уже по приезде она узнавала, что на 10 мест претендовало 300 человек. Такую ситуацию Антонина считает нечестной, ведь только участие в отборе в 2020 году стоило 20 000 рублей. В некоторые театры брали только «своих» 一 выпускников определенных училищ. Затем, во время локдауна, девушка рассылала резюме: для артиста балета оно обычно состоит из вариации 一 короткого сольного номера 一 и урока классического танца, записанных на видео, фотографий и репертуара 一 списка исполненных ролей. К концу мая 2020 года Антонина получила три приглашения. Сезон 2020一 2021 девушка работала в Ростовском музыкальном театре, а следующий 一 в Нижегородском театре оперы и балета им. А. С. Пушкина. 

Антонина Разыграева в четверке солисток в картине «Оживленный сад», балет «Корсар», 2021 год

«Артист балета должен танцевать головой»

Сравнивая театр и училище, Антонина отмечает, что в театре больше свободы, разнообразнее репертуар: в спектакль можно неожиданно «встать» за день, а в училище можно репетировать один номер годами. Уроки классического танца остаются, но они уже не такие напряженные и изнуряющие, как во время учебы. Взрослый артист может сам регулировать нагрузку и следить за собой.

В театре установлены негласные правила, которые сложно понять людям не из мира балета. Многие нюансы артисты не стали комментировать, однако Антонина рассказала, что часто балерины «в возрасте», ближе к 40 годам, танцуют сольные партии и продолжают их исполнять в силу опыта и авторитета, хотя видно, что технически они уже не справляются с программой. В это время молодые артисты стремятся развиваться и занимать лидирующие позиции, им тяжело мириться с такой иерархией. 

Никита 一 опытный артист, и хотя сейчас его репертуар состоит из сольных партий, раньше он танцевал в кордебалете 一 массовых танцевальных номерах. Говоря о стратегии успеха, Никита отмечает, что в балете ценят индивидуальность: «Если ты среднестатистический артист, то тебе сложно. Если у тебя есть выдающаяся черта, 一 рост, актерские данные или внешность 一 тебе легче. И, конечно, должно быть желание выучить роль и показать ее, чтобы тебя запомнили в руководстве».

Хотя на сцене молодой человек уже более 10 лет, он не выделяет ни одну роль как любимую и ценит каждый выход на сцену. По словам Никиты, в балете есть понятие «сценический интеллект»: исполнитель ищет в каждой роли что-то свое, придумывает свою историю, поэтому одна и та же партия получается у всех по-разному. «Артист балета должен танцевать головой», 一 заключает танцовщик.

Никита Еликаров в балете «Дон Кихот»

Один из самых известных мифов о балете 一 карьера артиста коротка. Никита согласен с этим. По его мнению, быстрое старение тела 一 главная трудность для взрослого артиста. «Можно проработать и 30 лет, но начнешь стареть ты, твое лицо. 25 лет стажа 一 край для артиста. После этого ты вряд ли выйдешь на сцену в трико». 

«Театр — это хаос» 

Антонина закончила карьеру в августе 2022 года, в начале своего третьего театрального сезона. Изначально она планировала танцевать до 30 лет, но все изменил случай. Недостаток гибкости стоп всегда был слабым местом девушки: она много работала, чтобы улучшить ее, но от растущих нагрузок стопы сильно болели. «На одной из репетиций „Танца маленьких лебедей“ худрук балетной труппы прилюдно унизил меня. Сказал, что я не исправляю ошибки и не заслуживаю сольных ролей. Такое было со мной не впервые, но в этот раз я поняла, что это знак свыше. Именно тогда я осознала, что могу добиться высот в театре только ценой здоровья. А кордебалет меня совсем не устраивал», 一 вспоминает Антонина. 

Несмотря на ранний конец карьеры, девушка ни о чем не жалеет, ведь балет по-прежнему 一 ее жизнь. В сентябре она начнет получать высшее образование в МГАХ по направлению «Педагогика балета», чтобы стать балетмейстером. Это решение 一 осознанное: «Я не ушла в педагогику от безысходности. Я понимаю, что у меня есть талант в этой сфере, именно об этом я мечтала с 8 лет», 一 говорит Антонина. 

Антонина Разыграева в четверке солисток в вальсе, балет «Спящая Красавица», 2022 год

Для Никиты значение имеет не только балет, но и сам театр. «Для меня театр 一 это хаос. Балетная сцена 一 это тоже хаос. Театр 一 это твое бытие, личность, характер, мировосприятие. Ты выходишь в свет, и люди 一 твои зрители. Ты неосознанно несешь свой образ, внешний вид, настроение, первые слова за день, тембр голоса. Это и есть спектакль, а не только то, что происходит на сцене». 

Цена искусства: «литры крови и горы ментальных проблем»

Оглядываясь назад, Никита отмечает, что ничего не поменял бы в своем пути. При этом молодой человек хочет дать совет начинающим артистам и их родителям: «Если вы хотите стать артистом балета 一 идите и станьте. Только так. Лучшее, что вы можете сделать для этого мира, 一 быть самим собой и стараться себе не врать. Если ваш ребенок учится в балетной академии, 一 углубитесь в ее специфику и поддерживайте его, выслушивайте, это крайне важно. У меня это было, ведь мои родители всю жизнь проработали в театре и понимали меня». 

Анна не связала свою жизнь с балетом, но он сыграл большую роль в становлении ее личности. Ей тоже есть что сказать будущим балеринам: «Сто раз подумайте: только с партера в театре все красиво, а за кулисами 一 литры крови и горы ментальных проблем». 

Автор: Анастасия Самонина
Редактор: Алина Хафизова
Обложка: Полина Ефремова
Фотографии: из архивов героев