Как в один день прошли два суда по делу Егора Жукова
25 сентября прошли два заседания по делу Егора Жукова. В Московском городском суде рассматривалась апелляционная жалоба по повторному обыску в квартире Жуковых 31 августа, а в Басманном районном суде проходило заседание по продлению ему меры пресечения. Рассказываем, как прошли судебные заседания и как теперь, по мнению Вышки, будет проходить обучение Егора Жукова.
АПЕЛЛЯЦИЯ В МОСГОРСУДЕ
Заседание должно было начаться в 9 утра, но в итоге задержалось почти на час из-за проблем с доставкой Егора Жукова в суд. Ранее Мосгорсуд перенес апелляционное заседание из-за того, что у защиты не было возможности ознакомиться с материалами дела, а доставка Егора Жукова, находящегося под домашним арестом, не была согласована.
В 9:30, когда в зале уже собрались судья и представители обвинения, следователь Семенов вышел в коридор и сделал телефонный звонок, чтобы узнать, как скоро Егор будет в зале. В 9:50 в зал запустили всех желающих, среди которых были представители СМИ и небольшое количество сочувствующих.
В этот раз Жукова защищали два адвоката — Леонид Соловьев и Илья Новиков. Леонид Соловьев отметил, что, согласно Конституции, жилище неприкосновенно и никто не вправе проникать туда против воли проживающих в нем лиц. В рапорте, которым руководствовалась следственная группа, было указано, что повторный обыск необходим. Согласно этому документу, в квартире могли находиться предметы, которые в ходе первого обыска не были найдены. Эти доводы проверены не были, а значит, и постановление суда об обыске, по мнению Соловьева, необоснованно.
Адвокат Новиков согласился с коллегой и предложил приложить к материалам дела копию протокола обыска, проведенного следователем Семеновым. По его мнению, следствие злоупотребило своими правами. Он также утверждал, что семья Жуковых не была заинтересована в уничтожении вещей после первого обыска. Судья приобщила документы.
Затем Новиков попросил у судьи разрешение задать несколько вопросов следователю. Судья отметила, что досмотр следователя на заседании не предусмотрен. Новиков ответил, что просто хочет выяснить детали по поводу следственных действий. Судья не стала возражать.
Адвокат пытался выяснить, какие предметы искали у Жукова в ходе обыска 31 августа. На этот вопрос следователь Семенов ответил: «Те, которые имеют значение для следствия».
Адвокат напомнил, что тогда были изъяты цифровые носители, голубая рубашка бренда Zara Man, либертарианский флаг и статуэтка лягушки. Какое отношение эти вещи имеют к делу по массовым беспорядкам, следователь не уточнил
Новиков упомянул, что в это время в квартире присутствовали пожилая бабушка и несовершеннолетний брат Егора, и уточнил, пояснили ли им, для чего проводится обыск. Следователь не смог вспомнить таких деталей. Тогда адвокат спросил, принималось ли решение об изъятии предметов по чьему-либо указанию или по инициативе следователя. Семенов ответил, что действовал самостоятельно.
Перед тем как суд удалился для принятия решения, Новиков произнес долгую речь, в которой восстановил хронологию уголовного дела. Он отметил, что обыск в начале августа проводился в ходе дела по ч. 2 ст. 212 УК РФ, а повторный обыск 31 августа и изъятие якобы сокрытых предметов проводился параллельно с возбуждением дела по ст. 280 УК РФ. Выступление адвоката заняло около 10 минут. Пока он доказывал, почему обыск все-таки был необоснованным, прокурор поглядывала на часы, а секретарь старалась успеть записать все, что говорил Новиков, и устало вздыхала.
В итоге Московский городской суд отклонил апелляционную жалобу по решению провести повторный обыск у Егора Жукова 31 августа.
ЗАСЕДАНИЕ ПО ПРОДЛЕНИЮ АРЕСТА
Заседание должно было начаться в 11 утра в Басманном районном суде, но задержалось почти на час. В одном зале одновременно слушались два дела по продлению меры пресечения обвиняемым по «московскому делу» Егору Жукову и Самариддину Раджабову. На момент проведения суда Жуков находился под домашним арестом, а Раджабов — в СИЗО.
Судьей по этому делу была назначена Наталья Дударь. Ранее она судила фигурантов «болотного дела». Кроме того, в 2015 году она вынесла приговор Ильдару Дадину по ч. 1 ст. 212 УК РФ.
В этот раз желающих попасть на открытое заседание было гораздо больше.
Приставы занесли в зал дополнительные скамейки, однако и их оказалось недостаточно, чтобы всех вместить. Часть людей стояла в коридоре, а другая — осталась на улице
Среди тех, кто не смог зайти в зал, большинство были студентами. Поддержать обвиняемых приехали Дмитрий Гудков, Любовь Соболь, Илья Азар и преподаватели НИУ ВШЭ Григорий Юдин и Илья Иншаков.
Первым в зал вошел Егор Жуков, который сел за стол со своими адвокатами и адвокатом Раджабова. Затем появился и сам Самариддин Раджабов, который остался сидеть в «аквариуме» (стеклянная камера для подсудимых в зале суда — прим. The Vyshka). После этого зашли представители СМИ, родственники и проректор Вышки Валерия Касамара.
В процессе принимал участие все тот же следователь Семенов. Он ходатайствовал о продлении меры пресечения обоим фигурантам до 27 декабря. Вина Жукова, по его мнению, подтверждается показаниями подозреваемого, результатами лингвистической экспертизы и результатами обысков. Он также упомянул о допросе более 350 свидетелей по этому делу. Семенов считает, что Жуков может скрыться, поэтому более мягкая мера пресечения невозможна.
Егор Жуков не согласился со следствием и выступил против продления домашнего ареста. Он заявил, что хотел бы как можно скорее продолжить обучение.
Далее адвокат Новиков, как и на заседании в Мосгорсуде, попросил судью дать возможность задать несколько вопросов следователю. На этот раз судья сказала, что такого на заседании не предусмотрено, и поэтому в просьбе ему было отказано.
Новиков выступил с речью и выразил свою позицию в отношении ситуации. Он отметил, что категорически не согласен с ходатайством обвинения, и подчеркнул, что у Жукова есть возможность скрыться, но он ей сознательно не пользуется. Поэтому адвокат попросил отпустить Егора под подписку о невыезде или под залог в размере 1 миллиона рублей. Кроме того, он напомнил, что его подзащитный — студент 4 курса НИУ ВШЭ, а домашний арест не позволяет ему в полной мере продолжить обучение (по условиям такого содержания, Егор Жуков не имеет права на переписку и выход в интернет — прим. The Vyshka). В своей речи он обратился к следователю по поводу заявленного числа свидетелей: «Сколько из них имеет отношение к Жукову? По моей информации, ни один. Почему так получилось?»
Адвокат Соловьев полностью поддержал коллегу и добавил, что его подзащитный не собирается скрываться, поскольку принципиально не согласен с обвинением и намерен доказывать свою невиновность. Он также усомнился в словах следствия о количестве допрошенных по делу свидетелей.
В это время люди, которых приставы не пустили в здание суда, начали писать жалобы из-за недопуска на открытое судебное заседание на имя председательницы Басманного районного суда. «Требований к типу листа нет, поэтому можете писать и в блокнотах, и в тетрадных листах, и на листах А4», — заверила присутствующих девушка из инициативной группы. Многие студенты в этот день собирались еще поехать на пары, поэтому из бумаги нашлись в основном тетрадные листы. Однако лично подать жалобы удалось немногим: приставы не пускали даже в канцелярию. На вопрос, когда все-таки можно будет подать жалобы, ответ был один: «Позже. Либо отправляйте почтой».
После часового перерыва суд вынес решение оставить Егора Жукова под домашним арестом до 27 декабря. Меру пресечения Самариддину Раджабову также оставили без изменений.
О ДАЛЬНЕЙШЕМ ОБУЧЕНИИ
На заседании в Басманном суде защита Егора Жукова подчеркнула, что, находясь под домашним арестом, студент не может продолжать обучение в очной форме. В августе в эфире «Дождя» проректор НИУ ВШЭ Валерия Касамара заявила, что вуз готов помочь Егору Жукову закончить обучение на ОП «Политология».
Валерия Касамара
Проректор Высшей Школы Экономики
«Я ждала сегодняшнего решения для того, чтобы понять, выйдет ли Егор из-под домашнего ареста и приступит к учебе или суд примет другое решение. Теперь план следующий: будем обсуждать с ректором и преподавателями Егора возможность дистанционного обучения. Но мы не можем организовать ему обучение по скайпу, поэтому Егор может только получать задания через адвоката, выполнять их и точно так же передавать на проверку. Если преподаватели и ректор не будут возражать против такого формата, то будем работать так. Этот вопрос пока что не обсуждался с Ярославом Ивановичем, но по итогам сегодняшнего решения суда буду предлагать такую опцию».
Текст: Анастасия Елфимова
Редактор: Анастасия Ларионова
Фото: Александр Бородихин / Медиазона