«Последняя капля»: заседание студсовета о лишении DOXA статуса студорганизации
12 декабря прошло заседание студенческого совета Вышки. Основными темами дискуссии стали лишение журнала DOXA статуса студенческой организации и запрет проведения кинопоказа клуба OPIA. Студенты и администрация вуза попытались обсудить, почему журнал необходимо было лишить поддержки ради спасения репутации университета, и как будет строиться коммуникация с другими студенческими медиа. Что из этого вышло, читайте в репортаже The Vyshka.
В начале заседания председатель студенческого совета ФМЭиМП Андрей Кочкин предупреждает, что «сгорел сервер» и официальной трансляции не будет. Через полтора часа она заработает.
Дискуссию начинает пресс-секретарь студенческого совета Христофор Космидис. Он говорит об отсутствии официального и открытого заключения правового управления Вышки с лингвистическими экспертизами о материалах DOXA, из-за которых последовали санкции. Основная претензия Космидиса к решению Совета Фонда в том, что не было никакого диалога с редакцией журнала:
«Если у нас всё же свершился суд над DOXA, то почему в нем не участвовала сама DOXA?»
Редполитика DOXA
Высказывается редактор DOXA Армен Арамян. Его первая фраза вызывает в зале смех: «Здравствуйте, господа присяжные».
Армен говорит о том, что действия по отношению к их редакции – это «наступление на университетские свободы». Редактор акцентирует внимание на том, что считает правильным вынесение конфликтов на публику. Далее слово переходит к представителям администрации.
Слово берет проректор Валерия Касамара. Она называет неуважительным то, как студсовет пригласил представителей администрации на встречу. Проректор провела анализ материалов DOXA c момента её основания: «В 2017 «DOXA» выпустила 49 академических статей, 3 политических, 19 развлекательных. В 2019 году — 27 политических, 16 материалов про жизнь в других вузах, из повестки уходит развлекательный контент».
Также проректор отметила, что стало меньше публикаций на академическую тематику.
Касамара пришла к двум выводам: редакция стала скорее СМИ, чем студенческой организацией, и повестка перестала быть «вышкинской». DOXA всё меньше освещает академические темы. Основное, в чем Валерия Касамара её обвиняет, — это отсутствие ответственности:
«У DOXA начался очень странный период, который встречается у подростка, когда пить и курить он хочет как взрослый, а находиться под крылом родителей все же необходимо, потому что там безопасно»
Отвечая на претензию об отсутствии диалога с журналом, Валерия Александровна сказала, что DOXA «недиалогоспособна». Проректор также обратила внимание на то, что под многими текстами журнала не указан автор. Далее она указывает на то, что под «скандальными» материалами журнала отсутствует авторство. Проректор призывает DOXA брать на себя ответственность идти до конца:
«Надо следовать тому, как поступает Егор Жуков»
Слово снова переходит к редактору DOXA Армену Арамяну. Он говорит о неверности того, что редакция отходит от академических тем, ссылаясь на первый выпуск издания «СТАДИС» об антропологии и социологии. Армен также утверждает, что обсуждаемый на заседании текст о ректоре РГСУ Наталье Починок – это «не расследование, а разбор» на основе данных «Диссернета» (в материле DOXA ссылается на исследование «Диссернета», которое уличает ректора РГСУ в плагиате – прим. The Vyshka).
«Можете заявить это как официальную позицию университета: мы не доверяем “Диссернету”. И закончить на этом»
На вопросы об анонимности материалов Армен отвечает тем, что они выходят в формате редакционных колонок, а состав редакции обозначен на сайте журнала.
Правовые положения и статус студорганизаций
Далее выступает Павел Здоровцев, директор по развитию студенческого потенциала. Он говорит о том, что DOXA нарушила правила еще в сентябре, на Дне Вышки:
«Обращение ректора РГСУ было последней каплей».
Решение о статусе студенческого журнала было принято за один день потому, что у членов совета была единая позиция. Он также не считает корректными обвинения в том, что студенческий журнал не пригласили к диалогу. По его словам, DOXA, находясь в Вышке, должна соблюдать «правила игры», принятые в университете.
Слово переходит к Ирине из HSE Press. Девушка говорит о том, что у нее складывается впечатление, что за официальным регламентом Вышки скрываются «еще какие-то правила, которые вслух никто не говорит». Она просит их разъяснить. Павел Здоровцев отвечает ей тем, что регламент прозрачен, однозначно трактуется. «Не нужно придумывать то, чего нет, коллеги», — говорит он.
На вопрос, заданный Христофором Космидисом в начале заседания, отвечает Алия Ермакова, директор по правовым вопросам. Она утверждает, что официальное заключение о материалах DOXA есть. На её взгляд, для анализа студенческого журнала не нужна лингвистическая экспертиза. Стоит опираться на статьи 28 («Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» — прим. The Vyshka) и 30 («Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения» — прим. The Vyshka) закона об образовании, в которых предусмотрены права образовательной организации принимать локальные нормативные акты.
«Процедура лишения DOXA статуса студенческой организации проведена в соответствии с нашими нормативными актами и при наличии основания», — говорит Алия Ермакова.
Основанием она называет «причинение вреда деловой репутации Высшей школы экономики». Поясняет она это приданием проблемам университета публичности:
«DOXA выносит скандалы в публичное поле — это причина, по которой она не может быть студорганизацией ВШЭ»
Текст про РГСУ и журналистская этика
Слово берет Олег Солодухин, врио старшего директора по информационной политике, советник ректора.
По его словам, все решения принимались на основе нормативных документов ВШЭ. Его претензия к DOXA «конкретна»: нарушение журналистской этики. «Я был поражен халтурой, с которой авторами сделан текст», — говорит Солодухин. Он считает, что из-за одних только неточностей в материалах редакцию стоило бы лишить статуса, чтобы она «не позорила высокое звание студенческих медиа».
«Ради спасения репутации Вышки нужно было лишить DOXA статуса студенческой организации».
Первый проректор Вадим Радаев объясняет свой голос за лишение журнала статуса одним определенным кейсом. Он упоминает один материал журнала, который называет «Доцент такой-то домогался своих студентов». Он говорит, что занимался разбором этой темы от администрации Вышки:
«Модная тема харассмента, серьезная история»
На примере этого текста он обвиняет DOXA в отсутствии фактчекинга и комментария самого преподавателя, называет их работу «хамством». Напомним, что мы выпускали свой материал об этой ситуации, в котором пообщались с редактором DOXA Арменом и обвиненным в домогательствах преподавателем.
Валерия Касамара в ответ на это возвращается к статье о ректоре РГСУ:
«Ребят, вы собрали, как пылесос, всё дерьмо, которое было непонятно когда, не обратились за комментарием к самому человеку и посчитали, что здорово получилось»
Коммуникация с DOXA и принятие решения
Выступает Антон Кривалёв из HSE Press. Он говорит о необходимости дискуссии до принятия окончательного решения о статусе организации. На это сразу отвечает Олег Солодухин:
«Это DOXA предпочла формат общения в публичной сети». Он считает, что об этом говорит случай в сентябре, когда возник конфликт из-за отказа DOXA участвовать в Дне Вышки. Тогда в ответ на письма DOXA публиковала посты в своем Telegram-канале.
Слово берет Федор Кабанов, член фонда поддержки студенческих инициатив: «Высшая школа экономики — это университет, который нацелен на международную конкурентоспособность». Федор рассказывает о том, что международные рейтинги учебных заведений все больше зависят от социальной среды в вузе и равноправия позиций в нем. Его беспокоит сложность ведения диалога в стенах ВШЭ. Федор утверждает, что в Совете Фонда перед голосованием уже была консолидированная позиция по лишению DOXA статуса студорганизации, поэтому решение было принято так быстро. Сам Кабанов был олним из двух членов Фонда, которые проголосовали против лишения. Он говорит о том, что студорганизации подчиняются политике университета, а сам университет — часть государства:
«Давайте будем искренними с самими собой и скажем, что университет находится в политике»
В зале звучат аплодисменты, а затем – ответ Валерии Касамары: «DOXA многократно предупреждали. Вы можете смеяться, но университет вне политики». Проректор утверждает, что все материалы журнала ассоциируются с университетом. Вышка не должна нести ответственность за ошибки DOXA.
Федор Кабанов высказывает позицию, что весь университет должен быть в курсе правил, которые определяют статус студенческой организации:
«Пусть рамки будут не на закрытых встречах, а между нами всеми»
«Мне, как члену совета фонда, вероятно, последние три часа было очень сложно принять решение на тех документах, которые нам прислали. У нас не было никакой позиции касательно DOXA» — добавляет Федор. Ему отвечает Касамара:
«Федь, мы голосовали за свободу, нашу ценность. За свободу DOXA от Высшей школы экономики»
Киноклуб OPIA и бронь аудиторий
Высказываться начинает Матвей Навдаев, заместитель Валерии Касамары. Он затрагивает тему отказа в брони зала Культурного Центра Вышки для совместного совместного показа фильма «7» от клуба документального кино OPIA и DOXA. Говорит о том, что готов объяснить такое решение.
В дискуссию вступает Ксения Вахрушева из OPIA: «Всем сейчас важно услышать последовательные обоснования отказа. Важно понимать, что мы можем делать, а что – нет».
Навдаев говорит о том, что в подобных действиях организаций читается «злоупотребление правом бронировать аудитории». «Мы были удивлены тем, что DOXA заявила, что проводит совместное мероприятия с OPIA». Он утверждает, что не зарегистрированные студорганизации не могут бронировать аудитории в Культурном центре НИУ ВШЭ. После этого он говорит о содержании фильма, съемки которого вылились в конфликт между снимавшим его студентом и администрацией ВГИКа, запрещавшей съемку:
«Мы бы не хотели, чтобы помещения ВШЭ использовались для выяснения отношений между студентами и администрацией ВГИКа или любого другого университета»
Ранее Павел Здоровцев подтвердил, что статус студорганизации не обязателен для того, чтобы забронировать аудиторию.
Матвей и Ксения обсуждают переписку в Telegram, в которой содержатся вопросы OPIA к администрации ВШЭ и соответствующие разъяснения. Навдаев критикует формулировку в анонсе мероприятия – «показ запрещенного фильма». Ксения отвечает, что «фигуры речи еще не запрещены в анонсах и фильм действительно запрещенный, потому что его запрещали снимать».
Ксения высказывается о том, что расценивает отказ в брони аудитории как «цензурные» действия. Она всё еще не видит оснований для этого. В ответ звучит высказывание Валерии Касамары: «Эти действия – не цензура. Это понятие относится к СМИ. В данном случае можно говорить про редакционную, или университетскую, политику».
The Vyshka, HSE Press и статус студенческих медиа
«Я не слишком понимаю накал страстей у нас здесь», — говорит Матвей Навдаев:
«У The Vyshka в профиле Instagram уже достаточно давно написано “Мы независимое медиа о студенческой жизни, над которым работают студенты разных вузов”. У меня ощущение, что все решения уже до нас с вами приняты»
Олег Солодухин говорит о том, что он «пытался вести диалог с The Vyshka, но ими было отказано». На это отвечает главный редактор издания Анастасия Ларионова: «В диалоге не было отказано. Вы предложили просмотреть наши материалы на соответствие журналистской этике. Я не хочу, чтобы вы думали, что мы отказали вам в коммуникации. Мы отказались воспринимать университет как диктатора редакционной политики».
Берет слово Дмитрий Овакимян, бывший председатель студенческого совета:
«Вышка всегда отличалась прозрачными правилами, равными для всех. Ущерб деловой репутации РГСУ — не самый прозрачный критерий»
Дмитрий говорит о том, что теперь интересно, за что конкретно в дальнейшем будут лишать статуса студенческой организации. Бывший председатель студсовета считает, что если положение о поддержке студинициатив становится причиной того, что «студорганизации лишаются статуса одна за другой», то положение не работает. Он утверждает: «Студенческие медиа – это все-таки гордость Вышки».
Валерия Касамара не соглашается: «Не всегда. Не надо обобщать. Тема статуса студенческой организации — тема для отдельной встречи. Если мы её сейчас начнём, то вряд ли разойдемся»
Высказывается главный редактор HSE Press Илья Чайковский: «Сейчас мне как главному редактору совершенно непонятно, в какой момент мне могут сказать, что наша редакционная политика была очень плохой». Илья говорит о том, что из обсуждаемой ситуации можно выйти без ущерба для сторон.
Слово перешло к главному редактору The Vyshka Анастасии Ларионовой: «У нас как у коллег-студмедиа, которых пока, возможно, не лишили статуса, есть вопрос: какой будет дальнейший алгоритм взаимодействия со студмедиа и студорганизациями?».
Анастасия говорит о том, что «правила игры», о которых говорил Павел Здоровцев, стоит менять: «Университету нужно различать корпоративные медиа и студенческие, не регулировать редакционную политику последних». Она также задается вопросом о доверии студентов к Вышке:
«Не кажется ли вам, что студенты не могут теперь доверять вузу, если они видят, что университет скорее примет сторону внешней организации, нежели своих студентов?»
Ответила Валерия Касамара: «Насть, ну мы об этом уже три часа говорим. Мне всё это уже напоминает безумный бракоразводный процесс. Когда одна сторона говорит «ну все, мы себя исчерпали», а другая сторона настаивает, что «нет, давай дальше жить вместе»». На замечание Анастасии о том, что редакторы DOXA тоже могли бы по участвовать в принятии решения «жить отдельно» проректор пояснила, что «иногда бывает развод в одностороннем порядке».
Обсуждение завершил своим высказыванием Христовор Космидис. Он предложил DOXA снова подать заявку на статус студенческой организации и пообещал внимательно проследить за тем, как журнал регистрируют или как им в этом отказывают. Он добавил: «Нам важно общаться друг с другом».
Текст: Екатерина Воротынцева
Фото: Анастасия Кирова
Редактор: Олег Ян