Другой взгляд: быть научным руководителем
Чтобы не запутаться в огромном количестве информации и написать научную работу, студенту необходим научный руководитель. Преподаватели рассказали, как они помогают в выборе темы, подбирают методику исследования и ищут способы мотивации студентов для работы.
Анна Сорокина
Факультет социальных наук, Институт прикладных политических исследований НИУ ВШЭ, Москва
К выбору темы нужно подходить ответственно. Я ориентируюсь на самостоятельно обдуманные студентом идеи, а не предлагаю выбрать готовую. Если студент увлекается модой, я советую найти такую тему, которая будет эту область захватывать. Самые интереснее решения, на мой взгляд, получаются на стыке специальностей.
Курсовая может дать возможность для путешествий, расскажет о вас работодателю — всегда думайте о том, кому вы можете свою работу продать. Я называю это «академическим туризмом». Студентки с программы востоковедения, у которых я была руководителем, выступали в прошлом году на международной конференции в Гонконге с научной работой. Они были самыми юными участниками. Среди коллег встречались люди с PhD, которые к ним потом подходили и спрашивали, как они смогли на третьем курсе проделать такую серьезную работу.
Из года в год я предлагаю студентам стратегию из двух шагов: найти своего научного руководителя и свою тему. Хорошее сотрудничество я сравниваю с удачным браком. Гораздо приятнее, когда получается семейно-научная жизнь, а не гостевое супружество. Научрук — это тот, кто сопровождает тебя и приводит к профессии. Разобраться с темой я обычно советую так: представьте себя на пляже — море, солнышко, коктейль, фруктики и… ваша курсовая. Если даже во время отдыха вы думаете о своей теме, а не мемы листаете — оно.
Мой традиционно не самый любимый месяц — май. Внезапно появляются особые фигуры, «подснежники», которые никак в течение года себя не проявляли. Как правило, они присылают свою работу за день до загрузки в LMS, с кучей извинительных смайликов. А ты сделать уже ничего не можешь, разве что только прочитать.
Научный руководитель — тоже человек. Не стоит питать иллюзий, что он с нетерпением ждет твою работу, чтобы погрузиться в свое кресло-качалку и приступить к любимому чтиву
Иногда приходится тратить на вычитку целый день. По нормативным документам, преподаватель уделяет одной курсовой работе семь часов в год — это же нонсенс. При лучшем раскладе необходимо встречаться со студентом раз в неделю, чтобы давать и проверять задания, три таких встречи — и годовой план выполнен.
Забавных моментов в работе над курсовой немного, но они случаются. В этом году столкнулась с довольно забавной просьбой стать научным руководителем: «Я чувствую себя запутавшимся паровозиком, помогите мне, пожалуйста, встать на верный путь». Или был такой случай: у меня писали дипломы близняшки. Причем по очень схожим темам работали. Волей случая, их еще и на одну комиссию поставили. Мне тогда пришлось просить учебную часть развести их по разным, чтобы у членов комиссии не было дежавю.
Случаи, когда приходилось отказываться от руководства, тоже встречались в практике. Порой хватает и первого письма от студента с содержанием в духе: «Знаете, мне все отказали, возьмите меня, пожалуйста». Иногда не сходились со студентом эмоционально. Для меня очень важно видеть воодушевленность и воспринимать студента как союзника, а не наблюдать потухшие глаза и слышать вопрос о том, что ему делать. За месяц до заключения нашего сотрудничества я даю задание, чтобы проверить все навыки, умения и качества студента. Часть из них, конечно, расстаются со мной на этом этапе.
Писать научную работу самому сложнее, чем быть научным руководителем. Когда пишешь один, то хочется отложить что-то в дальний ящик и передвинуть дедлайн. Поэтому руководителем быть проще. На тебе лежит ответственность за работу студента, которая мотивирует к проверке и редактированию. Возможно, результат может зависеть даже от того, какую литературу ты посоветуешь в начале и в какое русло направишь — тут сильно расслабляться нельзя.
Есть ряд сложностей и в работе научного руководителя. Когда у тебя несколько студенческих работ, нужно максимально вникнуть в каждую из них, что не так просто. Это студенту легко — у него есть одна своя работа, а научному руководителю нужно постоянно переключаться с одной на другую. Каждому студенту еще нужно объяснить структуру, оформление и другие тонкости. У преподавателей на этот счет есть свой лайфхак: собирать всех на первой встрече и всем сразу объяснить, что такое теоретическая часть.
Три главных установки для научного руководителя: проверять, доверять, не предъявлять высоких требований к студенту. Во-первых, нужно понимать особенности поколения, которое привыкло работать от дедлайна до дедлайна, а мотивацию получать в виде лайков и других поощрений. Надо работу строить поэтапно, а проверки устраивать регулярно. Сделал — получил от преподавателя лайк. Во-вторых, нередко мои коллеги заблуждаются в том, что человек на 1-2 курсе не способен написать что-либо дельное и стоящее, хотя возраст ничего не решает. Или другая крайность: ждать от учащегося слишком многого и укорять за то, что он пока не знает, как пользоваться электронными ресурсами Вышки. Нужно строить дружеские отношения со студентом, а не смотреть на него свысока. Многие бывшие студенты, с которыми у нас сложилось сотрудничество, в дальнейшем становятся моими коллегами. Разве это не показатель действительно успешной совместной работы?
Ксения Деменева
Факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ, Нижний Новгород
В выборе темы для меня принципиально важной является свобода воли студента. Только он может решать, чем ему заниматься.
Наука — это то, что делается по любви, здесь нет места насилию
Поэтому сначала я прощупываю круг читательских интересов и с этим знанием двигаюсь в сторону научной проблематики. Часть острых и интересных проблем не имеют непосредственного отношения к литературоведению, но почему бы их не рассмотреть, если они позволят студенту шагнуть вперед?
Корректировать темы приходится почти всегда, поскольку умение ставить проблемные вопросы очень слабо развивается в школе. Нас приучают решать проблемы, а не искать их. Пару раз я отказалась брать курсовые по авторам, чье творчество мне неинтересно. Бывает и так: человек хочет писать у меня, но я знаю, что с этой темой ему лучше обратиться к кому-то из моих коллег. Одно дело — личная совместимость, другое — профессиональная экспертиза. Думаю, второе в конечном итоге важнее.
Забавно, пожалуй, то, что есть студенты, в которых я узнаю себя. Когда-то у меня были проекты, в которые я свято верила — от них камня на камне не осталось. И когда студент приходит и говорит: «Хочу заниматься автором X», автором, который привлекал и меня в студенческие годы, я разрываюсь между желанием не дать ему потратить зря время и уважением к свободной воле. Мне-то никто палки в колеса не вставлял. Так, смотрели с немым укором и говорили: «Бог с тобой, изучай, что хочешь!»
Корректировать, конечно, нужно не только темы, но и текст самой курсовой. Это очень сложно сделать, когда студент присылает работу очень поздно. Обычно курсовые начинают сыпаться, как горох из мешка, за несколько дней до дедлайна, поэтому приходится их читать non-stop: в транспорте, на перемене между парами, кормя детей и кошку, лежа в постели со слипающимися уже глазами. Если курсовая занимательная, хорошо написана, могу прочитать сразу всю, но обычно надо заниматься редактированием. Это отвлекает от смысла и катастрофически замедляет чтение. Но не бывает дельных мыслей без хорошей формы их выражения. Однако, каждая ошибка — яркая индивидуальность!
Если бы не поджимающие нас сроки, я бы любовалась ошибками – в них человек проявляет себя гораздо полнее, чем в гладком и ровном тексте
Ошибка — это вызов, точка роста. Сколько прекрасных вещей в мире выросло из ошибок и ляпов! Ведь лучше они, чем совсем ничего. Бывало так, что пропадал контакт со студентом. Как только одна из сторон замолкает, продолжать процесс становится затруднительно. Но, поскольку студент больше заинтересован в защите курсовой, чем кто бы то ни было, в конечном итоге все ситуации, даже конфликтные, решаются.
Работать над исследованием самому, безусловно, труднее. Собственная научная деятельность требует колоссальных затрат: временных, интеллектуальных, волевых. А прочитать курсовую и подсказать интересные сюжеты не так уж и сложно. Есть вообще самовозные студенты: сам тему нашел, сам проблему поставил, сам все грамотно написал и блестяще защитился. Таким главное не мешать. А вот что действительно трудно — это читать по 10 курсовых впритык к дедлайну. Очень трудно. Вот тут хочется взять кнут и пряник, и… начать подпихивать студентов пряником в сторону светлого будущего.
В советах для продуктивной научной деятельности и успешных результатов буду предельно краткой и ясной: не заваливать дедлайны, слушать собеседника, не плодить сущности без необходимости.
Кирилл Мартынов
Факультет гуманитарных наук, Школа философии НИУ ВШЭ, Москва
Страдания научного руководителя начинаются с того, что он, конечно, должен предложить какую-то разумную процедуру выбора темы. Хороший сценарий для начала научной работы — формат переговоров. Интерфейс этого взаимодействия должен быть дружелюбным. Были случаи, когда встречался в баре со студентами, у которых были экзотические темы типа философии Маркиза де Сада. Но чаще, конечно, обсуждаем работу сидя в кафе. В этом есть своя изюминка: сидишь за столиком с чашкой кофе и распечатками студенческих записей и представляешь себя французским философом.
Однако, такой сценарий работает не у всех. Как правило, бывают две крайности: навязывать собственную тему или брать немного размытую и гигантскую идею студента. Первая крайность заключается в распределении своих тем между студентами: вы пишете эту курсовую, вы — вот эту. Я считаю, что такая установка совсем не удовлетворяет претензию нашего университета на свободу исследований. С другой стороны, некоторые студенты наоборот счастливы, что с них сняли ответственность. Хорошее оправдание в случае неудачи: это научник мне ее подсунул, я не виноват.
Вторая крайность: студент на 1 курсе приходит с гигантской темой, собирается сотворить что-то совершенно гениальное и новое, написать 12-томный труд по философии справедливости. В таком случае нет ощущения соразмерности времени, формата и задачи.Обычно со своими темами приходят уже хорошие, эрудированные студенты, с перспективой на отличный диплом. Но им не хватает академического опыта.
По сравнению с западными студентами, мы очень мало пишем. Там образование строится на установке постоянно генерировать оригинальные тексты. Когда мало навыков, появляются трудности и при структурировании. Как организовать текст? Что должно быть во введении? Как сделать так, чтобы название совпадало с содержанием работы? Перечень этих вопросов можно продолжать долго.
Чтобы работа получилась хорошей, должно быть интересно всем: и студенту, и преподавателю. Обычно предлагаю работать по темам, которые представляют собой какой-то общественный интерес. Например, сейчас очень актуальны исследования о видеоиграх. Размытости можно избежать, если изучать конкретные вещи, заниматься определенной разновидностью аргументов.
Для процесса работы над курсовой тоже есть два сценария. Самый распространенный: в сентябре вы встречаетесь со студентом, проводите переговоры. Он у вас из вежливости спрашивает список литературы, вы ему даете этот список, и после этого он исчезает. Вообще, у студента есть некая социальная иллюзия о том, что научрук думает о нем и его невыполненных дедлайнах и днем, и ночью. За день до часа Х студент присылает работу и пишет: «Это черновик. Напишите мне что-нибудь». И ты иногда даже успеваешь. Моя задача — объективно оценить, конечно, но не топить. Написать своеобразную апологию его курсовой: знаете, видно, что он пытался, дописать не смог, но старался, давайте ему поставим удовлетворительную оценку. 70% отзывов пишутся по этой схеме. Бывают и радикальные хулиганы, которые все в последний момент в LMS загружают. Когда вот так поступают, у меня просто нет другого выбора, как сидеть и читать. Иногда приходится ночью не спать.
Отказываться от руководства никогда не приходилось. У меня нет ощущения, что я владею монополией на истинное высказывание, поэтому всегда стараюсь идти навстречу студенту при каких-либо сложностях или спорах. Но обычно я передаю студентов, которые планируют на чем-то узко специализироваться, соответствующим их интересам коллегам для доведения до готовности на старших курсах. В таких ситуациях я чувствую себя фабрикой по первичной подготовке первокурсников-второкурсников к научной деятельности. Более серьезные и последовательные люди изучают вещи, которые взаимосвязаны: берут тему для первой курсовой работы, потом расширяют, усложняют контекст.
Я в целом рекомендую действовать по этой модели, но если вы не хотите два года работать по выбранной теме, то большой драмы в этом нет. Важно видеть какую-то преемственность между своими работами, однако экспериментировать тоже можно, и я часто это поощряю.
Я бы мог выделить три главных сложности, через которые проходят научный руководитель и студент. Во-первых, предмет изучения может стать неинтересным. Это необходимо исправить на первичном этапе. Вторая проблема: студент почему-то решает, что по его теме никто ничего не писал и начинает изобретать велосипед. У меня есть очень простой совет: найдите пять работ примерно вашего уровня, посмотрите структуру и оформление. Тактика простая: скачать все работы с ключевыми словами по теме, просмотреть используемую литературу, чтобы собрать информацию. Третьей сложностью можно назвать оборотную сторону второй проблемы: когда люди начинают паниковать по поводу недостаточной компетентности и не могут остановиться читать научные работы. Здесь важно уметь сортировать информацию. Во многом это навык чисто механический, так как есть агрегаторы научных статей: Google Scholar или JSTOR. Понятно, что вы должны найти наиболее цитируемые статьи, чтобы их цитируемость пересекалась с релевантностью вашей темы. Эта работа не бесконечна: можно взять пять основных статей.
Более того, никогда не нужно считать себя невеждой в области, которой вы занимаетесь. В известной книге Умберто Эко «Как написать дипломную работу» главный совет готовит человека к верной установке: академическая деятельность в целом построена на принципе авторства. Когда вы выходите на защиту и говорите, что вы такой маленький в этом мире науки, что до вас много уже писали, ваша идентичность начинает испаряться. Вы расходуете свой интеллект, временные ресурсы. Представляйте себя Д’Артаньяном, который взбирается на кафедру для уверенной речи.
У научного руководителя главная задача — индивидуализировать студента. Не делать конвейер из учащихся, а с каждым консультироваться индивидуально, уделять время каждому. Кто знает, возможно, кому-то это поможет влюбиться в науку
Текст: Анна Кострова
Редактор: Анастасия Елфимова