обложка философ

Есть ли жизнь после философского

Есть ли жизнь после философского: как учиться и кем работать? Выпускники-философы рассказывают о том, зачем читать Платона и Канта и как они могут пригодиться в работе.

Сережа

бакалавр философии ВШЭ, специалист по анализу данных в «МТС»

Ангелина

бакалавр философии ВШЭ, HR-специалист в компании «Skyeng»

Антон

магистр философии, преподаватель Лицея ВШЭ

Анастасия

бакалавр философии ВШЭ, методист онлайн-курсов в программе развития педагогов от Яндекс учебника

О выборе направления

Уже с пятого класса Антон знал, что хочет связать свою жизнь с исследованиями. Он всерьез увлекался историей и философией в школе и трижды побеждал на всероссийской олимпиаде по обществознанию. «Не думаю, что у меня был момент принятия решения поступать на философский. Я знал ещё с 7-го, когда писал первую философскую заметку о “Властелине колец”. К 11-му классу после Олимпиад и знакомства с Владимиром Натановичем Порусом, профессором Школы философии ВШЭ, всё было однозначно», — рассказывает Антон.

Для Насти выбор факультета был спланированным. В 10 лет она написала свою первую заметку о свободе воли, а в 8-м классе прочитала «Государство» Платона: «Это странно, когда ребенок спрашивает не “почему трава зеленая, а небо голубое”, а “почему трава, почему небо и почему я существую?”. В детстве никто не мог дать мне ответ на эти вопросы, они остались без ответа. А после прочтения Платона, я увидела, как можно отвечать на эти вопросы и задавать их».

Настя рассказала, что оказалась на философском факультете благодаря Платону и именно там её желание задавать вопросы нашло применение. С навыком во всём сомневаться в школе Насте было тяжело: «У нас в целом в стране кризис системы образования, в которой очень много “унижающих” практик, где учитель как бы доминирует. На мой взгляд, преподаватель — это скорее советник, наставник, с которым можно говорить на равных, а не хранитель тайного знания». Поэтому Настя решила, что нигде ей не будет так комфортно, как на философском.

Но есть студенты, для которых поступление на философский было неожиданным. Так, до поступления Ангелина ничего не знала о философии как об учебном направлении. По словам девушки, в Казахстане в ее родном маленьком городе об этой дисциплине в университетской парадигме мало что знают. Сначала Ангелина училась на физико-техническом факультете, а затем решила перепоступить на философию: «В Москве учились мои друзья, и я решила написать олимпиаду Вышки, так как знала, что это известный вуз и учеба в нем интересная. Олимпиаду я писала по нескольким направлениям, но прошла только на философию и подумала: почему бы не попробовать?»

Для Сережи философия стала третьим по счету учебным направлением. Сначала он поступил на Программную инженерию, потом перевелся на Менеджмент. Проучившись год, Сережа задумался о переводе на другое направление: «Обычно окружающие ожидают, что у тебя есть понимание, что ты хотел бы делать в будущем. Но у меня ответа не было. Тогда меня начал волновать вопрос о смысле жизни и я подумал, что на философском можно найти на него ответ, и решился перевестись», — вспоминает Сережа.

Учебный процесс

«На философии мы изучали историю философии, логику, латынь и древнегреческий, политическую философию, эстетику, русскую философию и другие предметы. В основном мы читали и интерпретировали тексты», — рассказывает Сережа, — «Мне было интересно, когда благодаря обсуждению происходило столкновение мнений. С однокурсниками мы читали один и тот же текст, но были совершенно разные интерпретации. Это позволяло увидеть мир немного по-другому и сформулировать свою позицию».

Для Сережи изучение философии стало прочным фундаментом во всех сферах жизни. Обучение помогло ему развить навыки и способности, которые очень пригодились как в жизни, так и в работе: навык общения, умение анализировать чужую точку зрения и разбивать проблему на составные части. Также Сережа рассказал, что он научился уважать мнение других людей и понял, что не нужно принуждать других людей думать так же, как ты, а другие люди тоже не должны себя принуждать к этому.

«Учеба на философском предполагает работу с информацией и ее анализ. Порой, это огромные объемы: задают читать 100 страниц на следующий день или неделю, а у тебя таких предметов пять. Хочешь, не хочешь — ты выживаешь. Приходит понимание, как работать с этой информацией так, чтобы ты мог что-то получить от нее и сделать это на скорость», — рассказывает Ангелина.

Некоторые студенты, попадая на философский, приходят к более глубокому пониманию себя и иногда кардинально меняют свои взгляды и интересы. Так, Антон посвятил первые четыре года бакалавра исследованиям трудов Пьера Бурдье и понял, что ему гораздо ближе художественная литература, русская философия и преподавание. В 2019-м году вышла первая книга Антона «Мифологические мотивы в творчестве Гоголя», в основу которой легла его магистерская диссертация. «На изменение исследовательских интересов повлияла не столько учеба на философском, хотя общение с Порусом сыграло свою роль, сколько опыт педагогической работы и общение с учениками.

Я понял, что живые учащиеся мне ближе, чем труды Бурдье, — делится Антон.

Настя рассказывает, что на она философском приобрела новый взгляд на мир: «Я могу занять позицию исследователя экзистенциального кризиса, а не пребывать в нем сама и это очень ценное приобретение, потому что умение избавиться от депрессии всегда ценно». Для Насти философия — это чувство полноты жизни. Она объясняет, что в истории, где что мир театр, а мы в нем актеры, философ, занимает отстраненную позицию и оценивает происходящее не только на сцене, но и за кулисами. Настя сравнивает философа с критиком в зрительном зале. Он может менять очки — разные философские системы, которые позволяют увидеть мир в совершенно ином свете и форме.

Трудоустройство

Настя рассказывает, чтосамый часто задаваемый выпускнику философского факультета вопрос не «В чем смысл жизни?», а «Кем ты будешь работать?». «На мой взгляд, — это глупый вопрос. Есть статистика, что треть выпускников не работает по специальности. Поэтому, когда мне задавали вопрос “Кем ты будешь работать?” я отвечала “А вы?”», — говорит она. По мнению Насти, идти в университет, чтобы хорошо устроится на работу — это, в нынешние времена, провальная стратегия. «Мне очень ценна парадигма образования как формирования образа мысли. За этим нужно идти в университет. Но мы видим как университет хочет, чтобы выпускники в первую очередь, хорошо устроились на работу, поэтому он займется теперь, как мне видится, формированием навыков, а не образа мысли», — делится Настя.

Сережа с конца первого курса пробовал себя в разных сферах: от тренера по тимбилдингу до бизнес-аналитика. Придя в компанию на четвертом курсе, он за год вырос до старшего IT-инженера, а еще через год стал менеджером программного отделения. После года путешествий и занятий музыкой Сережа вернулся в IT-сферу и работает data-менеджером в компании МТС. «Я занимаюсь разработкой и поддержанием инфраструктуры работы с данными. То есть налаживаю процессы обработки данных, строю склады данных, обеспечиваю их поставку. Как логист занимается поставкой продукции, так и data-инженер выстраивает цепочки передачи данных».

Ангелина начала совмещать учебу с работой на втором курсе: она устроилась на стажировку в компанию Skyeng рекрутером в HR-отдел по найму сотрудников и преподавателей в компанию. Стажировка прошла успешно, и на 4-м курсе Ангелина начала работать в компании в качестве джуниор-менеджера. После защиты диплома она перешла на полноценную рабочую неделю. Сейчас Ангелина продолжает работать в компании и пока это ее основной заработок. В обязанности Ангелины входит подбор персонала и оптимизация условий его труда.

Антону же философия не просто помогла в работе, но была содержательно с ней связана. «Я совмещал работу с учебой все годы обучения. Сначала я готовил московскую команду олимпиадников к Всероссу по обществознанию в Центре педагогического мастерства. Я преподавал там социологию и философию. Со второго курса и по настоящее время я работаю в Лицее ВШЭ и самой Вышке», — рассказывает Антон.

Настя со второго курса подрабатывала репетитором английского, учебным ассистентом и контент-менеджером онлайн-курсов в Лицее Вышки на кафедре теория познания. На четвертом курсе она начала работать на кафедре трансцендентальной философии стажером-исследователем и по сей день работает в лаборатории. Во время работы в лицее Настя поняла, что за онлайн-образованием будущее. Тогда же она пошла на стажировку и сейчас работает методистом онлайн-курсов по программе развития педагогов «Я учитель» в компании «Яндекс». «Мы делаем курсы для учителей по всей России. У нас интересные амбициозные задачи, классная команда, атмосфера замечательная. Я считаю, что мы делаем действительно важное и нужное дело, меняем к лучшему образование», — рассказывает Настя.

Почему философия может не стать делом всей жизни

«На это есть разные причины: от случайного попадания на факультет до смены интересов», — говорит Антон. Он рассказывает, что в нашей стране, в отличие от Америки и большинства европейских стран, на философский постоянно попадают люди, не имеющие к философии никакого отношения и с самого начала не желавшие ею заниматься. «Почему-то считается, что поступить на философский и учиться здесь проще, чем на многих других факультетах, а потому сюда поступает много таких абитуриентов, которые просто больше никуда не смогли поступить. Они уходят потом — кто куда, но, конечно, жизнь их и не могла быть с философией связана», — рассказывает Антон.

Другой распространенный вариант — это изменение интересов, жизненных целей или жизненных обстоятельств. Антон приводит в пример Пьера Бурдье, который окончил философский факультет (самый престижный в то время во Франции), написал несколько работ по философии, но потом стал антропологом и социологом. «Также я знал талантливого философа, которого отец просто вырвал из магистратуры и заставил заниматься бизнесом, чтобы сын унаследовал фирму и состояние отца, иначе это состояние отошло бы бог знает кому. Бывают и такие случаи», — рассказывает Антон.

Немаловажен и финансовый вопрос. «Если ты максимально серьезно относишься к философии и учишься все эти годы, то нужно, чтобы тебя кто-то содержал», — делится Настя, — «Это банальность, но в нашей стране, даже за работу в аспирантуре тебе не платят. Так что если ты вовремя не подсуетился и не выиграл какой-то грант, то финансовое положение так себе».

«Карьера ученого не для всех», — говорит Ангелина, — «чтобы научная деятельность приносила доход, должно пройти значительное время». Она рассказывает, что изучения философии в университете предполагает нацеленность скорее на научное, а не практическое применение полученных знаний. «Мне нужно было обеспечивать себя самостоятельно и я не собиралась связывать свою жизнь с наукой. Поэтому я решила развиваться в более прикладной сфере деятельности», — делится Ангелина.

Настя отмечает, что в условиях нашей страны философия жить не может главным образом из-за бюрократии, отсутствия академических прав и свободы слова. «Сложно продолжать обучение по специальности в контексте реорганизации, которая происходила в Школе философии ВШЭ летом 2020). Довольно трудно было за этим наблюдать безэмоционально. По прошествии времени, осталось неясным, как увольнение хороших преподавателей может хорошо повлиять на образование? Наверное, хорошо повлияло на образование за стенами ВШЭ, создали «Свободный университет», — рассказывает Настя. Для себя она не оставляет идею построить карьеру преподавателя, если ее будет возможно совмещать с гражданской позицией.

Советы студентам

Антон советует абитуриентам-философам выбирать не абстрактный факультет, а личность конкретного преподавателя, который будет работать ними, не как с рядовым студентом, а как с личностью. Он также отмечает важность понимания того, насколько серьезно увлечение человека философией прежде, чем идти в университет. Лучший способ это понять Антон видит в наблюдении не за тем, что человек говорит, вполне искренне думая о себе или наедине с собой, а за тем, что он делает.

Любовь всегда деятельна, в том числе любовь к мудрости. Что и кого человек на самом деле любит — всегда видно, чем он на самом деле занят, чему он себя посвящает. Если он говорит, что ему философия интересна, но при этом он ничего не читает, то подлинные его интересы совсем другие. А если он к 16-18-ти годам пытается читать то, другое, третье, пытается искать контакты со специалистами, не устает задавать вопросы учителям, участвовать в олимпиадах, то деятельность говорит о том, что в самом деле это любовь, а не легкое увлечение, — говорит Антон.

Ангелина советует не бояться, что обучение никуда не приведет, не пасовать и бороться со страхом, если он есть: «На философский не все приходят осознанно. Если у вас есть понимание, чем вы хотите заниматься, то философия не может помешать этому. Если вы чего-то очень хотите и вам это надо — силы и время всегда найдутся».
Сережа делится советом не расстраиваться из-за оценок. На его взгляд, если человек не работает в научной среде, на его оценки никто не смотрит. Так, Сережа рассказывает, что на его работе всем было все равно, что указано в его дипломе. Также Сережа советует ориентироваться на смысл деятельности, а не на деньги: «Обычно люди переживают по поводу финансов. Я окончил философский и зарабатываю даже больше, чем многие представители других специальностей. Да, я работаю не философом, а дата-инженером. Но это как раз показывает, что философский не обделяет, а помогает достигать, чего ты хочешь».

По мнению Насти, стоит как можно раньше определиться с направлением деятельности. «На вопросы “чего ты хочешь?”, “Что тебе интересно?” можно ответить, если их правильно сформулировать. В этом философский лично мне помог. Я поняла, как задать этот вопрос. Этот вопрос ценностный. ”Что для тебя важно?”», — делится Настя. Для нее были важны три составляющие в работе: люди, с которыми комфортно работать, благородство профессии и интерес. «Если сразу определиться с ценностями — вопрос о выборе становится легче, но я бы наверно, не смогла правильно увидеть суть этого вопроса, если бы я не училась на философском».


Текст: Ксения Грибинюк, Ирина Савченко
Иллюстрации: Юлия Орлова
Редакторка: Анастасия Елфимова