1 ОБЛОЖКА

Как и на кого учатся в вузах при госструктурах

МГИМО, РАНХиГС, Финансовый университет — в советский период эти вузы или их предшественники были «кузницами неисчислимой бюрократии», а сегодня они обучают и SMM, и HR, и ESG-инвестированию. Однако главное направление осталось прежним: подготовка госслужащих. Мы поговорили с выпускниками о том, как сочетаются новые направления обучения со старыми ориентирами и какие профессиональные пути выбирают те, кто в эти вузы поступает.

Екатерина Федотова, выпускница СИУ РАНХиГС, Факультет государственного и муниципального управления, программа «Управление персоналом»

Роберт Баржаев, выпускник бакалавриата Финансового университета, программа «Международные финансы», студент магистратуры «Финансовый анализ и оценка инвестиционных решений»

Анастасия Давыденко, выпускница МГИМО, Факультет прикладной экономики и коммерции, направление «Торговое дело»

КАК ВЫБИРАЛИ ВУЗ

Роберт, выпускник бакалавриата Финансового университета, пошел в этот вуз из-за «семейной преемственности». Родители считали, что образование в сфере финансов обеспечит сыну будущее. Однако в детстве он мечтал работать актером или режиссером, хотя говорит, что никогда не воспринимал эти мысли всерьез. Во время учебы в школе Роберт был сильно загружен: ходил на самбо, занимался игрой на баяне, учился на отлично. «Не было времени подумать, кем я хочу стать и что для этого делать, поэтому просто хранил в себе эту идею [о работе в киноиндустрии]», — говорит герой. В результате он не смог реализовать свою раннюю мечту. Но ближе к поступлению в вуз Роберту и самому начала нравиться финансовая сфера. По его словам, изучение финансовых процессов позволяет понять, как устроен мир, откуда берутся деньги, как их зарабатывать. Героя также привлекал высокий уровень зарплат. «Думаю, это нравится всем», — говорит он. К тому, что вуз создан при правительстве, он относился в целом равнодушно, хотя и допускал, что это может быть хорошо для личного бренда.

Выпускница новосибирского филиала РАНХиГС Екатерина приехала в Новосибирск из Бурятии. Она выбрала этот вуз из-за хороших преподавателей и возможности получить московский диплом, о чем ей рассказала знакомая, которая здесь училась. При этом направление обучения «Управление персоналом» девушка выбирала, по ее словам, с закрытыми глазами. Екатерина была уверена, что точно будет работать в госорганах: «Думала, что это моя карьера: только туда пойду и больше никуда», поэтому хорошо относилась к тому, что университет при президенте.

Думала, что это моя карьера: только туда пойду и больше никуда.

Так же как и Роберт, Анастасия, выпускница факультета прикладной экономики и коммерции МГИМО, любила творчество: пять лет училась в художественной школе, два года ходила на бальные танцы, организовывала школьные мероприятия, вела выпускной. Однако девушка считала, что заработать на этом невозможно, поэтому Анастасия пошла на экономический факультет, так как хорошо знала математику. Девушка отмечает, что еще не понимала точно, кем хочет работать. На выбор поступать в МГИМО большое влияние оказали родители. Анастасия очень боялась переезжать из Твери в Москву, но отец сказал: «А кто, если не ты, там будет учиться?». И Анастасия уехала в столицу.

КТО УЧИЛ, ЧЕМУ УЧИЛИ

Екатерина рассказывает, что в СИУ РАНХиГС все сильно зависело от возраста преподавателя: старшие делали больший акцент на госслужбу, молодые рассказывали о компаниях и новых методах управления персоналом. Вуз также приглашал сторонних лекторов. Среди них были и госслужащие, однако чаще всего в вуз приходили бывшие выпускники, представители кадровых агентств или торговых сетей. У них в основном были прагматичные цели: представители компаний стремились привлечь студентов проходить практику именно в их структурах.

Анастасия же отмечает, что в МГИМО госслужащие наоборот приходили разговаривать со студентами чаще других. Девушка предполагает, что это происходило из-за сотрудничества чиновников с руководством университета. Также вуз посещали медийные личности, бизнесмены и другие люди, успешные в различных сферах. Анастасия признается, что редко приходила на такие встречи, так как основная учеба занимала много времени, однако часто видела объявления об этих мероприятиях. Так как, по словам Анастасии, МГИМО готовит специалистов, которые способны работать и учиться за границей, в университете не было пропаганды, которая искажала бы представления студентов о других государствах и международных отношениях. Учебная программа примерно наполовину состояла из таких предметов, как, например, таможенное дело. На них студентов готовили к работе в госорганах. Анастасия отмечает, что после окончания вуза многие выпускники не знали, где им дальше работать: университет не помогал им выбирать профессиональный путь.

Роберт рассказывает, что в Финансовый университет чаще других приходили люди, успешные в финансовой сфере: руководители больших компаний и профессора. Примерно 30% приглашенных лекторов, по его словам, — это госслужащие, которые рассказывали о перспективах работы в госсекторе и о важности молодых специалистов для госсистемы. Среди приглашенных лекторов был и министр экономики Антон Силуанов, который говорил, что студентов Финансового университета ждет большое будущее. Роберт учился на программе двух дипломов, на которой готовили специалистов, понимающих, как работать в иностранных компаниях. Так как граждан России вряд ли взяли бы на работу в госсектор другой страны, студенты больше изучали частные компании. Хотя были и предметы, направленные на изучение структуры госкорпораций. Среди них, например, финансовый контроль. По мнению Роберта, профессора Финансового университета не стремились приукрасить состояние российской экономики и признавали, например, что она развивающаяся. Однако преподаватели не оценивали эти факты эмоционально и вели себя довольно сдержанно. «Эмоциональная составляющая никого не интересует», — говорит Роберт. Он уверен, что преподаватели вряд ли смогли бы ввести студентов в заблуждение, так как учащиеся хорошо представляли реальное состояние экономики. «Все мы понимали нынешнее положение дел», — отмечает герой.

ПРАКТИКА: В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ И В КОМПАНИИ

Первые две практики Екатерина проходила в госструктурах. Сначала она была помощником ведущего специалиста канцелярии в мэрии Новосибирска. Затем — помощником ведущего специалиста в центре оценки при областном правительстве, где занималась аттестацией госслужащих. Факультет не требовал проходить практику именно в госорганах, но ей нравилось там работать. Однако преддипломную практику Екатерина решила пройти в кадровом агентстве. На этой стажировке она поняла, насколько лучше работать в частной компании, чем в госсекторе. Так изменился ее профессиональный путь.

Роберт также считает, что для подавляющего большинства студентов практика в частной компании гораздо интереснее практики в госсекторе. По словам героя, 90% выпускников его вуза шли в коммерческий сектор, при том что 30-40% рекомендованных университетом мест для стажировки были в государственных предприятиях и учреждениях. Сам он проходил практику в компании, которая подведомственна Финансовому университету. Пройти стажировку именно там ему предложил преподаватель, который был генеральным директором компании. Роберт там выполнял небольшие задачи, связанные с финансовой отчетностью. В основном занимался цифровым консалтингом. «Этот опыт был полезным», — отмечает герой.

Совершенно иначе практика выглядела у Анастасии. МГИМО направил ее в палату Уполномоченного по защите прав предпринимателей Московской области. Несмотря на то, что девушка училась на экономиста, ее определили в юридический отдел. Однако даже юридическую работу она не выполняла: «Там была табличка Excel, в которую я записывала имена и фамилии депутатов, которым нужно прислать открытки на День рождения». Анастасия отмечает, что далеко не всех студентов отправляли на стажировку в госорганы, чаще всего вуз предлагал места в частных компаниях. Кроме того, студенты могли сами найти место для практики. Однако для многих стажировка оказывалась бесполезной, так как в основном студентам приходилось выполнять ненужную бумажную работу. По словам Анастасии, проблемы с практикой в университете, вероятно, связаны с тем, что руководство факультета не участвует в распределении студентов: «Практикой занимается отдельный аппарат МГИМО, и им без разницы: какие вакансии есть, такие и предлагают».

Там была табличка Excel, в которую я записывала имена и фамилии депутатов, которым нужно прислать открытки на День рождения.

ЦЕНЗУРА

Провозглашенная в Конституции свобода слова с каждым годом ограничивается все больше, и не только в университетской среде. Тем не менее Роберт считает, что на их факультете в целом цензуры не было. «Экономика — это не политика, она не затрагивает конкретных личностей, чья репутация может пострадать», — говорит он. При этом герой отмечает, что студенты сами не критиковали резко власть и профессорам не приходилось никого ограничивать.

В то же время в МГИМО, по словам Анастасии, цензура есть во всех соцсетях университета. Однако она оговаривается, что сама не пробовала высказываться публично в вузе о политике, а потому не может с уверенностью определить степень свободы слова в МГИМО.

КЕМ ВЫПУСТИЛИСЬ ИЗ ВУЗА

Сейчас Екатерина, которая была уверена, что будет делать карьеру в госорганах, работает рекрутером в частном кадровом холдинге. На этот выбор повлияло многое: и преддипломная практика, и более высокий уровень зарплат, а также нелюбовь к бюрократии, которая свойственна российским госорганам. Из 17 ее однокурсников только два человека работают в госорганах. Также героиня отмечает, что благодаря учебе в вузе она стала лучше понимать действия власти и управленцев в целом. Это изменило ее отношение к политике, однако рассказать об этом более подробно Екатерина отказалась.

Роберт, который мечтал о творческой профессии и пришел в вуз по наставлению родителей, работает по специальности: аудитором в частной французской компании. Этот опыт он считает очень полезным для дальнейшей карьеры в финансовой сфере. Работа на госсектор его мало привлекает, так как требует большей ответственности. Кроме того, госкомпаниях и ведомствах сотрудники менее дружелюбные и сплоченные, чем в частном секторе, отмечает он. Тем не менее, Роберт стажировался в дочерней компании Росатома и отмечает, что готов работать и на государственных предприятиях. «У меня нет такого, что я хочу работать по признаку государственная — негосударственная, иностранная — не иностранная. Где хорошо, где чувствуешь себя полезным, развиваешься, там ты и должен быть», — говорит герой. Также он отмечает, что на его отношение к госслужбе и государству университет никак не повлиял. В целом же, по словам героя, выпускники в госсектор не идут: ни один из знакомых однокурсников Роберта не работает в ведомстве или государственной компании, разве что некоторые проходили там практику.

Где хорошо, где чувствуешь себя полезным, развиваешься, там ты и должен быть.

Анастасия, которой также нравилось творчество, после выпуска не стала работать по специальности. Сейчас она фрилансер и занимается SMM для коммерческих аккаунтов. Анастасия отмечает, что МГИМО повлиял на ее предпочтения в выборе клиентов. Так как в вузе она изучала коммерцию и развитие частных компаний, ей интересна работа с  частными компаниями. В это же время ее коллеги предпочитают взаимодействовать с блогерами. Политикой Анастасия не интересовалась и не уделяла большого внимания предметам, которые связаны с управлением экономикой страны, поэтому ее отношение к власти вуз не изменил.

ВУЗ ПРИ ГОССТРУКТУРЕ — ЭТО ХОРОШО?

По словам Екатерины, благодаря привязке вуза к президенту, университет не коррумпированный, в отличие от некоторых других высших учебных заведений Новосибирска. Кроме того, университет узнаваем и котируется в том числе в других городах. Екатерина рада, что училась здесь: «Я люблю свой вуз, люблю свою кафедру».

Анастасия также считает, что у вуза при госструктуре больше преимуществ. По ее мнению, учеба в таком университете — это статус, который дает больше возможностей и который можно указать в резюме. Однако она признается, что в целом вуз оставил о себе не самые лучшие впечатления.

Роберт считает, что подведомственному вузу проще получать государственную поддержку и обеспечивать стабильность бюджета. Однако он отмечает, что в таком университете может быть опасность пропаганды госслужбы и необъективности преподавателей. Сам он с таким не сталкивался и рад, что закончил этот университет. Герой  убежден, что преподаватели не могут серьезно повлиять на мировоззрение студента, так как в университете у него есть главное: библиотека и доступ к научной литературе. А дальше все зависит только от студента и его желаний: «Неважно, как ты относишься к своему университету, главное, чего ты хочешь сам».

Текст: Михаил Масеев
Редакторка: Мария Чепелева
Иллюстрации: Наталья Зеленова