_L5hqOaeqoY

Премия The Vyshka 2020

Большую часть этого года мы провели на самоизоляции, но это не значит, что количество инфоповодов уменьшилось. Университетская среда столкнулась с давлением, массовыми отчисления и увольнениями преподавателей, но в то же время — с невероятной солидарностью и новыми открытиями.

В этот сложный год нашими героями стали студенты-медики. Они работали с больными коронавирусом в качестве учебной практики и боролись за свои права как в России, так и в Беларуси. Мы ценим ваше трудолюбие и вклад в борьбу с коронавирусом, вы — герои.
 
К сожалению, не обошлось без сомнительных схем и давления на студентов-медиков: например, в Тюмени студентов заставляли бесплатно работать в поликлиниках, а  студенты Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Ростова-на-Дону столкнулись с принудительным прохождением онлайн-курсов по борьбе с коронавирусом под чужими именами.

Фейлом года наша редакция считает инициацию проверки РАНХиГC «на благонадежность». В октябре Никулинская районная прокуратура решила проверить университет на «исполнение законодательств», а именно – выявить студентов, которые разделяют оппозиционные взгляды. 

«Команда Жукова» создала открытое письмо, где поставила под сомнение правомерность такой проверки. 20 октября началась проверка в отношении Никулинского межрайонного прокурора Константина Простакова. Согласно данным столичного управления, он не согласовал инициативу с прокуратурой Москвы. 

Спустя два года мы наконец-то нашли то, что действительно можно назвать успехом в университетской среде — публичные кампании студенток и студентов против домогательств в университетской среде. В этом году тема харассмента в академии не раз поднималась и в студенческих медиа, и в личных блогах тех, кто столкнулся с некорректным поведением со стороны преподавателей, было создано несколько петиций против домогательствах в вузах.

В апреле несколько девушек с филфака МГУ анонимно заявили о домогательствах со стороны преподавателей филфака МГУ.  Одна из студенток, Дарья Варакина, заявила о домогательствах со стороны профессора Дмитрия Функа публично. Тогда администрации вуза отреагировала сообщением о том, что дальнейшее разбирательство будет происходить в суде. В августе Дмитрий Функ ушел со своего поста.

В сентябре актриса Мария Русанова обвинила выпускника ВГИКа и режиссера Родиона Белькова в сексуальных домогательствах. На пост актрисы откликнулось более 10 выпускников и студентов университета. 

Также в ноябре студентки РГПУ им. Герцена обвинили бывшего преподавателя Александра Корбинского в домогательствах. В декабре он подал в суд на авторку текста Софью Вольяновой с требованием удалить статью, выпустить опровержение, а также взыскать миллион рублей компенсации, однако суд оставил его иск без движения.

Это лишь несколько историй, которые получили огласку. Многие из них разрешились благодаря активным действиям самих пострадавших от домогательств девушек, а также неравнодушных активисток, несмотря на высказывания и действия администраций факультетов и вузов.

11 ноября студент из села Станкевичи Алексей Дудоладов выложил видеообращение к губернатору Омской области Буркову, в котором пожаловался на плохой деревенский интернет. Видео он записал на 8-метровой березе: это единственное место, с которого студент мог подключаться к парам в Zoom. Обращение быстро набрало популярность, а «Леха из деревни» стал настоящим символом суровых условий удаленки.

Администрация Омской области не смогла пройти мимо: в деревню Станкевичи приезжали специалисты Минпрома и связи для измерения качества сети, а глава Минцифры Шадаев пообещал Дудоладову наладить связь. Омский студент также встретился с губернатором Бурковым, который решил порадовать Алексея подарками: антенной, модемом и усилителем. «Леха из деревни» продолжает вести ТикТок и также участвует в конкурсе «Омич года — 2020».

5200 — столько подписей собрала инициативная группа #вшэпротивцензуры под открытым письмом против поправок в ПВРО. В это число также вошли подписи студентов пермского кампуса НИУ ВШЭ. Они были аннулированы из-за давления администрации. 

Несмотря на число подписей, поправки были приняты Ученым советом 24 января 2019 года. С этого моменты мы, как и другие студенческие медиапроекты, больше не являемся студенческой организацией Вышки. После принятия поправок поддержку от университета получает только та внеучебная деятельность, которая «укрепляет репутацию университета».

Среди прочих изменений — запрет на правозащитную деятельность наряду с политической в стенах университета, а также запрет на «выступление от неопределённого круга обучающихся и/или работников». 

Пары в Zoom, онлайн-сессии и удаленные выпускные: 2020 год запомнится всем нам как время перехода на «дистант». Уже второй учебный год школьники и студенты проводят в режиме онлайн.

Переход на «дистант» начался в марте: с середины месяца все школы России перешли на удаленку из-за пандемии. Постепенно к ним присоединились российские вузы. Чуть позже сдвинулись сроки проведения ЕГЭ, а последние звонки и выпускные пришлось отмечать в Zoom. Несмотря на надежды учащихся вернуться в родные корпуса, дистант продлили до января. 

За время удаленки мы узнали, чем Zoom отличается от MS Teams, подружились с прокторингом и научились вставать за минуту до пары без опозданий. Именно поэтому в новый год мы вступаем более технически подкованными, хотя и с большим желанием оставить пандемию и дистант в уходящем году.

Открытием этого года наша редакция считает Свободный университет. Новость о появлении нового образовательного проекта появилась еще летом на фоне проходящей в Вышки реорганизации и увольнения оппозиционно настроенных преподавателей — Виктора Горбатова, Елены Лукьяновой, Кирилла Мартынова и других сотрудников, которыми очень дорожило студенческое коммюнити. Название площадки говорит о многом, ее создатели были недовольны давлением на университеты и чувствовали потребность в альтернативном и независимом образовании.

Свободный университет запустил запись на курсы в сентябре: на них пошли и некоторые члены нашей редакции и близкие к ней люди. За меньше, чем полгода, существования Свободный университет реализовал два набора на курсы и запомнился своим студентам не только как альтернативное место получения знаний и прохождения дисциплин, которые не всегда или не в полном объеме попадают в учебные планы, но и как важная площадка для академических дискуссий.

Пандемия преградила доступ к образованию для миллионов иностранных студентов, кто-то не успел приехать из своей страны, кого-то коронавирус разлучил с родными на много месяцев. Поэтому, по нашему мнению, главным закрытием года стали границы. 

Иностранные студенты подвергались буллингу со стороны общества из-за стереотипов о коронавирусе, находились под угрозой выселения из общежития. Границы закрывались, открывались и закрывались снова, это принесло студентам немало проблем. Полноценного обучения не удалось организовать даже после начала учебного года, ведь во многих университетах дистанционно были доступны только лекции, но семинары проводились очно.  

Главной потерей для университетов в этом году стали преподаватели, уволенные или отстраненные от деятельности по политическим причинам. В Вышке летом проходила реорганизация факультета права, факультета гуманитарных наук и факультета бизнеса и менеджмента, о которой мы написали большой текст. Из вуза ушли старшие преподаватели Школы философии Виктор Горбатов и Илья Гурьянов, а также доцент Школы Кирилл Мартынов, доцент Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения Элла Панеях и половина сотрудников кафедры конституционного и муниципального права, среди которых Елена Лукьянова, Андрей Щербович и Ирина Алебастрова и многие другие исследователи и преподаватели. Большинство действий вуза были довольно закрытыми, а официальной причиной стало несоответствие нормам оценки публикационной активности.

В этом же году отстранена от преподавания была Юлия Галямина, доцент РАНХиГС и муниципальных депутат, такого права ее решили по приговору в деле об участии в несогласованных митингах. Ранее, во время ее предвыборной кампании летом 2019 года, договор с ней не продлила Вышка.

Потерей для белорусских вузов стали преподаватели, которые выступали за протесты и поддерживали студентов, которые были отчислены по политическим мотивам.

То, что нужно делать в течение всего года, чтобы избежать профессионального и психологического выгорания, мы обычно оставляем на самый конец — вспоминаем наши достижения за год!

  • За этот год количество наших читателей увеличилось: теперь у нас 61 тысяча подписчиков «Вконтакте» и 8 тысяч читателей в Telegram-канале. 
  • Мы сильно выросли за этот год: за весенний и осенний набор в разные отделы нашей редакции прошли стажировку более 100 новых создателей контента.
  • Мы открыли отдел спецпроектов, запустили несколько новых подкастов и линейку собственного мерча, а также сильно обновили дизайн нашего Instagram-аккаунта 
  • Не растеряли наш энтузиазм и желание развивать независимую журналистику в России даже в период пандемии

Вот уже почти 7 лет мы пишем о том, что волнует студентов, на нашем сайте и в социальных сетях. В наступающем году мы планируем наконец-то обновить наш сайт, выпустить несколько спецпроектов, больше писать о проблемах высшего образования в регионах, а также расширить географию наших читателей. 

Мы благодарим наших читателей за то, что всегда были рядом, даже в такое непростое коронавирусное время, и поддерживали нас: читали, лайкали, комментировали и репостили наши материалы. 

С Новым годом,
Ваша уставшая от 2020 The Vyshka